Вы здесь

ИГОРЬ БАРТАШ: «В ТЕАТРЕ НЕВОЗМОЖНО РАБОТАТЬ, НЕ ЛЮБЯ ЕГО»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

06.02.2013
ИГОРЬ БАРТАШ: «В ТЕАТРЕ НЕВОЗМОЖНО РАБОТАТЬ, НЕ ЛЮБЯ ЕГО»
Наталья Макагонова

Этот актер хорошо известен ставропольским театралам. Он участвует почти во всех спектаклях и играет множество ролей - от второстепенных до заглавных. Театр, сцена, актеры - это его жизнь. Со всеми своими хорошими и плохими сторонами. С любимой классикой и манящей современностью. В будущем году актер Ставропольского академического театра драмы Игорь Барташ будет отмечать 20-летие своей творческой деятельности.
- Я хорошо помню день, когда меня приняли в театр, - 27 мая 1994 года, - вспоминает Игорь. - Причем художественный руководитель Алексей Александрович Малышев взял меня в труппу, когда я был еще студентом. До окончания вуза оставалось несколько недель, и нас отправили по театрам страны, чтобы мы могли, как говорится, себя показать - на других посмотреть. Я решил поехать в Ставрополь, свой родной город. Повлияло еще и то, что декан моего факультета Евгений Слепых, который когда-то работал с Алексеем Александровичем в Новосибирском театре «Красный факел» и хорошо его знал, мне сказал: «Если ты попадешь к Малышеву, то станешь настоящим артистом».
С улыбкой вспоминает Игорь о том, как проходило прослушивание:
«Со мной за компанию приехал мой однокурсник. Пришли мы в театр, и нас пригласили на генеральную репетицию, тогда готовился к сдаче спектакль «Пигмалион». Сидим. И я вдруг замечаю, что Малышев очень плотно так общается с Андреем и уже говорит, что он его возьмет в труппу даже без прослушивания. И тогда я не нашел ничего лучшего, чем ляпнуть: «А мне спектакль не понравился». Не знаю, что больше понравилось Алексею Александровичу: или моя отчаянная наглость, или отрывки, которые я показал, но в труппу он меня взял. За что ему огромное спасибо».
Сегодня, очевидно, тогдашний художественный руководитель не ошибся в своем выборе. Игорь Барташ - один из самых востребованных актеров в ставропольском театре. График у него чрезвычайно плотный: позавчера он - Печорин в «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова, вчера - Хозяин в «Ночь Святого Валентина» по пьесе Александра Марданя, сегодня - Алексей Кривошеин в «Кастинг» Юрия Еремина, а завтра - Борис Липовецкий, один из главных героев полюбившегося публике спектакля «Одноклассники» Юрия Полякова.
«Вопрос «куда идти после школы» передо мной не стоял. Да и родители не стали препятствовать моему поступлению в театральный: «Твоя жизнь - ты и решай», - сказали они. Хотя, думаю, если бы я выбрал профессию экономиста или строителя, они были бы более довольны», - говорит Игорь.
Нужно заметить, что и особо возражать родителям повода не было. С 12 лет Игорь занимался в театральной студии в ДК «Профсоюзов» Анатолия Дурова «5 этаж». И не просто занимался, но и выходил на сцену в детских спектаклях, в новогодних представлениях, и даже получал за это гонорар. Причем школьники участвовали в спектаклях, в которых были заняты профессиональные актеры. Игорь вспоминает, что в одном спектакле играл вместе с Борисом Щербаковым:
«Конечно, я и предположить не мог, что когда-нибудь буду играть с Борисом Федоровичем на одной сцене и даже вместе снимемся в кино».
(Если кто не знает, то в творческой биографии Игоря есть и такой факт: несколько лет назад его и нескольких актеров ставропольской труппы пригласили сняться в художественном фильме «Залезть на луну», съемки которого проходили в Ставрополе и его окрестностях.)
В Воронежский театральный институт Барташ поступил, выдержав огромный конкурс - 12 человек на место. Студенческие годы он вспоминает, как самое счастливое время.
«Мне очень повезло. Во-первых, Воронежский театральный всегда славился своими традициями. Во-вторых, мне очень повезло с педагогами, которые учили нас азам актерского ремесла со всем пылом носителей великой Системы. В- третьих, там нас пытались научить в первую очередь самостоятельно мыслить. И это неоценимая школа, пройти которую возможно только в юности. Я сегодняшний никогда не сделаю то, что вытворяли мы тогда. Только представьте, у нас была самостоятельная работа, где мы сами ставили отрывок из пьесы. В процессе репетиций мы решили, что нам нужен автомобиль. Так вот: за бутылку водки мы выменяли у какого-то автолюбителя старый «Запорожец», за вторую бутылку нам его разрезали, а потом мы эту груду металлолома вставили в окно. Сказать, что наши педагоги были в шоке, это ничего не сказать.
Я очень благодарен своим учителям: мастеру курса Виолетте Владимировне Тополага, педагогу по сценической речи Ирине Викторовне Сачко и всем остальным - тот профессиональный фундамент, который они заложили в меня, дорогого стоит».
Рассказывая о своей студенческой жизни, Игорь вспоминает о том, как ему посчастливилось попасть на спектакль театра «Ленком» «Поминальная молитва» Горина, где блистал Евгений Леонов:
«То как играл Леонов, невозможно передать словами. Это были не просто настоящие актеры - это Гении с большой буквы. Прошло столько времени, я много лет в этой профессии, но до сих пор так и не знаю, что нужно делать, чтобы хотя бы попытаться приблизиться к такому уровню».
Но каждый начинающий артист, помимо учебного заведения, должен пройти «театральную школу» - процесс вхождения в профессию, адаптации и утверждения в ней.
«Мне было сложно. В тот год в театр пришли выпускники Ставропольского училища искусств: Саша Жуков, Илья Калинин... Они уже играли на сцене, театр их готовил «под себя», так что «конкуренция» была большая, - улыбается Игорь. - Первые 5 лет за счастье было вообще попасть в спектакль. А попасть в эпизод, где ты произносишь два-три слова, - предел мечтаний».
Но, надо отдать должное, даже самую маленькую роль молодой артист старался сделать яркой и запоминающейся. Игорь со смехом рассказывает о детском спектакле «Щелкунчик», где ему досталась роль Сардельки, а Илье Калинину - Сосиски. И как тогда они в хорошем смысле соперничали друг с другом, кого больше заметит и оценит зритель.
Так что когда Барташ получил роль Фердинанда в пьесе немецкого драматурга Шиллера «Коварство и любовь», который ставил немецкий режиссер Кристиан Ремер, - это было настоящим подарком судьбы. Романтическая трагедия о чистой, искренней любви молодых героев, противостоящей лжи и ханжеству жестокого мира, была блестяще разыграна молодыми актерами (роль Луизы тогда досталась начинающей актрисе Татьяне Николаенко). Фердинанд приносит Игорю заслуженный успех. Зрители полюбили его героя - импульсивного, порывистого, благородного, ставящего понятия «честь» и «любовь» выше собственной жизни... Тогда много говорили о точном попадании актера в роль, о внутреннем напряжении, которое игралось столь тонко и сдержанно, что не оставляло сомнений в подлинности проживаемых чувств.
Это была победа, и ничего удивительного, что дальше на актера посыпались роли - хорошие и разные: в среднем четыре-пять за сезон. В любом жанре он чувствовал себя как рыба в воде: с блеском играл Пушкина в «Евгений Онегин» и Чацкого в «Горе от ума», был уморительно смешным охранником Болеком в «Халам-бунду, или Заложники любви», коварным Монсом в «Шут Балакирев», а его Нотариус в «Два ангела, четыре человека» был просто неподражаем.
Кстати, Кристиан Ремер «открыл» Игоря Барташа не только как характерного героя, но и стал первым приглашенным режиссером, который доверил актеру главную роль. Первый, но далеко не последний. Сегодня Игорь играет практически у всех постановщиков, которые приезжают ставить спектакли на ставропольской сцене.
«Коллеги удивляются, что я нахожу язык с любым приглашенным режиссером, - говорит актер. - Но я ничего удивительного в этом не вижу. Мои педагоги в театральном вузе нас учили, что сначала надо выполнить задачу режиссера, и только когда он доволен на все сто процентов, тогда можно предложить что-то свое. Однако если режиссер на чем-то настаивает, выполнить его установку - часть актерской профессии. Нас много, а он один. Он видит спектакль целиком, а каждый из нас - только свою роль. Например, Юрий Еремин всегда точно знал, что он хочет получить в итоге, требовал этого, и мы выполняли. В итоге получались достойные, хорошие, интересные работы».
Наверное, не случайно одним из самых лучших своих спектаклей Игорь Барташ считает «Герой нашего времени» по роману Михаила Лермонтова.
«До сих пор удивляюсь, как мне дали эту роль. Изначально режиссер Юрий Еремин планировал отдать эту роль другому актеру. А потом, как рассказывают, он проходил мимо наших фотографий в фойе, увидел мой портрет и сказал: «Он будет играть Печорина».
И режиссер не ошибся. Роль удалась актеру на 100 процентов. На сцене был настоящий Печорин, утомленный скукой, который играет с людьми, играет на их страстях и слабостях, который живет взахлеб, жаден до новых впечатлений и рисковых похождений.
«Когда я репетировал роль, - говорит Игорь, - я вдруг с удивлением понял, что мы все Печорины. Все без исключения, только кто-то в большей степени, а кто-то в меньшей. Для меня это было открытие. И так практически всегда, с каждым новым образом открываешь что-то для себя».
Вообще, актеру Барташу в равной степени доступны все театральные жанры, но, как отмечает Игорь, ему более интересны роли, что называется, «на сопротивление».
«Одна из моих последних работ - Григорий Незнамов в «Без вины виноватые». Мне очень трудно играть этого молодого человека, который стал озлобленным от тяжелого детства, юношества, молодости. Трудно и физически, и психологически. Я очень люблю свою семью, свою маму. А по роли мне приходится ее ненавидеть, найти, потерять, простить. Режиссер спектакля Владимир Хрущев мне сказал: «Ты должен играть эту роль так, как играет Евгений Миронов - после каждого спектакля к нему приезжает скорая. Скорая ко мне, конечно, не приезжает, но, играя спектакль, слова эти вспоминаю», - говорит актер.
Надо отметить, что роль Гришки Незнамова - бунтаря, отшельника, паяца, сросшегося с мыслью, что он брошен собственной матерью, видевший в жизни только презрение и насмешки, у Игоря получилась. Он смог прожить на сцене не сложившуюся судьбу своего персонажа столь убедительно, что сердце щемит от сочувствия. И веришь ты ему безгранично.
Но, чтобы настроиться на эту и подобные роли, актеру требуется приложить много сил. Если бы во время спектакля зритель смог заглянуть по ту сторону сцены, то мог бы увидеть такую картину: Игорь наматывает в темноте кулис круги и что-то бормочет. Что называется - силы копит - и физические, и душевные.
«Когда наносишь грим, надеваешь костюм, делаешь соответствующую прическу, ты перевоплощаешься в своего героя, у тебя меняются даже голос и манера речи. Но зрителя одной внешностью не обманешь, он очень тонко чувствует, играет человек или действительно переживает вместе со своим героем», - отмечает И. Барташ.
С удовольствием работает он и в спектаклях «Ночь Святого Валентина», «Кастинг», «Одноклассники», которые с большим успехом идут на сцене театра уже не один сезон и очень полюбились зрителям.
«К каждой роли, которую мне приходится играть, я отношусь очень трепетно. Я уверен, что каждая роль, нравится она тебе или нет, дается для чего-то и из-за чего-то. И неважно, большая она или нет. Твой персонаж - живой человек, а человек не бывает маленьким или большим. Ты должен стать им, войти в его жизненные обстоятельства, отдать ему свои чувства, энергию. И неважно, два часа он на сцене или две минуты, зрители про него все поймут, если вся его жизнь внутри тебя», - говорит Игорь.
Сегодня актер репетирует в мюзикле «Леонардо» Кима Брейтбурга. Это спектакль о жизни великого итальянского гения Леонардо да Винчи. Труппе приходится много заниматься вокалом. Актер отмечает, что пока тяжело, но очень интересно. Новое - это всегда для него интересно.
Наверное, поэтому Игорь очень любит море, хотя и не умеет плавать.
«Оно меня завораживает, оно такое непредсказуемое, каждый день новое и разное. На Черноморском побережье я бываю каждый год. Причем я мало купаюсь, мало провожу времени на пляже, больше езжу по экскурсиям, посещаю всякие интересные места. До места я добираюсь обязательно на своей машине, потому что очень люблю автомобили, дорогу, скорость», - рассказывает актер.
Машины Игорь называет своей страстью и слабостью, может говорить о них часами, рассказывая об их достоинствах и недостатках, оценивая их преимущества. Причем говорит он со знанием дела, так как успел поменять несколько машин.
А вот горы оставляют актера равнодушным.
«Да, безусловно, там очень красиво. Но мне там скучно и нечем заняться. На лыжах кататься я не умею, хотя честно старался научиться. Даже купил себе костюм и все необходимое оборудование, договорился с инструктором, но... По всей видимости, зимние виды спорта оказались выше моих способностей. Бедный инструктор, как он со мной намучился. После нескольких попыток он схватился за голову и простонал: «Игорь, это же эле-мен-тар-но. Так что моя попытка заняться зимними видами спорта бесславно провалилась», - смеется Игорь.
А еще он очень любит делать ремонт:
«Когда у меня простой в театре, чтобы отвлечься от мрачных мыслей, от творческих терзаний, я начинаю ремонтировать свою квартиру. Недавно закончил кухню и гостиную, осталось еще две комнаты, но пока времени нет».
Вообще удивительно было слышать, зная, что Игорь бесконечно то на репетиции, то на спектакле, о каком-то простое в творчестве. Объяснения я получила немного позже.
«Очень хочется работать. Да, я сыграл такие роли, о которых многие всю жизнь мечтают и не получают. Но хочется надеяться, что это не самое лучшее в моей творческой биографии, что лучшая роль у меня впереди, - сказал Игорь в конце нашего разговора. - Театр - это не просто моя работа, это жизнь. Я пытаюсь отдаваться этой жизни целиком. Там невозможно работать, не любя его. Случайные люди здесь не задерживаются, а кто прикипел к театру всей душой, тот, как говорится, работает на всю катушку. У нас очень хорошая труппа. Со многими я очень близко дружу. Мы вместе выезжаем на шашлыки, собираемся по праздникам. И даже тогда говорим о театре, ролях, работе. И мне такая жизнь нравится, за 20 лет я ни разу не пожалел, что работаю на ставропольской сцене, как и не жалею о том, что стал артистом. И если бы мне нужно было выбирать профессию заново, я не раздумывал бы ни минуты».

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)