Вы здесь

«КУКУРУЗУ» ЛЮБИТ, А НЕ ЕСТ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

16.01.2013
«КУКУРУЗУ» ЛЮБИТ, А НЕ ЕСТ
Александр Емцов

«Кукурузу», а именно так отдыхающие называли и продолжают называть санаторий «Ставрополье» за главный, в виде кукурузного початка двадцатипятиэтажный корпус, построили в Сочи на свои средства в семидесятые годы прошлого века колхозы края. В 90-е годы он был преобразован в некоммерческое партнерство и начал приходить в запустение. Колхозы сами тогда едва выживали, финансовой поддержки здравнице оказать не могли, путевки тоже не были способны оплатить, поэтому пошли просьбы к правительству края помочь деньгами из бюджета. С этого момента и начинается история, когда судьба санатория тесно связывается с именем губернатора края. Потому что каждая смена первого лица на олимпе нашей исполнительной власти означает и кардинальную перемену в отношении краевой власти к этой здравнице. В полном соответствии с поговоркой про новую метлу. И которая, тем не менее, так и не «метет» в благоприятном для санатория направлении.
Обо всех злоключениях здравницы я уже рассказывал в статье «В городе Сочи темное очень» («Ставропольские губернские ведомости» за 7 марта 2012 года). Но оказалось, что это еще не вся история. В октябре прошлого года министерство имущественных отношений края подало исковое заявление о признании партнерства банкротом на том основании, что оно не платит налог на землю. То есть попыталось окончательно забрать собственность из пользования бывших хозяев. Потом, правда, после вмешательства нового губернатора Валерия Зеренкова министерство заявление отозвало, но факт остается фактом: проблема неотрегулированных отношений между новым и бывшим собственником санатория «Ставрополье», ныне арендатором, никуда не делась. И дает членам партнерства повод иронизировать: «Наше правительство, как Никита Хрущев, про которого сложили загадку «Кукурузу любит, а не ест. Кто это?». И ведет себя пока в точности как он: захватило нашу «кукурузу», вроде на словах любит ее, а ума ей дать не может».
Откуда есть пошла эта проблема и почему она никак не может разрешиться?
ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ
Период при Александре Черногорове можно смело обозначить вынесенной в подзаголовок поговоркой. Когда запланировали одно, а вышло совсем другое.
В 2005 году правительство под предлогом того, что объекты, не находящиеся в казне края, финансировать из бюджета нельзя, убедило членов партнерства передать здравницу в краевую собственность. «Вы нам - санаторий, а мы вам - безвозмездную его аренду на 49 лет. И капитальный ремонт за счет казны», - дули в уши членам партнерства большие, от губернатора до министра имущественных отношений, чины. Одно собрание, другое... Селяне хотя и с трудом, но согласились. Официальные и авторитетные лица, как не поверить. Недвижимость балансовой стоимостью около ста миллионов рублей была пожертвована, - именно пожертвована юридически оформленными договорами, подчеркиваю это, - семь лет назад казне.
Но ожидаемая манна небесная так и не просыпалась. Деньги из бюджета вроде аж трижды выделялись, однако качественного ремонта проведено не было. Так, дыры залатали. Обещанный на 49 лет договор аренды не был заключен, его заменили ежегодными договорами. Да и те подписывали в марте-апреле. Ну а раз партнерство чувствовало себя здесь временным гостем, то и работа шла не очень. Кто из руководителей организаций будет заключать долговременные договоры на санаторно-курортное лечение своих работников, если само партнерство не имеет долговременного договора и находится в корпусах чуть ли не на птичьих правах? Отдыхающих было маловато. А с ними маловато и дохода. Нарастали долги.
И не только. Появилась опасность, что вся эта затея с безвозмездной передачей - с червоточинкой. И опасность эта пришла из государственного надзорного органа.
В середине 2011 года прокуратура края подала в Арбитражный суд иск к управлению Федеральной антимонопольной службы по краю, министерству имущественных отношений и некоммерческому партнерству «Санаторий «Ставрополье». Требовала признать недействительным решение УФАС о даче согласия на предоставление партнерству преференции путем передачи в безвозмездное пользование имущества госсобственности края, того самого, которое прежде партнерство краю подарило, а также признать незаконным соответствующее распоряжение минимущества и применить последствия недействительности сделки к договору между ним и партнерством. То есть прокуратура поставила под сомнение сам придуманный правительством края механизм передачи партнерству санатория в безвозмездное пользование.
Суд прокуратуре отказал. Она подала апелляцию, но потом 11 декабря ее отозвала, и, похоже, только на том основании, что год заканчивался, а с ним и действие преференции, так какой смысл воевать за вчерашний день? В прошлом году УФАС опять давало преференцию, минимущество издавало распоряжение, в этом году документооборот снова будет повторяться... Здесь и зарыта собака, почему договоры аренды заключаются минимущества всего на один год. Потому что преференции даются всего на год. Так требует закон. Прокуратура пока молчит, но где гарантия, что она не возбудится снова?
Я это лишь к тому, что сама по себе схема безвозмездной передачи хромает и уязвима. Похоже, она не совсем вписывается в рамки действующего законодательства, очень привередливого ко всякого рода бесплатным раздачам из бюджета. Ведь закон не может учитывать, что имущество пришло в казну даром, он к истории вопроса глух и требует, раз санаторий уже в казне, относиться к нему как к собственности субъекта федерации со всеми вытекающими последствиями. Вот прокуратура и относится. И будет, похоже, так же пристрастно относиться и впредь.
Так что по большому счету при Черногорове со сменой хозяина ничего не изменилось. Более того, проблема только усложнилась
ДЛЯ ТОГО ПАРНЯ?
При Валерии Гаевском также была попытка возродить здравницу, вывести ее на современный, приличествующий олимпийскому городу уровень. Во всяком случае, на словах. Высокие чины нажимали на то, что санаторий в таком примитивном состоянии и конкуренции не выдержит, и будет бельмом в глазу всей столицы зимней олимпиады. Бывший министр имущественных отношений края Дмитрий Евтушенко называл даже цифру необходимых капиталовложений - где-то два миллиарда рублей. Намеревался найти для этих целей инвестора. Министерство привело в порядок документацию на объекты недвижимости, оформило в собственность края земельный участок.
Хотя одновременно министерство делало не совсем логичные ходы. Вписанным в бюджет края депутатами 30 миллионам рублей на ремонт санатория вдруг... включило красный цвет. Было похоже, что министерство занималось санаторием с каким-то двойным смыслом. Больше нажимало на регистрационные документы, которые, как известно, особенно тщательно готовят для продажи объекта, и меньше уделяло внимания его реальным проблемам. Складывалось впечатление, что все делалось не для блага партнерства, не для блага края и тех же селян, потенциальных отдыхающих, а для кого-то третьего. Который уже стоял в ожидании, что санаторий с земельным участком упадет к его ногам. Ведь одно только оформление земли под санаторием в собственность края привело к тому, что партнерство, в свое время даром отдавшее краю недвижимость, оказалось вынуждено платить огромный, свыше десяти миллионов рублей в год, налог на землю. Это был сознательно проведенный финансовый нокдаун. Ведь можно было и земельный участок, как и объекты недвижимости, передать в безвозмездное пользование. Но нет, обложили налогом. Способность партнерства вести санаторно-курортную деятельность после этого вообще оказалась под угрозой.
После нокдауна последовал нокаут: обращение министерства с иском в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о банкротстве некоммерческого партнерства. Под тем предлогом, что долги по налогу на землю перевалили за 30 миллионов рублей. Некоторые члены партнерства после этого не без основания предположили, что их под благовидным предлогом просто окончательно выдавливают из вчера еще своей здравницы. Как в той сказке о лисе и зайце: сначала переночевать попросилась, а потом и выгнала. И были недалеки от истины. Ведь признать партнерство банкротом означало просто убрать его оттуда. Расчистить территорию для инвестора или еще для кого-нибудь, который не будет связан никакими обязательствами с учредителями партнерства и оставит их за бортом.
Надо ли говорить, что желающих на такой лакомый кусок в центре олимпийского Сочи нашлось бы немало. Этот «кусок» оценивается сегодня знающими людьми в несколько миллиардов рублей.
Таким образом, при Гаевском опять же ничего не изменилось. Более того, возникла реальная угроза для селян потерять здравницу навсегда.
БОМБА ОБНАРУЖЕНА, НО СЧЕТЧИК ТИКАЕТ
И банкротство наверняка свершилось бы, уж очень большой долг, если бы не смена губернатора в крае. Валерий Зеренков, узнав о происходящем с санаторием на заседании краевой думы, где депутаты как раз и потребовали от правительства забрать из суда заявление о банкротстве, удивился, возмутился и дал прямое указание разобраться в проблеме «в интересах тружеников села». В Сочи выезжала комиссия во главе с зампредом правительства Виктором Шуруповым. В итоге заявление из суда министерством было отозвано. Но на аховской финансовой ситуации в партнерстве это пока никак не сказалось. Счетчик налога на землю продолжает тикать до сих пор.
Налог на землю поступает в полном объеме в казну края. Поэтому взимать его или не взимать с некоммерческого партнерства «Санаторий «Ставрополье», могут решить депутаты краевой думы. Если губернатор будет последовательным и даст команду - решат. В думе сказали, что вроде сейчас уже прорабатывается вопрос законодательного предоставления партнерству льготы по налогу. Однако, если даже такое и случится, это не значит, что все проблемы будут сняты и санаторий ждет безоблачное будущее. Депутаты не смогут принять решение задним числом, поскольку закон обратной силы не имеет, и уже набежавший долг погашать все равно придется. Где такие деньги брать?
РАЗДЕЛ НЕМИНУЕМ
Члены партнерства не скрывают, что последние действия краевых властей вселили в них надежду. Надеются, что они и дальше смогут беспрепятственно и безвозмездно пользоваться санаторием. Получится ли это в полной мере - вопрос.
Если даже партнерство освободят от налога на землю, и если даже, что маловероятно, найдут возможность как-то закрыть уже набежавший 30-миллионный долг от этого налога, останется главное: где найти деньги на реконструкцию и доведение здравницы до олимпийского статуса? До ее конкурентоспособности с другими, которые уже на уровне отелей трех, четырех, а то и пяти звезд? Она включена в список олимпийских объектов - как отель для размещения обслуживающего персонала, и сейчас главный корпус как раз и занят теми, кто работает на олимпийских объектах. Отсюда, кстати, и более-менее стабильный доход в последнее время. Так вот, капитально ремонтировать здания, которым уже далеко за тридцать, все равно придется. Миллиардов в краевом бюджете на эти цели никто никогда не найдет. И тема внешнего инвестора все равно актуальна. Тут Евтушенко был прав.
Ясное дело, у такого инвестора будут свои интересы, и самый главный - стать полновластным хозяином собственности и извлекать прибыль. И вряд ли он уживется с партнерством, претендующим на бесплатное пользование имуществом. То есть проблема, очерченная в начале статьи, что подарившее казне края огромный санаторный объект партнерство осталось на птичьих правах, остается.
Как ее решить? Председатель колхоза-племзавода «Россия», члена партнерства, Сергей Пьянов предлагает: если дело дойдет до привлечения инвестора, оставить за партнерством часть земельного участка с лечебным и пляжным корпусами. То есть разделить собственность. При непременном условии: чтобы оставшееся в пользовании партнерства имущество передавалось ему на длительный срок.
Наверное, могут быть и другие предложения. Главное, чтобы членов партнерства о них спросили.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет