Вы здесь
МОНИТОРИНГ - ПЕРЕЗАГРУЗКА
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).08.05.2013
МОНИТОРИНГ - ПЕРЕЗАГРУЗКА
Ирина ПОСТОВАЯ
Министерство образования и науки страны подготовило новый список неэффективных вузов. В него вошли 30 высших учебных заведений страны. Среди них один ставропольский вуз - Пятигорский государственный гуманитарно-технологический университет.
Напомним, мониторинг деятельности высших учебных заведений прошел в России в конце 2012 года. Участвовали в нем более 500 вузов и почти 1000 филиалов. Первоначально в черный список попали более 130 вузов и 450 филиалов. Вошли в него и учебные заведения, базирующиеся у нас в Ставропольском крае. В их числе был вышеназванный пятигорский университет и 7 филиалов других высших учебных заведений.
Так как в перечне оказались многие известные вузы страны, это вызвало многочисленные скандалы, а студенты Российского государственного торгово-экономического университета даже объявили забастовку. Неудивительно, что в дальнейшем список неоднократно сокращался. Из него убрали творческие учебные заведения, которые посчитали неэффективными в связи с их спецификой: Московский архитектурный институт, Литературный институт имени Горького, Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова, Госуниверситет кино и телевидения, Госакадемия театрального искусства и другие. Исключили ведомственные вузы Генпрокуратуры, МВД, МЧС, Минюста, ФСИН, ФТС. Часть аутсайдеров была переведена из разряда неэффективных в разряд нуждающихся в оптимизации.
Тем не менее, неэффективных вузов в стране оказалось предостаточно. Предполагается, что учебные заведения, которые все же остались в финальном списке, будут реорганизованы и присоединены к другим вузам. Судьба их должна решиться к лету этого года.
При этом разработан четкий порядок, который будет действовать в отношении реорганизуемого вуза. Студентов должны заранее известить о переменах, причем под личную расписку, и предложить варианты перевода. Вся процедура закрытия или реорганизации длится не один месяц, и не исключено, что в конечном итоге студенты закрываемого вуза даже выиграют, так как их переведут в более эффективный вуз.
Кстати, мониторинг работы вузов продолжится и в дальнейшем. И в этом году Минобрнауки снова будет заниматься этой работой. Причем, оценивать будут не только государственные, но и негосударственные вузы. При этом критерии мониторинга изменятся, так как система показателей эффективности вузов, как показал первый опыт, нуждается в доработке.
- Знаю, что ситуация воспринимается достаточно болезненно - и в отношении процедуры оценки, и по решениям о судьбе отдельных институтов. Но, согласитесь, что-то делать надо, - отметил глава правительства страны Дмитрий Медведев. - Конечно, рейтинги не самоцель, но их совокупность отражает реальный расклад сил в образовании, - считает он. - Ни для кого не секрет, что у некоторых учебных заведений имеются проблемы с результатами научно-исследовательской деятельности и трудоустройством выпускников.
Следует отметить, что систему высшего образования страны в ближайшей перспективе ждет ряд серьезных перемен.
Буквально на днях появилась информация, что Министерство образования и науки РФ собирается существенно сократить список профессий, которые можно получить в российских вузах. По планам министерства «генеральная уборка» профессий должна пройти в этом году: из более чем 500 специальностей высшего образования должно остаться около 100.
- В официальных классификаторах много профессий, которых уже почти нет или они не востребованы рынком труда из-за узконаправленности. Зато современных нет. Переход со «специализации» на «направления» позволит готовить кадры в более широком диапазоне, - считают в ведомстве.
Еще один важный момент, что до марта следующего года в России будет проведена оптимизация диссертационных советов. Более открытой станет процедура защиты и презентация самих результатов защиты.
Изменения ожидаются и в системах начального и среднего профобразования. На смену ПТУ должны прийти учебные центры прикладных квалификаций. Одним махом закрывать профтехучилища, колледжи и техникумы никто не станет, но в разъяснительных документах Минобрнауки подчеркивается, что новые учебные центры могут создаваться «с нуля» или путем реорганизации учреждений начального и среднего профобразования.
Учебные центры могут быть самостоятельными образовательными организациями или структурным подразделением, например, крупного работодателя. А все программы центров будут составляться с учетом мнения потенциального работодателя.
В Минобрнауки считают, что в России на сегодняшний день может быть два вида учебных центров - корпоративные и ориентированные на региональные рынки труда. Территориальные учебные центры, видимо, в большинстве своем должны вырасти из колледжей и техникумов, а корпоративные - из учебных центров, которые есть во многих крупных компаниях.
В региональных учебных центрах будут учиться, в основном, выпускники школ, люди, имеющие или получающие начальное, среднее или высшее профобразование, работники, которым грозит увольнение, лица предпенсионного и пенсионного возраста. Всем им будут предлагаться краткосрочные программы по востребованным специальностям или возможность получить дополнительную квалификацию, чтобы найти хорошее предложение на рынке.
Корпоративные центры примут на обучение людей уже имеющих базовую профподготовку, выпускников колледжей, людей, которые уже имеют достаточный практический опыт. Корпоративные центры будут нацелены на доучивание, обучение второй или смежной специальности, на подготовку человека к работе на конкретном месте.
В общем, российскую систему образования ждут очередные реформы. Выиграет оно от этого или нет, покажет время.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru