Вы здесь
НОВЫЙ ПРЕДМЕТ СПАСЕТ ОТ БЕД?
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).НОВЫЙ ПРЕДМЕТ СПАСЕТ ОТ БЕД?
Ирина ПОСТОВАЯ
С 1 сентября этого года в соответствии с решением, принятым на федеральном уровне, в российских школах начнут преподавать новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Курс этот в объеме 34 часов, то есть 1 урок в неделю, является обязательным для изучения в 4-м классе начальной школы наряду с русским языком, математикой, чтением и т.д.
Апробация, которая велась в течение двух лет в 21 регионе России, в том числе и у нас на Ставрополье, показала: школы и родители готовы к введению «Основ религиозных культур и светской этики».
С выбором учебного модуля, а их разработано шесть: православная, исламская, буддистская, иудейская культуры, основы мировых религиозных культур и светская этика, школьники и родители должны были определиться в течение трех месяцев с января по март включительно.
Следует отметить, что если брать в целом по стране, еще на этапе апробации большинство учащихся выбирали основы светской этики, потом по популярности шел курс православия и на третьем месте - мировых религий. Дальше по убывающей - ислам, буддизм и иудаизм. Сейчас ситуация сходная. У нас в крае больше всего желающих было изучать православие. Но в то же время в Министерстве образования региона отмечают, что востребованными были все учебные модули.
Следует отметить, что уроки ориентированы на общее знакомство учащихся с религиями, культурой, историей, традицией, нравственными ценностями и выдающимися представителями. Оно не включает изучения специальных богословских вопросов, не содержит критических оценок других религий и мировоззрений. Преподавание светской этики основывается на общих для всех гражданских нравственных ценностях и нормах, а не на мировоззренческих и религиозных различиях.
Светский характер курса и в целом образовательного процесса в российских школах не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Хотя о них может быть рассказано на уроках. В случае особой необходимости (например, содержащиеся уникальные экспонаты духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей каждого учащегося и при согласовании с представителями религиозных организаций. При этом школьники не должны участвовать в богослужениях или других религиозных обрядах.
Так как по задумке авторов курса он должен воспитывать толерантность к другим культурам и направлен на то, чтобы дети одной веры могли узнать о традициях других религий, в программе нового предмета прописано, что в начале и в конце изучения любого модуля обязателен совместный урок для всего класса, чтобы дети могли обменяться мнениями.
Будут или нет ставить оценки по новому предмету, пока еще не решено. В Минобре говорят, что он нацелен не столько на получение знаний, сколько на воспитание и социализацию учащихся.
Причем с введением его в обязательную школьную программу работа над модулями не закончится. Будет обсуждаться и то, как преподавать «основы религий» в старших классах.
Отдельный вопрос - подготовка педагогов. Курсы повышения квалификации уже прошли свыше 38 тысяч учителей. А всего их должно быть подготовлено почти 70 тысяч. В идеале в каждой школе должны появиться шесть разных педагогов, чтобы даже пара человек, решивших изучать, допустим, буддизм, не осталась «за кормой». Там, где учителей мало, планируется использовать возможности дистанционного образования.
И еще, новый предмет не предназначен для того, чтобы обратить детей в какую-то веру. Он имеет не миссионерский, а сугубо культурологический характер. Так что какой-то сверхъестественной пользы от этого ждать не приходится: детей за один урок в неделю не воспитаешь. Но им хотя бы можно будет рассказать о наличии сект, субкультур, которые имеют религиозную подоплеку, говорят эксперты.
Хотя согласно результатам мониторинга, который вел Минобрнауки РФ, большинство родителей тех регионов, где проходила апробация «Основ религий и светской этики» признали, что новый предмет полезен. Более 60 процентов взрослых уверенно говорят, что стали ближе общаться с детьми, что дети стали охотнее обсуждать с родителями то, что происходит в школе.
Единой точки зрения о том, хотели бы они, чтобы в школе детям преподавали «Основы религии и светской этики», нет и быть не может и у ставропольских родителей. Сколько людей, столько и мнений. Приведу лишь некоторые из них.
Елена Антонова, жительница г. Ставрополя:
- К появлению в школьной программе нового предмета я отношусь положительно, в том числе и потому что в прошлом году этот курс изучала дочь одной из моих знакомых. Уроки, по словам детей, были очень интересные: речь на них шла, в том числе, о том, какие поступки хорошие, а что делать плохо. Думаю, что подрастающее поколение должно иметь хоть какие-то нравственные ориентиры, и узнать о них ребята могут именно на таких уроках.
Ангелина Смирнова, пенсионерка:
- Если честно, к идее проведения подобных уроков отношусь отрицательно. Школа у нас светская и должна оставаться такой. А если кто-то хочет, чтобы его ребенок изучал какую-то религию, существуют воскресные школы, где обучение осуществляют не сторонние люди, имеющие об этих вопросах весьма отдаленное представление, а представители духовенства. Я против введения подобных курсов еще и потому, что школьная программа и без того у нас чрезвычайно перенасыщенна и сложна, в первом классе школьники проходят уравнения, а к четвертому учиться становится тяжелее в разы. И детей, наоборот, нужно разгружать, а не дополнительно усложнять обучение.
Наталья Гнедых, г. Михайловск:
- Моя дочь учится во 2-м классе. На вопрос о том, как я отношусь к тому, что в 4-м классе ей придется изучать новый предмет, отвечу отрицательно. Да, может быть, общие сведения о том, какие религии существуют, детям и нужны, только намного позже, а в 4-м классе они и осмыслить-то подобную информацию не сумеют. Да и нас, если помните, подобным вещам обучали уже в вузах.
Любовь Перковская, пенсионерка:
- То, что в школе вводится новый курс - неплохо, и может, тогда о нынешних ребятах уже не будут говорить, что они потерянное поколение. В любом случае, мы все должны быть добрее друг к другу, терпимее, милосерднее, и если детей учить этому, может, наконец, жизнь станет лучше.
Так или иначе, все мы понимаем, что новому предмету в нашей школе быть. А что из этого получится в итоге, какие результаты будут достигнуты и изменится ли что-либо на самом деле, покажет время.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru