Вы здесь

Роман Савичев: Российское земельное законодательство несовершенно

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

10.09.2012 г.
Роман Савичев: Российское земельное законодательство несовершенно

Динамичное развитие экономического потенциала какой-либо территории нередко приводит к обострению земельного вопроса. Это логично, ведь нужно строить новые дороги, прокладывать коммуникации, расширять границы населенных пунктов, что, безусловно, требует изменения целевого назначения уже утвержденных категорий земли.

Правовым механизмом реализации подобных операций выступает институт перевода земель из одной категории в другую. Но надо сказать, что эта процедура далеко не из легких и не всем собственникам удается добиться положительного решения.
Как считает руководитель широко известного на Ставрополье «Юридического агентства «СРВ» Роман САВИЧЕВ, остается много факторов, мешающих землевладельцам и землепользователям извлекать из своих участков дозволенные законодательством блага.
- В нашей стране долгое время отсутствовал специальный закон, который регулировал бы процедуру перевода земель из одной категории в другую, что, конечно, создавало серьезные правовые проблемы. Многие из них решил Федеральный закон № 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», вступивший в силу с 5 января 2005 года, – говорит Р. Савичев. – Однако, как показала практика, он несовершенен и требует значительной доработки.
К примеру, нарекания со стороны юристов вызывают используемые в нем оценочные словосочетания «заинтересованное лицо», «правообладатель», «ненадлежащее лицо». Понятно, что законодатель не может прописать определения всех без исключения понятий и пошагово регламентировать все действия, – тогда закон попросту превратился бы в инструкцию. Но, с другой стороны, на практике это вызывает большие трудности, так как дает возможность госорганам, непосредственно занимающимся проведением процедуры перевода, трактовать такие понятия по-своему. И о каком принципе равноправия мы тогда можем говорить? Ведь в одном регионе чиновники на основании своих представлений могут использовать одну схему работы с землевладельцами, а в другом – совершенно иную.
Другая проблема касается сроков перевода. Тот, кто хоть раз предпринимал попытки изменить целевое назначение земельного участка, не понаслышке знает, что даже трех-четырех месяцев для этого недостаточно, поскольку необходимо подготовить солидный пакет документов. В частности, чего только стоит проведение экологической экспертизы! А она необходима в большинстве случаев.
Более того, вполне ожидаемо затягивание процесса со стороны государственных ведомств. Поводами для отказа в рассмотрении ходатайства может служить практически что угодно. Обтекаемые законодательные формулировки в этом плане чиновникам дают немалую свободу и совершенно не помогают защитить ценные земли.
Ведь, конечно, далеко не всегда собственник при изменении категории земельного участка руководствуется благими намерениями и точно следует букве закона. И в этом плане, на мой взгляд, государству пока лучше всего удается обеспечить защиту земель сельскохозяйственного назначения. Как известно, их оборот регламентируется специальным законом, причем большая роль в этом процессе отводится региональным властям. И здесь хороший пример – наше Ставрополье, славящееся плодородными сельхозугодьями: на территории края неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения практически нет. И правительство региона, и депутатский корпус внимательно следят за сохранением этого богатства, ведь земля должна работать и приносить пользу жителям края.
Другая ситуация с лесными массивами. В частности, решение о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы, на которых, по сути, держится экологическая безопасность регионов и городов, может быть принято только Правительством РФ. К первой группе лесов по действующему законодательству относятся те, «основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий». Правительство принимает решение на основе результатов экологической экспертизы и при наличии согласия целого ряда федеральных ведомств. Здесь вроде как закон о переводе земель из одной категории в другую демонстрирует заботу государства о сохранении лесов.
Однако, что мы видим на практике, в том числе судебной? Распоряжения Правительства РФ по вопросам перевода лесных земель в нелесные принимаются в большинстве случаев уже после того, как рассматриваемые земельные участки переданы в пользование. Проще говоря, они уже освоены, ненужный лес вырублен, и на них уже определенное время ведется хозяйственная деятельность. Свидетельство моим словам – борьба за сохранение лесов на Кавказских Минеральных Водах. Для наших курортов это вопрос жизни и смерти.
Уверен, что уже настала острая необходимость для ликвидации всех этих «перекосов» в законодательстве, порой ставящих в тупик как инвесторов, так и региональные власти. Первые в итоге не могут работать на развитие собственного дела и окружающей территории, вторым сложно обеспечить защиту природного богатства.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет