Вы здесь

ПРИВИВКА ОТ НЕТЕРПИМОСТИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

25.07.2012
ПРИВИВКА ОТ НЕТЕРПИМОСТИ
ЕЛЕНА ЧУРЮДА

КАК КРАЕВЫЕ ВЛАСТИ БОРЮТСЯ С ЭКСТРЕМИЗМОМ И ТЕРРОРИЗМОМ
В начале июля под председательством губернатора Ставропольского края состоялось очередное заседание антитеррористической комиссии, где рассматривались вопросы обеспечения общественной безопасности в преддверии Дня знаний, а также антитеррористической защищенности розничных рынков.
Федеральным законодательством установлен срок перевода розничных рынков в капитальные здания, строения, сооружения до 1 января 2013 года. Однако только 30 процентов рынков края выполнили эти требования.
Собственникам рынков необходимо проникнуться ответственностью и подумать о возможных негативных последствиях при закрытии с 1 января 2013 не выполнивших требования перепланировки и застройки розничных рынков.
Кроме того, паспорта безопасности некоторых объектов представляют собой разрозненные документы, информация в них не соответствует действительности. Сигнал видеокамер не отслеживается, отсутствуют должностные инструкции сотрудников охраны, проверка ввозимых и вносимых грузов проводится выборочно, информационный стенд расположен внутри помещения для администрации и недоступен населению, строительство дополнительных зданий не имеет ограждения.
Поэтому неудивительно, что антитеррористической защищенности уделяется большое внимание. А вот о том, какие меры борьбы применяются для этой защиты, мы побеседовали с заместителем председателя правительства Ставропольского края, членом антитеррористической комиссии Сергеем УШАКОВЫМ.
- Сергей Дмитриевич, в Ставропольском крае действует программа по профилактике угроз терроризма «Ставрополье - антитеррор» на 2012-2014 годы. Расскажите, что уже сделано в рамках этой программы и что планируется сделать?
- Программа направлена на решение ряда основных задач. И, прежде всего, на разработку и внедрение проекта единой комплексной системы безопасности Ставропольского края. То есть мы закладываем фундамент общекраевой системы безопасности, в который в дальнейшем будут включены ряд других сегментов. Еще на этапе подготовки программы со всеми заинтересованными ведомствами и структурами были проведены согласования, определены основные направления деятельности и выработан подход к созданию такой системы. В частности, правоохранительными органами были определены точки размещения средств видеонаблюдения в местах массового пребывания граждан и на объектах возможных террористических устремлений.
Комитетом Ставропольского края по информационным технологиям и связи совместно с правоохранительными органами были разработаны единые требования к техническим средствам видеонаблюдения.
Для чего мы определили технические требования? Во-первых, это снижает уровень коррупции. И позволяет вопросы выбора фирмы-изготовителя и поставщиков оставить на усмотрение местных органов самоуправления. А во-вторых, мы планируем все установленные видеокамеры включить в единую информационную сеть. Ведь в крае громадное количество камер в торгово-офисных помещениях, информация с которых могла бы поступать в правоохранительные органы, в единую систему.
Но о результатах реализации данной программы и ее влиянии на оперативную обстановку говорить еще рано. Вместе с тем хочу отметить, что ряд субъектов России использовали нашу программу как образец.
- Расскажите о программе «Безопасный город». Какие еще программы по предотвращению терроризма и экстремизма действуют у нас в крае? В чем их суть?
- В соответствии с поручением президента РФ с 2007 года на территории России начато создание сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Следует отметить, что Ставрополь был в числе первых городов России, внедривших системный подход в рамках этой программы.
Данной программой предусматривается решение следующих задач:
1. Повышение уровня антитеррористической защищенности муниципальных учреждений, объектов социально-бытового назначения, мест массового пребывания граждан;
2. Осуществление профилактических, в том числе воспитательных и пропагандистских мер, направленных на предупреждение террористической и экстремистской деятельности;
3. Формирование безопасных условий жизнедеятельности для населения.
В Ставрополе, например, функционирует ситуационный центр, распо-ложенный в муниципальном учреждении «Служба спасения города Ставрополя», куда выведено 320 камер наружного видеонаблюдения из мест массового скопления людей, социальных и потенциально уязвимых в диверсионно-террористическом отношении объектах. Хочу отметить, что в Ставрополе за прошлый год на реализацию мероприятий в рамках программы «Безопасный город» было потрачено свыше 27 миллионов рублей.
Также активно проводится работа по программе «Безопасный город» в других городах края. Так, например, администрации г. Невинномысска удалось изыскать средства в размере трех миллионов рублей на проект сметной технической документации по разработке аппаратно-программного комплекса «Безопасный Невинномысск», и за счет внебюджетных источников в сумме 500 тысяч рублей оборудовать системами видеонаблюдения Дворец культуры «Химик». Вообще с 2011 по 2013 год на систему безопасности Невинномысска выделяется более 30 миллионов рублей.
Активную позицию по повышению уровня защищенности жителей и гостей края заняли администрации городов-курортов Ессентуки, Пятигорска и Кисловодска. Да и почти во всех органах местного самоуправления реализуется программа «Безопасный город-район».
Суть этих программ проста - создать максимально необходимый уровень безопасности населения и территории края от террористических посягательств. Средств это требует просто огромных, но нас здесь поддерживает губернатор края Валерий Зеренков и председатель правительства Юрий Тыртышов. Поэтому работа в этом направлении идет полным ходом. Кстати, в прошлом году на реализацию муниципальных целевых программ «Безопасный город» по краю было выделено более 65 миллионов рублей. И в этом году планируется не меньше.
Кроме того, комитетом Ставропольского края по делам национальностей и казачества осуществляется реализация краевых целевых программ «Гармонизация межнациональных отношений в Ставропольском крае на 2012-2015 годы» и «Государственная поддержка казачьих обществ на 2012-2015 годы». Мероприятия в рамках указанных программ в качестве основных целей предусматривают: реализацию на территории Ставропольского края государственной политики в сфере национальных отношений и дальнейшую стабилизацию и гармонизацию межнациональных отношений, содействие обеспечению государственной поддержки казачества в Ставропольском крае, развитие взаимоотношений религиозных организаций с органами исполнительной власти края, предупреждение этнического и религиозного экстремизма.
В качестве профилактических мер противодействия экстремистской деятельности, а также в целях дальнейшей стабилизации и гармонизации межнациональных отношений увеличивается адресная поддержка местных национально-культурных автономий, осуществляющих свою деятельность на территории Ставропольского края, а также религиозных организаций традиционных конфессий.
Создана многоуровневая диалоговая система совещательно-консультативных органов, в которую входят: на краевом уровне - совет при губернаторе края по вопросам межэтнических отношений, совет атаманов казачьих обществ и краевой молодежный этнический совет. На уровне муниципальных районов и городских округов Ставропольского края сформировано 26 этнических советов. На их плечах диалог гражданского общества и органов власти, оперативная реакция на возникающие предпосылки к обострению межнациональной обстановки на территориях.
В хуторах, станицах, селах, аулах созданы и работают 279 советов мира и дружбы, которые рассматривают все вопросы, волнующие жителей поселковых муниципальных образований края.
Особое значение придается вовлечению в диалог молодежи. С этой целью используются имеющиеся площадки - Всекавказский молодежный образовательный лагерь, Всекавказские молодежные игры, ежегодный лагерь православной и мусульманской молодежи, а также традиционно проводящиеся в крае молодежные фестивали, молодежные казачьи игры и другие формы самовыражения и самореализации молодежи. Для ведения постоянного, конструктивного диалога с молодежью организовано взаимодействие с советом ректоров вузов края, общественными советами при ГУ МВД РФ по СК, СУ СКР по СК, УФМС по СК.
- Ни для кого не секрет, что радикальные движения ведут вербовку молодежи, используя современные технологии, в том числе и Интернет. Губернатор края считает необходимым разработать государственный механизм защиты от информации экстремистского и террористического содержания в Интернете. Как вы считаете, почему такой механизм нужен? И как вы видите его реализацию?
- Правительство края совместно с комитетом думы по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству прорабатывают вопрос о внесении в Государственную Думу РФ законопроекта, предусматривающего делегирование Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций полномочий по мониторингу сети Интернет (в том числе ресурсов, не зарегистрированных в качестве СМИ) с предоставлением права (в том числе провайдерам) по блокированию интернет-сайтов, размещающих экстремистские материалы, минуя стадию судебного разбирательства.
В настоящее время правовое регулирование вопросов, связанных с распространением в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, средствах массовой информации, запретов на распространение экстремистских материалов отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти РФ.
С учетом динамики развития информационных систем, скорости распространения данных, повышения значимости интернет-пространства в формировании общественного мнения необходимо усовершенствование правового механизма выявления и пресечения распространения в Интернете экстремистских материалов.
На федеральном уровне Государственной Думой Федерального Собрания РФ принят во втором чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающие создание единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен», указателей страниц сайтов в Интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
- Кроме того, по мнению Валерия Зеренкова, нужны единые федеральные требования к защищенности объектов вероятных террористических устремлений. Какие это требования? В чем они будут выражаться?
- В настоящее время федеральным законодательством регламентирована антитеррористическая защищенность объектов транспортной инфраструктуры, топливно-энергетического и рыночного комплексов. По остальным объектам работа, к сожалению, ведется недостаточно активно.
Учитывая ряд полномочий федерального центра и Ставропольского края, мы считаем, что необходимо на федеральном уровне принять единые требования к антитеррористической защищенности объектов первоочередных устремлений. Я имею в виду объекты образования, здравоохранения, культуры и спорта. Существует ряд проблем в защищенности объектов промышленности. Особую тревогу вызывают химические производства.
Требования очень просты: какой забор нужно иметь в школе и на заводе? Материалы, высота, полоса отчуждения... А какими должны быть контрольно-пропускные пункты, противотаранные устройства, средства видеонаблюдения и сигнализации, никто сказать не может.
В законе определяется достаточность или недостаточность принятых мер. И все. Сами понимаете, это очень мало. Невозможно требовать от руководителей или собственников соблюдения мер, которые не определены.
Неоднократно мы направляли предложения и в Национальный антитеррористический комитет, но до настоящего времени ответа не получили. В настоящее время прорабатываем вопрос о принятии требований хотя бы на краевом уровне.
- С начала этого года в нашем регионе совершен ряд преступлений экстремистского характера. Расскажите о них поподробней.
- Действительно, в первом полугодии этого года на территории края совершено четыре таких преступления.
Уголовное дело возбуждено в феврале 2012 г. по ч. 1 ст. 282 УК РВ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) по факту высказывания Баязовой З.Е. 08.10.2011 г. в парке с. Тугулук Грачевского района в присутствии жителей слов, содержащих призыв к вражде и ненависти к гражданам русской национальности.
Аналогичная ситуация произошла с гражданином Петросян В.В., который демонстрировал в жилище гражданина Скирко В.В. в г. Мин. Воды на принадлежащем ему ноутбуке видеозаписи, содержащие высказывания межнациональной вражды. Но дело по данному факту было прекращено по истечении сроков давности уголовного преследования.
20 марта гражданин М. Хачиян в центральном соборе «Покровской Пресвятой Богородицы» г. Невинномысска, проявляя явное неуважение к обществу и действуя из религиозной ненависти к христианской конфессии, устроил погром. Дебошира не смогли усмирить даже служители церкви. Пришлось вызывать полицию. В настоящее время в отношении него возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК РФ (хулиганство).
Также 9 мая 2012 г. Болуровым Р.А. были высказаны публичные оскорбления лицам русской национальности, сопровождаемые угрозами применения насилия и физической расправы. На данный момент дело находится в производстве.
Хочу заверить всех, что в Ставропольском крае всегда умели ценить мир, дружбу и нетерпимо относились к любым проявлениям национальной или религиозной розни и вражды. Ставрополье было и остается территорией закона. При этом мы должны понимать, что у преступника нет национальности.
- Очевидно, что для борцов с терроризмом особое значение имеет налаживание эффективного сотрудничества с коллегами из других регионов. Сергей Дмитриевич, расскажите, каким образом строится такое сотрудничество сегодня в крае?
- В данном вопросе у нас нет особых проблем. Аппаратом Национального антитеррористического комитета ежегодно проводятся обучающие семинары, совещания с сотрудниками аппаратов антитеррористических комиссий субъектов России, расположенных в пределах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.
У нас рабочие отношения с нашими соседями. Мы регулярно обмениваемся информацией, осуществляем ряд совместных мероприятий в рамках планов взаимодействия и оповещения.
- Какие еще важные направления совместной антитеррористической деятельности вы могли бы назвать?
- Одним из направлений является мониторинг состояния антитеррористической защищенности имущества Ставропольского края, находящегося в других субъектах России. Например, водохранилища и водная система «Ставрополькрайводоканала», расположенные в КЧР, санатории, находящиеся в Краснодарском крае, подвижной железнодорожный состав, оборудованный системами видеонаблюдения «Видеолок» за счет бюджета края, эксплуатирующийся на территории Республик Северная Осетия - Алания и в Кабардино-Балкарии.
Основным направлением деятельности можно назвать и мероприятия, проводимые правоохранительными органами и органами государственной власти всех уровней в полосе административной границы Ставропольского края. Чтобы остановить поток оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также проникновение лиц, возможно, причастных к террористической деятельности, принимаются меры, в том числе и непопулярные, например, приведение в непроезжее состояние проселочных и второстепенных дорог.
В этих мероприятиях помощь соседей просто необходима.
- Конечным результатом межрегионального взаимодействия должно стать снижение террористической угрозы. Какие практические задачи необходимо решать для достижения этой важнейшей цели?
- Состояние оперативной обстановки на Северном Кавказе классифицируется как сложное, но контролируемое. В ряде республик деятельность бандгрупп более активна (например, в Дагестане), в других происходит снижение (Ингушетия). Стабильная, хоть и непростая ситуация складывается в Чечне и Республике Северная Осетия.
Основная наша задача, как я считаю, это повышение бдительности населения, ведь террористы не берутся из воздуха, они живут рядом с нами, их кто-то видит... Поэтому не надо быть равнодушным. Необходимо оказывать помощь сотрудникам органам правопорядка. Ведь, может быть, именно ваша информация спасет не одну жизнь.
Есть еще одна задача - это повышение социальной ответственности бизнеса. Честно скажу, если крупные компании понимают уровень своей ответственности перед населением и проводят мероприятия по антитеррористической защищенности объектов собственности, то средние и мелкие бизнес-структуры действуют по принципу «авось пронесет».
Правительство края и антитеррористическая комиссия не оставят их в покое. Кто не будет заниматься обеспечением необходимых мер безопасности, тот станет частым посетителем прокуратуры и судов. В судебном порядке возможно приостановление на 90 суток деятельности торгово-развлекательного центра, и сразу найдутся необходимые средства на антитеррористическую защищенность.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет