Вы здесь

КАК ПРИМАГНИТИТЬ НАШИ ОВОЩИ К СЕТЯМ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

КАК ПРИМАГНИТИТЬ НАШИ ОВОЩИ К СЕТЯМ
Галина Сергушина

Раньше на Руси говорили: «Хлеб да каша - пища наша». Сегодня доктора рекомендуют включать в рацион не менее половины овощей и фруктов. Да вот беда: в нашем крае за постсоветские годы это производство упало в десятки раз. Сегодня в рейтинге по производству овощей Ставропольский край находится на 23-м месте в Российской Федерации. А по урожайности и вовсе в аутсайдерах - на 70-м месте.
Однако в последние пару лет власти спохватились и решили морально и материально поддерживать тех, кто берется за трудоемкое и пока еще не особо прибыльное выращивание витаминной продукции. Недавно 19 крупных и мелких производителей овощей в открытом грунте создали некоммерческое партнерство овощеводов. Одна из главных целей - пробиться со своей продукцией на прилавки крупных и популярных торговых сетей.
В производстве овощей на Ставрополье, как рассказал «Ведомостям» директор партнерства, заслуженный работник сельского хозяйства РФ, профессор Владимир Целовальников, наблюдается стабильная тенденция роста. Причем в 2011 году этот рост составил почти 36 процентов. И если исходить из нормативов потребления овощей, рекомендуемых диетологами, то в расчете на каждого жителя края их выращивается уже достаточно. Но это без учета ассортимента. Однако сегодня вряд ли найдешь человека, который в южном регионе ограничивался бы присутствием на своем столе только лука и картошки. Ими край себя способен обеспечить. Остальные пока в дефиците. Т.е. едим привозные.
Но перспективы по производству собственных - оптимистичные. При этом мотором в возрождении отрасли стали крестьянско-фермерские и личные подсобные хозяйства. И еще один важный акцент - за непростое, но перспективное производство взялись молодые.
Одним из центров развития стал бывший в советское время овощным оазисом края Изобильненский район. Здесь развивают производство сразу несколько овощеводческих хозяйств. Крупные производители работают в Ипатовском районе. При этом часть овощей выращивается на капельном орошении, что, как известно, весьма развито в Израиле, стабильно поставляющем на наши прилавки редиску, морковку и сладкий перец.
Несколько индивидуальных предпринимателей наращивают производство овощей на востоке края. Причем ассортимент широкий: томаты, огурцы, лук, капуста, зеленные культуры. Желание разводить овощи появилось даже у руководителей некоторых хозяйств Арзгирского района, где овощами никогда не занимались. Причем все больший интерес проявляется к капельному орошению.
- Капельное орошение может стать мощным рычагом повышения урожайности в овощеводстве. Именно этот способ полива позволяет обеспечить подачу влаги овощным растениям в критические периоды роста и развития в необходимых количествах. Особо подчеркну, что капельное орошение является одним из приемов ресурсосберегающих технологий, поскольку здесь четко можно регламентировать количество и качество воды в соответствии с биологическими потребностями овощных культур, - говорит Владимир Целовальников. По его мнению, большим подспорьем в развитии отрасли может стать минсельхозовская целевая программа «Развитие овощеводства в Ставропольском крае».
Пионерами внедрения капельного орошения на овощных плантациях края стала группа предпринимателей-энтузиастов во главе с Александром Портновым. Большинство из них - выпускники Ставропольского сельхозинститута, окончившие его с красными дипломами. Сам Александр - уроженец Левокумского района и еще на институтской скамье решил, что будет заниматься овощами.
- Он был моим студентом и подавал очень большие надежды как специалист, - говорит профессор Целовальников. Кстати, отец Александра Павел Иванович Портнов - известный в крае картофелевод.
Еще один «продвинутый» овощевод - Игорь Баранов. У него солидные плантации и неплохая урожайность.
Те, кто возрождает в крае овощеводство, понимают, что вырастить продукцию - полдела, а далее ее нужно сохранить и продать. К примеру. Портновы построили свой логистический центр на 1,5 тысячи тонн хранения с перспективой увеличения емкости вдвое. Есть своя сортировка, фасовка, упаковка. Свое овощехранилище на 30 тысяч тонн имеет и Баранов. Планы по созданию хранилищ вынашивают предприниматели востока края.
- На востоке - уникальные условия для выращивания овощей: солнце, орошение и люди, которые готовы и хотят этим заниматься, - отмечает Целовальников.
Возникнет вопрос: где взять качественные семена? Есть они и в Ставропольском крае, и в других регионах. Но пока пионеры возрождения ставропольского овощеводства на капельном орошении отдают предпочтение голландским, считают, что они надежнее. Однако с развитием отрасли, видимо, будет развиваться и семенное овощеводство. Не все же покупать за границей.
Сегодня некоммерческое партнерство ставит непростую задачу - войти со своей продукцией в самые популярные в крае торговые сети. Это магазины «Магнит», которые посещают в основном небогатые слои населения. А небогатых у нас несравненно больше богатых. И люди охотно ходят в «Магниты». Представители партнерства выезжали в Краснодар на переговоры с ЗАО «Тандер» - владельцем этой торговой сети. У «Тандера» - миллиардные обороты, его магазины «накрыли» всю Россию. Продаются в них не только кубанские овощи-фрукты, но и экзотические заморские.
На Ставрополье у «Тандера» есть свой накопительно-распределительный центр - в городе Лермонтове. Условия поставок от производителей - жесткие. Но партнерство намерено добиться того, чтобы ставропольские овощи появились в «Магнитах». Для этого придется конкурировать и ценой, и качеством.
Еще одна амбициозная цель - войти со своей продукцией в сеть магазинов «Метро». Справедливости ради нужно сказать, что сегодня ставропольские витамины можно купить в торговой сети «Тройка», «Семья» и «Триумф». Их хозяева - наши местные предприниматели. Однако по количеству торговых точек эти сети ни в какое сравнение не идут с «Магнитами». Судя по всему, наши предприниматели, да и власти тоже, в свое время протормозили ситуацию, когда потребность в открытии недорогих, предлагающих людям широкий ассортимент продуктов в шаговой доступности от дома магазинов была велика, чем воспользовались более предприимчивые краснодарцы.
Надо отметить, что сейчас и кроме членов овощеводческого партнерства в крае есть фирмы, которые предлагают покупателям мытую и фасованную овощную продукцию. Две известных работают в Новоалександровске и Буденновске. А всего в базе данных некоммерческого партнерства уже 75 таких предприятий, почти вчетверо больше, чем вошли в объединение. Так что есть возможности для сотрудничества.
Огорчает лишь одно. Несмотря на постоянно пропагандируемую акцию «Покупай Ставропольское!», определить на торговых прилавках, ставропольское ли это, непросто. Местная продукция в торговле не выделяется. Чисто ставропольское предлагают на ярмарках. Но ведь далеко не каждый пойдет толкаться в очереди на улице, когда требуется пара огурцов и помидоров на салат или килограмм картошки на борщ или жаркое.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет