Вы здесь
НАЗАД, В ПОДВОРОТНЮ!
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).25.07.2012
НАЗАД, В ПОДВОРОТНЮ!
АЛЕКСАНДР ЕМЦОВ
Именно такое направление дает любителям выпить новое постановление правительства края об ограничениях времени и мест розничной продажи алкоголя.
НЕВИДАННОЕ СОБРАНИЕ ИЗ 1500 ЧЕЛОВЕК
Утром 15 июля Зеленый театр парка «Центральный» в Ставрополе был забит до отказа. Но не звездный эстрадный концерт или, там, захватывающая театральная постановка шли на сцене. В зале бушевало собрание. Присутствовавшие полторы тысячи предпринимателей Ставрополя и других городов - согласитесь, по пустяковому поводу такое количество людей не соберешь, - требовали отменить только что вышедшее постановление правительства края номер 207-п от 25 июня, которое уже успели окрестить «пьяным». То ли из-за его тематики - называется «О дополнительных ограничениях времени и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Ставропольского края». То ли из-за метода подготовки - мутного, как самогон, скрытного, без всякого предварительного обсуждения и совета с общественностью, что явно далеко от декларируемой властью открытости. То ли из-за последствий, которые для бизнеса общественного питания будут поистине как спиртное для человека: сногсшибательными и сжигающими.
Участники собрания приняли резолюцию, где потребовали создать конфликтную комиссию для доработки постановления. Резолюция направлена вице-премьеру правительства РФ, полпреду президента в СКФО А. Хлопонину, прокурору РФ Ю. Чайке, уполномоченному при Президенте страны по делам предпринимателей Б. Титову, президенту «Опоры России» С. Борисову.
На собрании присутствовали представители правительства края, администрации Ставрополя. Но - молчали. Нечего было возразить?
Вообще-то это было уже третье обращение бизнеса к власти по поводу постановления. Прямо скажу, не помню случая, чтобы народ у нас в крае так бунтовал по поводу какого-нибудь циркуляра власти. Чтобы рядовой и, в общем-то, технический документ правительства имел такие нешуточные политические последствия - с многолюдными собраниями, с обращениями на самый верх.
Что же неладно в нашем королевстве?
ДОКУМЕНТ В ЗАЩИТУ НАРОДА НАРОДУ НЕ НРАВИТСЯ
Но сначала о самом постановлении. На первый взгляд, в нем нет ничего, что может поднять народ на митинг. Наоборот, пропитано духом защиты народа, и особенно подрастающей его части, от тлетворного влияния зеленого змия. Запрещает розничную продажу алкоголя сразу шестью пунктами. Пункт 1.1 - в обычные дни с 22 часов вечера до 10 часов утра; пункт 1.2 - в День знаний 1 сентября; пункт 1.3 - в дни торжественных линеек в школах, посвященных окончанию учебного года; пункт 1.4 - в организациях культуры; пункт 1.5 - в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых парками, скверами, пляжами); пункт 1.6 - на территориях, расположенных на расстоянии менее ста метров от детских или образовательных организаций.
Ну и что, скажет рядовой читатель, все верно. Раз запретили торговать в розницу алкоголем, значит, и пить будут меньше. Пусть привыкают в парках культурно отдыхать. Катаются на аттракционах, бегают, прыгают, поднимают тяжести...
Но то читатель. А предприниматели увидели в постановлении прямое нарушение своих прав. И более того - нарушение федерального законодательства.
В вышеперечисленных пунктах 1,1, 1,2, 1,3 и 1,6 есть приписка: «за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания». В пунктах же 1.4 и 1.5 такой приписки нет. Это значит, что везде по городу в ресторанах, кафе и прочих заведениях, даже возле школ, продавать этот самый зеленый змий можно, а вот в том же кафе или ресторане, расположенном в театре или кинотеатре, парке культуры или даже сквере - нельзя.
Предприниматели уверены, что это неправильно. Приписка в этих пунктах должна быть. Ее исключение - явный перегиб, вызванный, как сказали бы юристы, чрезмерной свободой подзаконного нормотворчества и продиктованный популизмом.
Хозяин одного из кафе в парке Победы Ставрополя А. Колегов рассказывает:
- В начале девяностых годов городские власти меня уговаривали открыть здесь точку общепита. Мол, сколько же людям под кустом да на пенечке «отдыхать»? Посмотри кругом: не лес, а свалка, да выжженные круги от костров. Да и не отдыхают, а безобразно пьют. Я и взялся. Залез в долги, еле-еле построился. Потом уговорили перестроить временное сооружение в капитальное. Сделать вокруг благоустройство. С тротуарной плиткой, с фонарями. Чтобы было все по высшему разряду. И перед посетителями не стыдно. Опять залез в долги. Совсем недавно все закончил, самое время работать и долги отдавать. Несколько миллионов рублей капиталовложений. Да и сама лицензия на право торговать спиртным обошлась в сорок тысяч рублей. И что же, теперь все это бросать? Ведь ежу понятно, что без спиртного кафе заметной прибыли давать не будет. Люди привыкли хорошо кушать под бутылочку. И никуда в разрешенную зону не переберешься: капитальное здание не чемодан, за ручку не перенесешь!
Похожая история у Б. Гимадеева.
Всего в парке Победы имеют лицензию двенадцать кафе. А по городу в рекреационных зонах и по объектам культуры - не менее сотни. По краю - в несколько раз больше. А Кавминводы? Это же сплошная рекреационная зона, сплошь усеянная ресторанами! И там все запретить? Кто же туда после этого поедет?
Сказать, что сеть общепита в рекреационных зонах - источник алкоголизма и пьяного хулиганства, никому в голову не придет. Скорее - наоборот. Не секрет, что именно в парках и скверах по всему краю, не без инициативы власти, между прочим, понастроено в последнее время кафе, ресторанов, которые ведут свой бизнес в том числе и путем продажи спиртного. И их владельцам та же власть вбивала в головы, что они являются важным звеном в системе борьбы с пьянством - как прививающие культурный досуг, культурное питие. Устанавливала для розничной торговли алкоголем жесткие лицензионные требования. Теперь что, изменилась концепция? Ученые пришли к обратным выводам?
ВЛЕЗЛИ НЕ В СВОИ САНИ
Первое, на что напирали выступающие в Зеленом театре, - это противозаконность некоторых пунктов постановления. И прежде всего именно тех, что запрещают продавать спиртное в учреждениях культуры и рекреационных зонах. Цитировали статью 16 федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничениях потребления алкогольной продукции», ее пункт 3, где после запрета продаж и потребления в рекреационных зонах все же добавлено это самое «за исключением предприятий и организаций, оказывающих услуги общественного питания». Выходит, в Москве понимают, что к чему, вписали необходимую оговорку, а наши попытались выглядеть святее Папы Римского, пошли дальше, переусердствовали и прямо нарушили закон? И куда теперь девать лицензии на право торговли спиртным, куда девать запас этого самого спиртного? Куда девать сами рестораны и кафе?
- Все в рамках закона, - ответил на мой звонок заместитель председателя комитета по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию края А. Дейнеко. - Читайте дальше, пункт пятый той же шестнадцатой статьи закона: «Органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной торговли алкогольной продукцией, в том числе полный запрет на розничную продажу». Вот мы им и воспользовались. Так что все в правовом поле. Что касается лицензий, то они будут действовать ровно до окончания периода, на который выданы. Продлим до конца сезона и торговлю пивом. Необходимые дополнения к постановлению мы предложим губернатору уже на днях.
Выходит, власть услышала требования бизнеса? Как тут не сказать: почему было не послушать его перед принятием постановления? Тогда и дополнений не потребовалось бы.
Но вернемся к законности. Так не бывает, что ничего не нарушено, а люди бузят.
Вышеупомянутый федеральный закон был принят еще в конце прошлого века. Он предоставлял право субъектам РФ устанавливать порядок определения органами местного самоуправления прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкоголя. В июле 2011 года принята новая редакция федерального закона. Пунктом 4 статьи 16 закона установление этого самого порядка возложено уже на Правительство РФ. Видимо, территории начудили, и им перестали доверять. После выхода закона, а именно 6 сентября 2011 года, тогдашний губернатор В. Гаевский выполнил его требования и отменил действующее в крае постановление № 29-п от 2006 года, которым и определялся этот самый порядок. В нем, кстати, было все то, что есть и в нынешнем спорном постановлении, за исключением запрета продавать спиртное в учреждениях культуры и рекреационных зонах.
Однако Правительство России не спешит. Проект его постановления с определением порядка был вывешен на правительственном сайте только в январе этого года. И все. Дальше дело не двинулось, видно - не так все просто с этим порядком. Да и было не до этого: выборы, смена кабинета. Фактически возник правовой вакуум: краевой документ уже отменен, федерального еще нет. По-хорошему, краевой власти, раз она озабочена наведением порядка на алкогольном рынке, надо было подталкивать Москву. Но она решила просто подменить федеральный Центр, самостийно приняв скандальное теперь постановление. Документ, похоже, подсунули новому губернатору В. Зеренкову, и он, руководствуясь благими побуждениями, подписал.
- Ясно, что постановление за рамками полномочий правительства края, и потому незаконно. Но это только первая причина считать его таковым, - говорит известный в крае юрист Б. Дьяконов. - Вторая состоит в следующем. При розничной продаже предпринимателем алкоголя физическим лицам стороны сделки приобретают и осуществляют свои гражданские права. Но Гражданский кодекс России однозначно говорит, что такие права могут быть ограничены только на основании федерального закона. Постановление правительства края на федеральный закон, понятное дело, не тянет, потому и с этой стороны нелегитимно.
Третье. Еще один федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» запрещает органам власти субъектов принимать акты, которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил торговли, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами. В частности, запрещается принятие актов, предусматривающих введение ограничений на продажу отдельных видов товаров. Да и вообще установление запретов в сфере гражданских правоотношений - прерогатива только федеральной власти. Тем более если устанавливаются дополнительные запреты. А постановление краевого правительства как раз такие ограничения и устанавливает.
- А как вы прокомментируете ссылку Дейнеко на пункт 5 статьи 16 закона о госрегулировании оборота этилового спирта, который разрешает субъектам федерации устанавливать свои ограничения времени, условий и мест розничной торговли алкоголем, в том числе полный запрет на продажу?
- Это как раз тот самый случай, когда два федеральных закона противоречат друг другу. Мы же не можем один закон читать, другой не читать, а в третий рыбу заворачивать. В данном случае власти тем более нельзя спешить. Потому что где противоречия в нормативах, тем более касающиеся запретов, - там коррупционная составляющая. Каждый трактует в свою пользу. Юридически корректным шагом было бы обратиться к федеральной власти со своими предложениями по устранению противоречий. И дождаться решения компетентного федерального органа. Да и уважительнее это было бы по отношению ко всем жителям края: и торгующим, и потребляющим алкогольную продукцию.
Четвертое. Статья 71 Конституции России относит гражданское законодательство исключительно к ведению Российской Федерации. Торговая деятельность как оптовая, так и розничная - это деятельность, регулируемая гражданским законодательством. Это значит, что нормативное регулирование правоотношений в области розничной торговли может проводиться исключительно федеральными органами власти.
И, наконец, пятое. В Уставе края записано, с одной стороны, что акты краевой власти не должны противоречить Конституции и федеральным законам, с другой, что все органы власти и граждане на территории края должны соблюдать Конституцию и федеральные законы.
Вывод: спорное постановление издано с нарушением федерального законодательства, конституционных и уставных полномочий правительства края.
ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ
Спору нет, с пьянством надо бороться. Но вся современная идеология этой борьбы строится не на одном запрете. Параллельно выстраивается повышение культуры возлияния. Увода его из подворотен, гаражей, лесов и даже квартир именно в заведения общепита. Где все как на ладони, более-менее под контролем, и где все окружение, а также сама высокая цена спиртного являются главным барьером перед чрезмерным употреблением. Да и водка к еде, согласитесь, совсем не то, что просто водка с занюхиванием рукава. Общепит - не враг, а скорее союзник трезвого образа жизни. Во всяком случае, на современном этапе нашего развития. Если же все строить только на тотальном запрете, то ничего хорошего не жди. Свежий пример - наша история борьбы с пьянством в перестроечные годы. Похоже, разработчики постановления в правительстве ее уроки не учли. Иначе зачем бы запрещали продажу и употребление в общепите?
Складывается впечатление, что пунктами 4 и 5 своего «пьяного» постановления правительство края свернуло с магистрального, признанного во многих странах пути окультуривания пития через развитие общепита и невольно повернуло назад, к подворотням и лесополосам. Потому что теперь отдыхающие в рекреационных зонах уж точно будут приходить туда, запасшись бутылкой, и сразу следовать в дальний уголочек под пенечек. Ну, держитесь, флора с фауной! И затопчем, и загадим, и спалим! Хотя, почему под пенечек? Самые ушлые наверняка сообразят, что распивать можно прямо за столиком кафе. Продавать рестораторам запретили, но распивать-то за столиками ресторанов - нет! Тогда на что же направлено постановление? На удушение ресторанного бизнеса? Во всяком случае, как представляется - не на борьбу с пьянством.
В театр тоже теперь придется ходить с флаконом во внутреннем кармане пиджака. Чтобы хлебнуть, когда потушат свет. И только в истории останется картина, когда в антракте спектакля, а порой даже перед первым действием, сидят в буфете экзальтированные, ножка на ножку, на шейке вуаль, дамы и с ними чопорные, а то и не очень, но с горящим взором, господа, потягивают кто шампанское, кто коньячок... То была потребность души, она после бокала лучше воспринимает культурный материал! Глубже проникается темой! А ведь традиции, когда буфет - неотъемлемая часть самого культпохода в театр, полтора с лишним века... И нельзя не вздохнуть о бедной судьбе актеров. Еще раз подтвердилось, что актера может обидеть каждый. Теперь ему в буфет ни-ни, снова придется за кулисами, в пыли, с тараканами...
За кого я радуюсь, так это за чиновников. Разработчики постановления, слава богу, не запретили продажу спиртного в помещениях органов государственной и муниципальной власти. Табак сняли с полок буфетов, а водку с коньяком - нет. Так и стоят эти злодейки с наклейкой, радуют аппаратчиков. Да и на приемах в стенах Белого дома нет-нет да и поднесут шампанского. Некоторые ворчат, что чиновникам во власти алкоголь противопоказан, постановления надо принимать на трезвую голову. Но они-то, как оказалось, в презираемом меньшинстве.
Выйди на улицу, глянь на село, водкой торгуют, и не весело
Недавно в прессе промелькнуло: задержан грузовик, перевозивший шестьдесят тонн нелегального спирта.
Из одного литра спирта выходит четыре бутылки водки. Умножьте. Только один этот факт показывает масштабы водочного контрафакта. А сколько грузовиков так и проехали не задержанными на подпольные заводы? А оттуда с бутылками?
Масштабы подпольного пития подтверждает еще один факт из полицейской сводки: только за 18 июля в Невинномысске и Минераловодском районе изъято 19 тысяч бутылок левой водки, сотни бутылок вина.
Ни для кого у нас в крае не секрет, что торговля подпольной водкой идет чуть ли не на каждой улице. Особенно по селам. Огромный теневой оборот. Не облагаемый, кстати, налогами. Туда бы и надо направлять антиалкогольные усилия нашей власти. И государственного, и муниципального уровня. Заставлять их ежемесячно выявлять и представлять сведения, по какому адресу торгуют. И тем самым нещадно бороться именно с таким алкоголизмом. Народ был бы здоровее, да и казна полнее.
Но там же опасно. Там трудно. Там попахать придется. Куда проще - ударить по кафе и ресторанам, по тем, кто под боком, кто на виду и легален. Запретил, выполнили - и уже галочка. Отметился заботой о народе.
Говорят, что самый удачный ход противников Горбачева был в навязывании ему антиалкогольной кампании. Походя подсказали, он по простоте душевной и загорелся. Кампания плохо была принята народом, ударила по бюджету, дала массу побочных эффектов и сразу выставила генсека неспособным просчитать на два шага вперед и контролировать ситуацию в стране. Со всеми вытекающими последствиями.
История повторяется на Родине Горбачева?
МНЕНИЯ
Каково ваше отношение к постановлению правительства края № 207-п?
С этим вопросом мы обратились к руководителям общественных организаций, объединяющих бизнес и отстаивающих его интересы.
Алексей Крикунов, председатель Ставропольского регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия»:
Необходима комплексная программа борьбы с алкоголизмом. В нашем случае мы имеем дело с запретительной мерой. Данное постановление недостаточно продумано, принято скоропалительно, без согласования с предпринимательским сообществом. Это самый настоящий удар по предпринимателям, которые много лет создавали свой бизнес, вкладывали капитал и вот теперь вынуждены будут поставить на нем крест.
Николай Сасин, председатель Ставропольского краевого отделения ООО «Опора России»:
- Этот документ стал для нас достаточно неожиданным. Пользы он не принесет. Мы считаем, что само по себе ужесточение законодательства, как федерального так и регионального, не может способствовать снижению уровня потребления алкоголя. Гораздо вероятнее обратная реакция. А именно увеличится число нелегальных торговых точек, возрастет число отравлений и в конечном итоге повысится смертность. Пострадает и потребитель, и край в целом, так как уменьшатся налоговые поступления и наполняемость бюджета.
Что нужно сейчас делать, так это ужесточать воздействие на лиц, осуществляющих провоз, реализацию и хранение алкогольной продукции без документов. И одновременно развивать спортивную, культурную базу края, чтобы у человека на досуге была альтернатива выпивке.
Мы уже обратились к губернатору края и предложили изменить спорные пункты постановления в той редакции, которая прописана в федеральном законе.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru