Вы здесь

ЕВГЕНИЙ ГНЕДЫХ: «РАЗВИВАТЬ НЕ ХУТОРСКОЙ, А ЕВРОПЕЙСКИЙ БИЗНЕС»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ЕВГЕНИЙ ГНЕДЫХ: «РАЗВИВАТЬ НЕ ХУТОРСКОЙ, А ЕВРОПЕЙСКИЙ БИЗНЕС»


Уже не первый год нам твердят на всех уровнях, что Россия должна интегрироваться в европейское сообщество. Да спросите любого россиянина, хоть в столицах, хоть в провинции, разве он против того, чтобы жить по-европейски. Критериев европейской жизни много, и в числе одного из важных - чистые в санитарном отношении города. А у нас власти озабочиваются этой проблемой преимущественно в апреле, когда проводятся традиционные субботники.
Вот тогда один раз в году повсеместно идет капитальная уборка дворов, пригородных лесов, скверов и прочего. И тогда чиновники вместе с обывателями ужасаются чудовищным свалкам, невесть каким образом появившимся в самых неподходящих местах. Но как тогда понимать, что по инициативе самых высокопоставленных чиновников городской мусор Ставрополя «гоняют» по окрестностям города, определяя для него то одно место свалки, то другое.
К примеру, вот сейчас жителям села Донского и других прилежащих к Ставрополю населенных пунктов и в дурном сне не могло, наверное, присниться, что к ним будут возить отходы жизнедеятельности населения и организаций краевого центра. Возят для захоронения на местных полигонах, именуемых в народе свалками. А между тем у Ставрополя есть свой полигон для захоронения твердых бытовых отходов, и он принимает и в дальнейшем готов принимать их от мусоровывозящих компаний. Так в чем дело? - спросит не знакомый с проблемой читатель. А в том, что сбор и захоронение твердых бытовых отходов - это бизнес. И строить его можно как по-европейски, т.е. прозрачно, так и «по-русски», когда действуют по принципу: что хочу, то и ворочу.
Наша газета уже не раз обращалась к теме, зачем небольшому, в общем-то, городу Ставрополю два полигона по переработке отходов? Не лучше ли построить один в соответствии с европейскими требованиями? По логике вещей, безусловно, лучше. Но у наших высокопоставленных чиновников свои амбиции и, судя по всему, свои коммерческие интересы. И можно с большой долей уверенности предположить, что в эти интересы участие в российско-европейском партнерстве не входит.
А входит сомнительная, вызывающая гневный протест сотен жителей окрестных со Ставрополем поселений «мусорная стройка» близ хутора Нижнерусский Шпаковского района. Вопреки всем нормам экологии и интересам простых жителей здесь строится полигон-дублер Ставропольского ООО «Полигон Яр». Жители трех населенных пунктов: Рождественского, Верхнерусского и Нижнерусского в течение ряда лет активно протестуют против сомнительного в плане экологии объекта. И их можно понять. Разве место полигону по захоронению отходов на землях, где формируются родники питьевой воды, где под слоями почвы залегает крупнейшее в Европе подземное хранилище газа, где ученые полагают, что расположены останки Сарматского захоронения, т.е. памятник археологии? По логике вещей - нельзя. Но чиновники, видимо, полагают, что если нельзя, но очень хочется, то можно.
Генеральный директор Ставропольского ООО «Полигон Яр» Евгений Гнедых говорит, что вопреки всем требованиям законодательства тендер на строительство полигона около хутора Нижнерусского не объявлялся, какая конкретно строительная организация занимается возведением объекта, не афишируется, не обнародуются и имена инвесторов, финансирующих вызывающую протесты местного населения стройку.
Говорят, что ее курирует заместитель председателя правительства края Сергей Кобылкин, а строит некое ООО «Экология», одним из руководителей которого является Э. Аванесян. О последнем известно, что вроде именно его усилиями в 2008 году на землях сельхозназначения в хуторе Кизилов Грачевского района была организована несанкционированная свалка. Она и по сей день, несмотря на предписания правоохранительных органов, не ликвидирована, и как «достопримечательность» Ставропольского края предстает глазам всех, кто подлетает к аэропорту краевого центра.
Свалки плодятся в окрестностях Ставрополя. А чиновники вещают, что мусорная проблема решается. При этом в упор не хотят видеть альтернативного решения проблемы за счет строительства современного европейского завода. А между тем, руководство ООО «Полигон Яр» активно работает с зарубежными партнерами, подготовлен проект, есть договоренность о вливании западных инвестиций. И самое главное - есть вариант создания экологичного и практически безотходного производства по переработке твердых бытовых отходов, как это принято во всем цивилизованном мире. И это особенно важно в период, когда идет реформирование системы российского жилищно-коммунального хозяйства. Сегодня эта сфера вторая по близости к первоочередным нуждам людей после здравоохранения, а может даже и первая. Ведь ее услугами пользуемся все мы.
Накануне Дня работника жилищно-коммунального хозяйства мы побывали в ООО «Полигон Яр», чтобы узнать, есть ли какие-то позитивные подвижки в понимании властями решения проблемы мусоропереработки в Ставрополе. Генеральный директор ООО «Полигон Яр» Евгений Гнедых показал пачку писем от западноевропейских партнеров. Они планируют приехать в Ставрополь в середине апреля, уведомляют, что фирма-партнер «ГРАНЕКС», уже построившая аналогичные заводы в ряде стран мира, готова взять на себя закупку и поставку оборудования для ставропольского мусороперерабатывающего комплекса.
Для ставропольского правительства, мечущегося по международным выставкам со своими предложениями в поиске иностранных инвесторов, это по логике вещей должно бы быть несомненно интересным.
Сейчас в одной связке с ООО «Полигон Яр» работают и две мусоровывозящие компании. Это ЗАО «САХ» и ООО «Вита-В».
- В последнее время нам очень непросто работать, - говорит Е. Гнедых. - Стремясь задушить наше предприятие, чтобы перенаправить в ближайшем будущем потоки машин с городским мусором на строящийся полигон под хутором Нижнерусским, чиновники города и края распорядились, чтобы муниципальное предприятие «Фаун» вывозило отходы из Ставрополя в Труновский район, другие близлежащие к краевому центру территории. Не говоря о том, как это соотносится с заботой о жителях данных территорий, замечу, что удлиняется транспортное плечо, что удорожает стоимость вывоза отходов. На чьи плечи ложатся эти дополнительные затраты, можно только догадываться. У нас тарифы на вывоз и переработку отходов не повышаются, мы не залазим в карман населения. А между тем я не раз предлагал объединить в одну технологическую цепочку все мусоровывозящие компании с ООО »Полигон Яр», в том числе включить и «Фаун», чтобы можно было регулировать тарифы на вывоз мусора. А затем строить новый современный завод. Территория «Полигон Яра» вполне позволяет разместить это производство. По проекту оно может быть практически безотходным. В Чехии, где я неоднократно бывал и знакомился с работой такого предприятия, оно действует успешно, экологически безопасно, из отходов после их переработки вырабатываются тепло- и электроэнергия, которые идут на городские нужды.
- В преддверии апрельского приезда западных партнеров вы планируете провести переговоры с правительством края?
- Должно состояться межведомственное совещание по проблемам мусоропереработки в крае. Проблема остра не только в Ставрополе, но и в экологоохраняемом регионе Кавминвод. Там тоже до сих пор нет ни одного европейского завода. Очевидно, что опыт западных партнеров может быть интересным и для Кавминвод. Надеюсь, что свое авторитетное мнение по проблеме выскажет заместитель председателя правительства края Георгий Ефремов. В его зоне ответственности привлечение иностранных инвестиций, с чем дела сейчас на Ставрополье обстоят далеко не идеальным образом.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет