Вы здесь
ТРАХОГРАФЫ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).15.05.2013
ТРАХОГРАФЫ
Александр Емцов
Очередная новация Федерального Правительства в области безопасности дорожного движения обернулась ударом по сельскохозяйственным предприятиям.
НЕ ИМЕЕШЬ «ШПИОНА» В КАБИНЕ - ШТРАФ!
С первого апреля этого года грузовые автомашины грузоподъемностью свыше трех с половиной тонн и автобусы сельхозпредприятий края стали останавливать инспекторы ГИБДД и проверять, стоят ли в них тахографы - приборы, регистрирующие скорость движения, пробег машины, периоды труда и отдыха ее водителя. В случае ДТП такой прибор позволяет точно определить, кто виновен, и какие обстоятельства привели к нему. Кроме того, такой недремлющий соглядатай в кабине по идее должен дисциплинировать водителей и повысить тем самым безопасность на дорогах. Вроде Правительство Российской Федерации приняло постановление, обязывающее к установке таких приборов ради безопасности дорожного движения. Инициаторами принятия документа были страховые компании.
Искомых приборов, естественно, почти ни в одной машине селян не было. Один протокол, десятый, сотый... Следом посыпались штрафы, причем нешуточные. На водителя - от одной до трех тысяч рублей. Острые на словцо шофера сразу же прозвали диковинный прибор, которого никто никогда в глаза не видел, «трахографом». И было от чего: инспекторы, говоря шоферскими же словами, их просто затрахали своими не очень понятными требованиями.
КОЛХОЗ ИЗВОЗОМ НЕ ЗАНИМАЕТСЯ
С неожиданной этой проблемой столкнулся и СПК «Колхоз имени Ворошилова» Труновского района. Председатель кооператива С. Таранов кинулся было, от греха подальше, устанавливать чудо-приборы. Да и сам хорошо понимал, что в конечном итоге такой прибор ничего кроме пользы хозяйству не принесет. Но оказалось, что тахографов на грузовики и автобусы в той комплектации, которая требуется - а именно с подключением к ГЛОНАС и специальной флешкартой, нигде в продаже нет. В дефиците они у нас нынче - разводили руками в торговых фирмах. Спрос огромный, а производят мало. Получалось, что наше родное правительство как всегда, выпрыгнуло из штанов, поставило телегу впереди лошади и своими руками создало для своих граждан очередную проблему.
Более того, выяснилось, что весь комплект оборудования тахографа стоит, ни много ни мало, 60 тысяч рублей. Умножив на восемьдесят машин в гараже хозяйства, председатель получил цифру, близкую к пяти миллионам. Да, было от чего почесать затылок. Дороговато для сельхозкооператива обходилась вроде благая забота родного государства о повышении безопасности дорожного движения.
С юристами стал разбираться, с чего это вдруг такие дорогущие приборы надо устанавливать на машины, перевозящие с поля на ток и обратно зерно или там корма, на автобусы, доставляющие людей из села до животноводческих точек и обратно. Неделями на трассу не выезжают, все по полям да по полям. Подняли то самое постановление Правительства РФ №720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств». Прочитали в нем, что подлежат оснащению тахографами автомобили, «осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов». Больше ничего. Мы то при чем, задались вопросом селяне, мы же не транспортники и извозом не занимаемся, в уставе сельхозкооператива этот вид деятельности даже не прописан. Мы сельхозпродукцию производим. Бывает, что автомобили хозяйства везут грузы покупателям или от них в хозяйство. При этом договоры перевозки грузов никогда не заключаются, стоимость перевозки входит в стоимость грузов, они являются собственностью сельхозкооператива до момента передачи покупателю.
Получается, что к транспорту колхоза требование устанавливать тахографы не относится, и инспекторы на дорогах всего лишь проявляют излишнее рвение? «Неправильно читаете документ», - сказали в Труновском отделе ГИБДД, пришли с проверкой и вынесли жесткое предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
ПИСЬМА НА САМЫЙ ВЕРХ
Правильно или неправильно, но ни в самом постановлении Правительства РФ, ни в каких других правовых актах не раскрывается содержание термина «коммерческий». А значит и не очень понятно, ко всем, включая селян, относится требование, или только к тем, для кого перевозки - только бизнес, и которые только ими и занимаются. Посидев над постановлением Правительства и поняв, что для простых смертных эта государственная задумка с тахографами остается тайной за семью печатями, Таранов 1 ноября прошлого года обращается аж к председателю Правительства страны Д. Медведеву. Всего лишь с просьбой «оказать содействие в разрешении возникшей проблемы в части установления содержания термина «коммерческие перевозки» для целей Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств».
Скажете, сильно высоко обратился? Но зато абсолютно логично: ведь именно Медведев подписал постановление Правительства, которое не очень понятно. Ему и устранять эти непонятки.
Ответ за подписью первого заместителя начальника главного управления МВД по обеспечению безопасности дорожного движения В. Швецова пришел ровно через месяц. И ничего не дал, поскольку в нем были всего лишь процитированы положения из постановления Правительства. И так уже хорошо изученные заявителем. «На транспортные средства, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, необходимо устанавливать тахографы», - пишет первый зам. Но это и так понятно. А о том, что скрывается за термином коммерческие перевозки и кто под него подпадает - ни слова. Вроде и ответил, и ничего не сказал.
Таранов 4 декабря пишет все тому же адресату новое письмо. Где опять же просит: а) установить содержание термина «коммерческие перевозки» для целей действующего Технического регламента о безопасности дорожного движения; б) до принятия соответствующего нормативного акта сообщить о возможности или невозможности использования тахографов на транспортных средствах, обеспечивающих повседневные нужды предприятий.
Новый ответ приходит уже за подписью заместителя директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ Ш. Гаджимурадова. «Любая деятельность предприятия, - пишет он, - отвечающая законодательству о предприятиях и предпринимательской деятельности, является коммерческой. Данное положение не зависит от того, является ли перевозка конечной услугой на рынке или составной частью иного производственного процесса, результат которого (услуга или продукция) будут реализованы на рынке. К некоммерческим могут быть отнесены перевозки, осуществляемые для личных, семейных и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью».
Но колхозная касса ведь не резиновая. Она может и не выдержать. Коммерческая деятельность и коммерческие перевозки - это совсем не одно и то же. Да и как это понимать: «Могут быть отнесены»? Значит, могут и «не быть отнесены»? Кто может относить или не относить - инспектор ГИБДД? Хорошо же наше законодательство, когда все отдает на волю человека с жезлом. А еще на каждом углу талдычим о проверке нормативных документов на наличие коррупционной составляющей. Она в действующей формулировке постановления Правительства явно налицо.
В управлении ГИБДД по Ставропольскому краю запрос редакции поручили прокомментировать инспектору по особым поручения Е. Костючек:
- Позиция инспекции по безопасности дорожного движения уже много раз обнародовалась и сводится к следующему. В уставах всех сельхозпредприятий записано, что их цель - получение прибыли. Это как раз и есть коммерческая деятельность. В приказе Министерства транспорта № 36 понятие коммерческие перевозки вообще исключено. Все они теперь коммерческие. Технический регламент, где предусмотрена установка тахографов на грузовики грузоподъемностью свыше трех с половиной тонн и автобусы принят еще три года назад. Санкции за его нарушение введены только с 1 апреля этого года. Так что у руководителей хозяйств было время приборы установить. Проблем с флешкартой на приборы, установленные ранее, сейчас не существует. Как раз сейчас решается проблема с картой для тех приборов, что только устанавливаются. И в мае-июне она решится. Карта даже будет дешевле.
- Нас обвиняют в том, что мы три года раскачивались. А почему же три года раскачивались вы? - парирует С. Таранов. - Почему не отработали так дело, что достаточно обратиться, заплатить, и вот тебе тахограф, карта, ГЛОНАС? Этого же пока нет, и об этом мы говорим на каждом шагу. Будет - это хорошо. Но как быть сегодня, когда грузовики надо выпускать на линию? Ведь сельскохозяйственное производство не остановишь ни на один день. Не проще было бы сначала все проблемы решить, сделать приборы и оборудование к ним доступными, а потом уже и санкции применять к тем, кто их не установил?
СУДЫ НА СТОРОНЕ СЕЛЯН
Из всего этого понятно одно: то, что предельно ясно для работников Федерального Министерства транспорта, ГИБДД, продолжает оставаться непонятным для простых смертных. То есть тех, для кого и в интересах кого Регламент и написан. Тем более, что простые смертные на слова не верят, могут сегодня воспользоваться Интернетом и посмотреть хотя бы то, как понимают термин «коммерческие перевозки» правоприменители, те же суды. А судебная практика, хотя и совсем небогатая, ведь проблема абсолютно новая, дает основание для иного понимания термина «коммерческие перевозки», чем его толкует Министерство транспорта страны и ГИБДД. И тем самым позволяет сельхозпроизводителям и дальше сомневаться, законно ли требование установки тахографов.
Вот постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 января 2010 года по делу № А19-17894/08. Здесь черным по белому записано: «оказание услуг по перевозке грузов предполагает наличие грузоотправителя и перевозчика, перевозка собственного груза (товара) не подпадает под установленное гражданским законодательством понятие «договор перевозки груза». То есть, доставка организацией приобретенного ею товара в свой адрес, не говоря уже о перевозке собственного груза типа зерна с поля или там навоза с фермы на поле, признается перевозкой для собственных нужд и не является коммерческой деятельностью. А вот еще похожий документ - постановление Арбитражного суда Республики Хакассия по делу № А74-2510/2011. Здесь записано, что перевозка, осуществляемая для собственных нужд юридического лица, не подпадает под установленное гражданским законодательством понятие «договор перевозки грузов» и не является коммерческой. Данный вывод как раз сделан судом на положениях Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного тем самым постановлением правительства № 720, о котором шла речь выше, и в котором прямо указано на оснащение спутниковой аппаратурой ГЛОНАС только тех транспортных средств, которые используются для коммерческих пассажирских перевозок. А решение того же суда по делу № А74-4699/2012 прямо касается предмета нашей статьи - тахографов. Суд указывает, что транспортные средства подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением режимов движения, труда и отдыха только в том случае, если эти транспортные средства используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов. Требование об обязательном оснащении тахографами транспортных средств, используемых для иных целей, Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств не содержит.
В наш арбитражный суд пока ставропольские сельхозпредприятия вроде с данной проблемой не обращались. И судебной практики такой еще не наработано. Одно ясно: проблема остается открытой. И как никогда острой, особенно сейчас, когда впереди уборка зерновых. Ведь это время, когда на дороги выходят все имеющиеся и у хозяйств, и у частников грузовики. Или нас ждет транспортный коллапс?
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru