Вы здесь
Двери закрываются - культура забывается?
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Двери закрываются - культура забывается?
Марина Кандрашкина
Каждый день по Ставрополю в разных направлениях курсирует 74 троллейбуса, доставляя до пункта назначения более 24 тысяч человек. Тоже разных и совсем не похожих друг на друга: по полу, возрасту, вероисповеданию, взглядам на жизнь и, главное, культуре поведения. Поэтому я всегда с уважением, но порой и великим сочувствием отношусь к кондукторам. Железные нервы и самообладание - вот, наверное, обязательные качества, которыми должен обладать представитель этой профессии. Во всяком случае, к такому выводу я пришла, целый день катаясь по городу на общественном транспорте и общаясь с кондукторами, которые и стали очередными героями нашей рубрики «Взгляд со стороны».
Кстати, знаете ли вы, читатель, что протяженность троллейбусных линий в Ставрополе составляет 103 километра и троллейбусы курсируют по 8 маршрутам? Конечно, учитывая, как растет и развивается город, это капля в море, и маршруты нужно если не расширять, то хотя бы обратно возвращать еще те четыре, которые действовали раньше. Однако...
- Не скрою, телефонные звонки с просьбами вернуть № 3 и № 6, довольно часто раздаются в МУП «Троллейбусное предприятие». И мы сами рады бы это сделать, как и продлить время работы троллейбусов до 2 ночи, увеличить количество единиц, выходящих на маршруты, но где взять рабочие кадры? - замечает первый заместитель директора по эксплуатации Андрей Дзюбленко.
Да уж, что ни говори, а со штатным составом в МУП ситуация, действительно, складывается аховая. Вот уж парадокс. В городе сотни безработных, предприятие постоянно публикует объявления с грифом «требуются», даже готово обучать за свои средства новичков и платить им стипендию в размере 5 тысяч рублей, а желающих, что называется, кот наплакал. Кондукторский состав укомплектован на 2/3 и состоит из 63 человек. Вместо 200 водителей работают 128.
Сказать, что в МУП зарплаты маленькие? Как уверяет А. Дзюбленко, данное предположение не имеет под собой оснований. Порой они достигают 30 тысяч рублей, и начальство при любой возможности старается премировать сотрудников, как и зарплату старается выплачивать вовремя. Так что же тогда происходит? Осмелюсь предположить, что причина такой пассивности кроется, скорее всего, в психологическом факторе. Согласитесь, читатель, что далеко не каждый из нас сможет выдержать как многочасовое общение с людьми, так и сумасшедший график работы сотрудников МУПа.
Шутка ли, рабочий день кондуктора и водителя начинается в четыре утра. Именно в такое время транспорт предприятия забирает сотрудников со всего города и привозит на работу. И хотя первый выезд из депо запланирован на 05.50, оставшийся час проносится незаметно: бригаде нужно успеть не только подготовить троллейбус, но и самим получить путевку, пройти медицинский осмотр, инструктаж по технике безопасности и противотеррористической угрозе. Ведь вместимость троллейбуса составляет 110 человек, и логично предположить, что, отправляясь в путь, водитель несет ответственность не только за свою жизнь и здоровье. Собственно поэтому подготовке как машины, так и персонала уделяется повышенное внимание. Но вот все правила соблюдены, троллейбус выходит в рейс, и на первой остановке заходим мы, пассажиры.
Вот, честно, наблюдая за тем, как ведут себя некоторые ставропольцы в общественном транспорте, у меня невольно сложилось впечатление, что элементарные правила поведения у нас забываются, как только закрываются двери троллейбуса.
- Ты хоть помнишь, что у тебя сын есть? - посвящала весь салон в свои семейные дрязги женщина лет 30. - Да я тебя родительских прав в два счета лишу. Ты когда последний раз алименты платил? А при чем здесь, что он прошлый месяц жил у тебя? Еще раз повтори, кто я? Да ты...
Но дальнейшего описания портрета нерадивого отца так и не последовало. Заметив, с каким любопытством сидящие в салоне пассажиры смотрят на развернувшееся шоу, раздосадованная брюнетка не нашла ничего лучшего, как переместить свой гнев со словами «а вы что уши греете?» на них.
- Блин, не общество, а сплошное быдло, - резюмировала она, рассказывая о своих злоключениях теперь уже по телефону некой Олесе.
Впрочем, недалеко от хамоватых дам ушли и представители сильной половины человечества, которые тоже отнюдь не спешат соблюдать правила этикета. Но приведу конкретный пример.
Наверное, каждый из нас, читатель, хоть раз, но катался на троллейбусе № 244. Если же не доводился случай или вы предпочитаете ездить по Ставрополю на личном авто, советую зайти в него хотя бы ради любопытства. Везде картинки с цветами, шарики, оригами, для совсем юных пассажиров в углу разместилась коробка с игрушками... Словом, водитель и кондуктор в одном лице В. Гаева сделала все от нее зависящее, чтобы наша дорога до пункта назначения из серой и скучной превратилась в маленькое красочное приключение. Вот только понравилось оно далеко не всем.
- Я как-то привыкла к тому, что все пассажиры радуются, заходя сюда. Мне вот одна женщина даже рассказывала, что к ней зимой приезжали гости из Москвы, так она, показывая местные достопримечательности, приводила их даже сюда, - делится Валентина Михайловна. - А недавно зашел в салон мужчина лет 60 и на выходе, оплачивая проезд, заметил: «Хотел бы я посмотреть, как ты все это сдирать будешь. Нечего тут захламлять общественный транспорт».
Ну, что тут скажешь? Могут люди у нас быть благодарными, как в прямом смысле - даря на праздники цветы кондукторам, угощая шоколадками, звоня руководству МУП с просьбой, чтобы сотрудников премировали, - так и в переносном.
Троллейбус № 4. Час пик. На одном из мест сидит молодой мужчина, разговаривает по телефону. Вокруг него теснятся три женщины с большими пакетами и сумками. Тот что-то бурно обсуждает, пока в троллейбус не заходит девушка модельной внешности: красиво одетая, с прической и ярким макияжем. Взгляд мужчины тут же обращается в ее сторону...
- Ну все, пока, я перезвоню. Присаживайся, красавица. Что тебе в такой толпе тесниться? - выдает объект моего наблюдения.
Девушка, лучезарно улыбнувшись, не стала отказываться от предложения и, удобно усевшись, продолжила знакомство со своим «спасителем». А женщины с авоськами так и остались стоять... И знаете, читатель, мне стало как-то неловко и обидно за них. Неужели только молоденькие красавицы заслуживают элементарного мужского уважения?
- Знаете, за 33 года работы водителем и кондуктором на троллейбусе ко многому привыкаешь, - заметила В. Гаева, когда я поделилась своими наблюдениями. - Даже к тому, что часть пассажиров пытается выместить злобу на нас. Ведь угрозы на весь салон типа «мы тебя еще встретим» или «вас завтра уволят» раздаются довольно часто.
Чем же гневят кондуктора пассажиров? В том-то и дело, что зачастую все происходит, как в той басне, где «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Вот и здесь конфликт может вспыхнуть на пустом месте. Попросит ли кондуктор найти вместо тысячной купюры более мелкую, разменяет ли сто рублей железными десятками, сделает ли замечание молодежи, зашедшей в транспорт с пивом, - все это вызывает массу недовольства ставропольцев, и сотрудник рискует нарваться на нецензурную ругань.
И что любопытно, зачастую инициаторами «боевых действий» становятся даже пожилые люди. Например, когда, зайдя в троллейбус, они не проходят на середину салона, а толпятся у двери, чтобы удобнее было выходить. Вот только удобства в этом мало как самим старикам - можно легко оказаться придавленным дверью, так и пассажирам, которые не могут обойти их. В итоге - очередной скандал, где крайними оказываются... водитель и кондуктор, у которых «глаза не на том месте, раз не видели, что мы еще не отошли».
Но все же, как ни крути, а из слов моих собеседников выходит, что своего апогея людское хамство достигает, когда в Ставрополе начинается час пик и город стоит в пробках.
- Как-то на пересечении Доваторцев и Лермонтова случилась авария. Куча машин, два экипажа ДПС, и мы стоим в пробке. Три минуты. Пять. Семь. Остановок поблизости нет, возможности объехать аварию тоже, - рассказывает случай из собственной практики водитель Игорь. - Люди начинают просить, чтобы открыли дверь. Кондуктор объясняет, что при всем желании этого делать нельзя. Мол, машины кругом, вы выйдете и под колеса попадете. Словом, потерпите еще минуту, и уже поедем. Однако все стали вскакивать с мест.
В итоге на водителя и кондуктора посыпался шквал нецензурной брани, и, пока троллейбус не тронулся, постепенно к «интеллигентной беседе» подключались все новые пассажиры.
Кстати, подобная история повторилась, и когда я в качестве наблюдателя путешествовала по городу. В тот день на улице Ленина какое-то время не работал светофор. И из-за этой неразберихи на дороге началась вакханалия. Машины сплошным потоком ринулись вперед, и если маршрутки и пазики еще как-то лавировали между ними, то рогатым великанам пришлось несладко, ибо никто из водителей не считал нужным уступать место общественному транспорту. В итоге троллейбус немножко задержался. И не успели люди зайти в салон, как начался допрос с пристрастием: по какому телефону звонить, чтобы пожаловаться на задержку транспорта, почему не укладываетесь в график, за что вы берете 11 рублей, мы не будем оплачивать проезд, раз вы некачественно выполнили услугу.
Возмутившись такой несправедливостью и будучи лицом незаинтересованным, я решила восстановить справедливость и попыталась объяснить, что случилась авария, никто не виноват. Вот только на свои, казалось бы, вполне убедительные доводы услышала:
- А мы при чем?
Действительно, ни при чем. Но ровно так же ни при чем и водитель, сидящий за баранкой, ни при чем и кондуктор, то и дело бегающий по салону за оплатой, так как молодежи лень подойти к его креслу. Знаете, какое-то время назад в нашей стране витала в воздухе идея о создании особой общественной полосы, по которой могли бы ездить только троллейбусы и автобусы - словом, транспорт общественного движения. И честное слово, смотрю я на это безобразие на дорогах и очень сожалею, что хорошая и правильная инициатива, решившая бы ряд проблем, пока так и осталась на бумаге.
Но хватит о грустном. Тем более что даже в такой сложной и даже, не побоюсь этого слова, адской работе есть место курьезам и веселым случаям. Вот какая забавная история произошла однажды с одной из знакомых. Ольга - человек суеверный, всегда обращает внимание на разные знаки судьбы. Оплатив проезд, она увидела, что стала обладательницей так называемого счастливого билетика, в котором первые три цифры в сумме давали число 9 и последние тоже.
- К счастью, - решила девушка. И незаметно смяв билет... проглотила его. А теперь представьте выражение ее лица, когда в транспорт зашел контролер. Смеялись всем автобусом.
Вот, собственно, и все. И напоследок. Рассуждать о том, почему возникают различные неприятные ситуации, и искать виноватых можно долго. Но, наверное, каждый из нас должен начать с себя: где-то сдержаться, когда наступят на ногу, и не полениться извиниться. Какие бы досадные случаи ни происходили, не следует оставлять свое воспитание и вежливость за дверями общественного транспорта... Он ведь потому и общественный, что предполагает поведение цивилизованного человека, а не дикаря. А тогда и работа у кондукторов будет проще, и настроение лучше.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru