Вы здесь
ЗА УСЛУГОЙ - К ЛИЦЕНЗИАТУ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).25.07.2012
ЗА УСЛУГОЙ - К ЛИЦЕНЗИАТУ
ГАЛИНА СЕРГУШИНА
Несмотря на изрядный перечень контролирующих органов, мы, пользуясь теми или иными услугами, бывает, попадаем впросак. Что греха таить, находятся еще сапожники, которые пытаются печь пироги, и пирожники, тачающие сапоги. Из этого же ряда псевдоцелители, которые пытаются лечить людей самодельными снадобьями от всех болезней. Да мало ли всяких обманок для потребителя таит в себе наш все еще диковатый рынок услуг. Обжигаемся и ругаем государство: мол, не защищает наши интересы, не контролирует. Но дело в том, что о некоторых функциях государства, направленных на защиту наших интересов, мы просто знаем очень мало или не знаем совсем. Вот, к примеру, лицензирование. Оно уже много десятилетий - норма на Западе. А у нас стало применяться не так уж давно. Между тем это разрешительная система, которая обозначает те социальные или экономически важные направления, где действует государственный контроль разрешительного характера.
К примеру, все ли знают, что каждое медицинское учреждение, независимо от формы собственности: государственное, муниципальное, частное, должно иметь лицензии на право осуществлять лечение пациентов по различным направлениям: кардиологическому, хирургическому и т.д. Это касается и индивидуальных предпринимателей. В лицензии должно быть прописано, в каком помещении будет проводиться лечение, на каком оборудовании, какую квалификацию должны иметь врачи и т.д. Нет лицензии - лечить не имеешь права.
Лицензионной работой по важнейшим направлениям: медицинской, фармацевтической деятельности, обороту наркотических и психотропных средств, розничной продаже алкогольной продукции, а также обороту лома черных и цветных металлов, занимается комитет правительства Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию.
Подробнее о работе комитета в этой сфере мы попросили рассказать заместителя председателя - начальника отдела лицензирования Александра Дейнеко. Александр Олегович сам по профессии медик, заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации, организатор здравоохранения высшей квалификационной категории.
- Александр Олегович, что главное в лицензировании, важное для понимания простыми людьми?
- Лицензирование - это отслеживание тех стандартов деятельности и условий, которые должны выполняться в обязательном порядке. Здесь есть вопросы юридического характера, профессионально-качественного. Лицензионное дело - это целый процесс. Кроме собственно выдачи разрешительного документа , он включает в себя и контрольные функции по соблюдению лицензионных требований. При осуществлении ряда контрольных функций мы привлекаем аттестованных экспертов.
Хочу напомнить, что в настоящее время лицензии, выданные на медицинскую, фармацевтическую деятельность, на деятельность, связанную с реализацией лома черных и цветных металлов, - бессрочны, что создало более благоприятную обстановку в работе хозяйствующих субъектов.
- В западных странах лицензируется деятельность конкретных врачей, а не только медучреждений.
- Что касается вашего вопроса о лицензировании врачей, то за этим - будущее. Необходимо, чтобы врач получал лицензию и приходил с ней устраиваться на работу в аккредитованную медицинскую организацию или занимался индивидуальной трудовой деятельностью. Это значительно повысит индивидуальную ответственность за выполняемую работу во всех аспектах деятельности врача (морально-этическом, юридическом и финансово-экономическом). На сегодняшний день ответственность несет в основном медучреждение. Из индивидуального лицензирования сразу будет вытекать обязательное страхование ответственности врача.
Люди становятся юридически более грамотными и ошибки, халатность, невнимательность к своему здоровью, здоровью своих родственников совершенно справедливо не хотят прощать.
- Очевидно, что лицензирование личной деятельности врача и страхование его ответственности должно позволить выявить лучших специалистов?
- Конечно, персональная ответственность нужна. Она даст определенную свободу и самому доктору. Он будет предлагать свою лицензию работающему предприятию или организовывать свое дело. Практика мирового сообщества говорит, что так оно и должно делаться. Только лицензионный контроль там осуществляется профессиональным сообществом.
- Видимо, саморегулируемыми общественными организациями врачей?
- Если мы говорим о развитых странах, то там выстроено гражданское общество с соответствующими ассоциациями по видам деятельности. И там не допустят человека с недостаточным опытом или практическими навыками к профессиональной деятельности. Это то, к чему мы обязаны стремиться. Но сегодня наше действующее законодательство не предусматривает личного лицензирования врачей. Для России - это дело хоть и недалекого, но будущего.
- Еще одно важное направление вашей работы - лицензирование розничной продажи алкогольной продукции. Какие здесь проблемы?
- Проблем достаточно. Это и организационные вопросы. Например, у нас недостаточное количество специалистов для адекватного охвата плановыми и внеплановыми контрольными проверками соискателей лицензий и лицензиатов. Это и несовершенство нормативно-правовой базы.
- А в чем ваши разрешительные функции относительно алкоголя?
- Для получения лицензии первое условие - это оплата госпошлины. Второе - должно быть помещение с соответствующим метражом не менее 50 квадратных метров торговых или складских помещений. Торговая точка должна быть оборудована кассовой техникой и сигнализацией, введенной в эксплуатацию. Кроме того, помещение, в котором предприниматель работает, должно находиться у него на законных основаниях: в собственности или в аренде. И оно не должно находиться в тех местах, которые запрещены законом.
- Случалось ли лишать лицензий медиков, торговцев алкогольной продукцией?
- Право на прекращение действия лицензии имеет только суд. Мы имеем право в ряде случаев при нарушении лицензионных требований приостанавливать действие лицензии. В основном наши обращения в суд были связаны с непредоставлением деклараций о розничной продаже алкогольной продукции. Государству важно знать, сколько на его территорию ввезено продукции, сколько произведено и сколько продано. Только таким образом можно выяснить, сколько неучтенного алкоголя в стране, сколько контрафактной продукции. Декларации помогают понять, сколько ввезено алкоголя в субъект федерации и сколько продано. Если продано больше, чем ввезено и произведено, возникает резонный вопрос: откуда взялась «лишняя»? Очевидно, что это теневой бизнес. Выявление теневого бизнеса - уже задача правоохранительных органов. Мы занимаемся только лицензированием деятельности.
- Но вы даете какую-то статистику правоохранительным органам?
- Если они обращаются к нам с запросами по конкретным организациям, мы отвечаем. А статистические данные они берут в Росстате. Хочу отметить, что у нас есть сайт комитета. Он информативен, там есть полный реестр всех действующих на сегодняшний день в Ставропольском крае лицензий как в сфере медицинской, фармацевтической деятельности, так и в сфере реализации алкоголя и оборота лома черных и цветных металлов. Любой человек в открытом доступе может посмотреть, сколько лицензиатов в его городе, районе. Таким образом выяснить, покупал ли он продукцию в организации, имеющей лицензию или нет.
- Обычные жители края могут обратиться к вам с какими-то вопросами по поводу лицензиатов, может быть, с жалобами?
- Обращаются, и много. Жалоба может быть подана по телефону, прислана на сайт, почтой, электронной почтой. И нет ни одного случая, чтобы мы оперативно не отреагировали. Тут важно, чтобы это было в рамках полномочий комитета. Наши контрольные функции строго регламентированы законодательством. В том числе количество и периодичность проверок, их объем. Внеплановые проверки, в том числе по жалобам граждан, согласуются с прокуратурой, если такое согласие дано, проверяем.
- Анонимки шлют?
- Закон в этом случае говорит, что анонимные жалобы не рассматриваются.
- Предусматривается ли какое-то наказание для медучреждений, которые нарушают лицензионные требования?
- Обязательно. Если штраф обращен к организации, он может быть от 200 до 500 тысяч рублей за одно какое-то нарушение. Если индивидуальный предприниматель, то штраф как физическому лицу - три-четыре тысячи.
- Александр Олегович, третье направление вашей деятельности - лицензирование в сфере оборота черных и цветных металлов. Какие здесь особенности?
- Мы, выдавая лицензию, обеспечиваем проверку всех условий этой организации по качественной работе в приемке лома. Т.е. наличие соответствующих помещений, весового оборудования, прессов. Для цветных металлов - это лаборатории, которые ведут радиационный контроль. Для этого должно быть оборудование. Мы контролируем, чтобы оборудование было и при открытии, и в ходе дальнейшей работы.
- Оборот металлолома называют золотой жилой. Не случайно воруют чугунные крышки с канализационных люков и медные самовары с дач.
- Данная проблема в поле зрения правоохранительных органов и в нашу сферу деятельности не входит. Это не относится к лицензионному контролю. Мы должны обеспечить условия для нормальной, добросовестной и качественной работы.
- Какая работа проводится по снижению коррупционных рисков? Ведь любая разрешительная деятельность в руках чиновников, к сожалению, постоянно несет в себе примеры противоправных действий, попыток что-то состричь за выдачу любого разрешения?
- Самое главное в снижении коррупционных рисков - это регламентированность, «прозрачность» работы, организация обратной связи с населением. Вы, возможно, обратили внимание на размещенный в коридоре информационный стенд, где указаны телефоны, по которым можно позвонить в случае неправомерных действий чиновников. Контактные телефоны можно найти на сайте комитета, так же как и исчерпывающую информацию, связанную с лицензированием. Здесь же размещен план предстоящих проверок.
- А внутри со своими сотрудниками вы проводите какую-то работу?
- Каждый отдел точно знает, сколько времени может у него находиться заявление соискателя лицензии для рассмотрения и принятия решения. Ни одна служба не имеет права нарушать сроки, раньше можно, позже нельзя. Регламенты у нас опубликованы. Важно прийти к такому этапу электронного правительства, когда человек по Интернету сможет направлять документы, посмотреть, у какого специалиста они находятся. В настоящее время комитет к этому готов. Сегодня любой человек из любой точки страны может прислать нам на портал госуслуг заявление, что он хочет заниматься медицинской или фармацевтической деятельностью в Ставропольском крае. Эта информация поступает на компьютер специалиста лицензионного отдела. А далее специалисты уже будут по документам смотреть, что у заявителя для этого есть. Мы готовы принимать в электронном виде всю документацию.
Однако существует перечень документов, установленный федеральным законодательством, которые человек должен предоставлять лично или по почте, либо через своего представителя заверенные нотариально. Когда мы двинемся дальше и будем иметь возможность получать заявления с портала госуслуг, это должно быть с 1 января 2013 года, то мы вообще минимизируем контакт специалистов с заявителями на получение лицензий на продажу алкоголя и оборот лома черных и цветных металлов. Мы надеемся, что к этому времени и федеральное законодательство будет подработано. Сейчас речь идет о том, что нотариусы смогут заверять какие-то документы в электронном виде. Мое глубокое убеждение, что регламентирование и информирование - основа снижения коррупционных рисков. Все приказы, постановления, которые готовятся в комитете, обязательно проходят антикоррупционную экспертизу. Это процедура сложная, но полезная и необходимая. Чем активнее и качественнее работает лицензионная служба, тем больше доверия будет у населения к тем организациям, которые мы лицензируем.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru