Вы здесь

Трудом подвижников и щедростью меценатов

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

22.05.2013
Трудом подвижников и щедростью меценатов
Галина Сергушина

Все-таки есть в словах «благодарная память потомков» высокий смысл. И пусть проявляется эта память преимущественно в дни празднеств, когда звучат с трибун пафосные речи, но ведь все равно передается из поколения в поколение.
1774 год. Россия подписала Кючук-Кайнарджийский мир после войны с Турцией. Новая граница была установлена от устья реки Терек до Моздока и далее на северо-запад до крепости Святого Дмитрия (ныне Ростов-на-Дону) и Азова. Возникла необходимость «закрыть» расстояние в 500 верст на южной окраине России путем создания цепи мощных форпостов. Осуществление этой задачи было возложено на генерал-аншефа князя Потемкина - «государева наместника Азовского и Астраханского».
И 24 апреля 1777 года последовал высочайший указ императрицы Екатерины II о строительстве Азово-Моздокской Линии. На правом фланге ее на вершине Егорлыка, называемой Ташлой, началось строительство крепости, которая впоследствии стала ядром будущего города Ставрополя. Она должна была защищать проход по долине реки Калаус от набегов закубанских горцев, которых подстрекала Турция к нападению на русские поселения.
К строительству крепости приступили драгуны Владимирского полка и хоперские казаки. Беспримерный подвиг совершило казачество, которому пришлось днем возводить крепостные сооружения, а по ночам при свете костров строить жилье для себя в будущей станице и при этом нести охрану на Линии. Это был поистине подвижнический труд тысяч безымянных основателей Ставрополя. Документальная основа тех событий легла в сюжет исторического повествования Иоакима Кузнецова «Крепость в степи». Это уникальные страницы истории нашего города, истории, достойной уважения и преклонения перед ее вершителями.
Создавая Азово-Моздокскую линию, правительство государства Российского ставило задачу не только охраны южных рубежей, но и развития торгового сотрудничества с соседними горскими народами. Князь Потемкин указывал, что «ко взаимной торговле назначены по Линии три города для обмену и продажи товаров: Екатериноград, Георгиевск, Ставрополь». Т.е уже через шесть лет после основания крепости Ставрополь, помимо своего военного назначения, стал одним из центров экономических связей с народами Кавказа. Собственно эту функцию он выполняет и сегодня, являясь столицей южного края. А край наш, расположенный в предгорьях Большого Кавказа, занимает площадь, равную Бельгии, Швейцарии и трем Люксембургам, вместе взятым.
КУРОРТНАЯ ЖЕМЧУЖИНА РОССИИ
Два высоких статуса у Ставрополья - хлебная житница и курортная жемчужина страны. И в преддверии празднования Дня края в Государственном архиве Ставрополья открылась историко-документальная выставка «Край родной, нарзанами воспетый», посвященная 210-летию Кавказских Минеральных Вод. На выставке, которая продлится до 1 августа, представлены документы государственного архива Ставропольского края IXX-XX столетий, отражающие основные этапы развития наших знаменитых курортов. Экспозицию открывает Рескрипт Александра I от 24 апреля 1803 года инспектору Кавказской линии, Астраханскому военному губернатору и главноуправляющему в Грузии Цицианову, опубликованный в Актах Кавказской археографической комиссии. Этим указом определено государственное значение Кавказских Минеральных Вод: «... ныне же поручаю вам приступить к устроению и всех тех заведений, кои для удобности врачевания и выгод больных... признаются нужными».
Как свидетельствуют архивные документы, в 1812 году на Горячих и Кислых водах выстроены первые купальни. Средства на них в размере 60 тысяч рублей пожертвовал астраханский купец К.Ф. Федоров. Эта сумма стала первоначальным капиталом, вложенным в строительство ванн на Кавказских Минеральных Водах. А купец Федоров, похоже, стал первым меценатом, поддержавшим своими личными средствами развитие будущей курортной жемчужины Ставрополья и России.
На выставке представлен рапорт смотрителя Кавказских Минеральных Вод А.А. Лякина Кавказскому гражданскому губернатору М.Л. Малинскому о возведении купален: «Начата постройка из старого дерева при Горячих водах ванн, и такая же одна турлучная, а другая плетневая...». До этого в начале IXX века для размещения приезжающих на Воды использовались юрты и кибитки кочевых народов - аборигенов здешних мест.
Впервые экспонируется «Каталог земель Кавказской губернии с топографическими и хозяйственными замечаниями...» за 1819 год. Это первый документ со времени образования губернии, содержащий сведения о местоположении, времени и особенностях образования поселений, количестве населения и межевании земель Кавказской области, в том числе сведения о крепостях Константиногорской и Кисловодской.
Пятигорск и Кисловодск когда-то тоже начинали свое развитие с крепостей, служивших охраной приезжающим лечиться на Горячие и Кислые Воды. Уникальные новые курорты привлекали не только петербургскую, московскую аристократию и купечество, сюда приезжали члены императорской фамилии, иностранцы.
Ведомости посетителей курортов открывают имена многих известных людей, побывавших на Кавминводах. Среди них А. Алябьев, Ф. Шаляпин, М. Лермонтов. Лермонтов бывал здесь несколько раз. Его перу принадлежат бессмертные строки: «Тебе Кавказ - суровый царь земли - я снова посвящаю стих небрежный: как сына ты его благослови и осени вершиной белоснежной! От ранних лет кипит в моей крови твой жар и бурь твоих порыв мятежный. На севере, в стране тебе чужой, я сердцем твой, - всегда и всюду твой!!!». Кавминводские впечатления нашли отражение в романе «Герой нашего времени», в стихах и поэмах. Кавказские впечатления питали творчество многих русских поэтов и писателей, композиторов и художников.
Однако ехали сюда из столиц не только за впечатлениями, но, прежде всего, за здоровьем. В экспонируемых документах Кавказской областной врачебной управы - формулярные списки врачей, практиковавших на Водах, в частности главного врача КМВ Конради, штаб-лекаря Майера. Из журналов заседаний врачебной управы узнаем, какой курс лечения водами проходили курортники в начале IXX столетия. Ведомости рассказывают об исследованиях химического состава и лечебных свойствах минеральных вод. Наряду с российскими специалистами свои заключения об этом оставил французский гидротехник Жуль Франсуа в 1874 году. При знакомстве с регионом он заявил, что по всей Европе нет такого благоприятного сочетания минеральных источников.
Среди экспонатов выставки - билеты Строительной комиссии при Кавказских Минеральных Водах на бесплатное принятие ванн офицерами. Здесь же списки нижних чинов Кабардинского, Тенгинского пехотных и других полков, принимавших участие в освоении региона Кавказских Минеральных Вод.
Правительство Российской империи уделяло большое внимание развитию уникальной здравницы. На выставке в Госархиве края представлены чертежи и рисунки архитекторов - братьев Джованни и Джузеппе Бернардацци, заложивших основы архитектурного облика курортов. Можно посмотреть планы улиц, профили и фасады зданий первой половины IXX века. Это фасад Дома Управления Кавминводами, план ванн при Варвацевом источнике на горячих минеральных водах. По проектам знаменитых зодчих построены Николаевские ванны, павильон «Эолова арфа», «Грот Дианы», «Китайская беседка», бульвар «Цветник» в Пятигорске.
Многолетний труд братьев Бернардацци по застройке городов Кавминвод с 1844 года продолжил молодой талантливый архитектор Самуил Иванович Уптон. По его проектам были возведены: В Пятигорске - Елизаветинская галерея, Теплосерные ванны, в Кисловодске - Нарзанная галерея, каменная набережная вдоль реки Ольховки, в Ессентуках - павильон источника № 17. В экспозиции Госархива, представленные на выставке, включены фотографии сооружений по проектам Уптона.
История развития Кавминвод включает в себя россыпь талантов, проявивших себя в самых разных областях на благо развития уникальной здравницы государства Российского. Иначе как подвижническим не назовешь труд известного доктора медицины Семена Алексеевича Смирнова. Он стал директором Кавказских Минеральных Вод в 60-ые годы IXX столетия. По его инициативе создано Русское бальнеологическое общес-тво, первое в России научно-исследовательское объединение врачей по вопросам курортного дела. Смирнов также является составителем первого Путеводителя по Кавказским Минеральным Водам, который представлен на выставке. Известна и лечебная минеральная вода под названием «Смирновская».
С началом Первой мировой войны в 1914 году Кавминводские здравницы стали госпиталями, их здесь функционировало около 30. Впервые для заживления ран стало использоваться грязелечение.
С установлением советской власти Кавминводы были признаны курортами общегосударственного значения. В мае 1920 года был открыт Пятигорский государственный бальнеологический институт с четырьмя клиниками во всех городах-курортах. В Пятигорске были открыты курортная поликлиника, физиотерапевтическая лечебница, санаторий для крестьян. В Железноводске были отреставрированы санатории «Находка», «Дубовая роща», «Затишье».
Советская власть не только провозглашала доступность санаторно-курортного лечения для простых людей, но и принимала реальные меры, чтобы это реализовывалось на практике. Десятки профсоюзных санаториев принимали тысячи людей разных профессий и возрастов на лечение и оздоровление. Возводились новые здравницы.
Санаторно-курортное строительство прервала Великая Отечественная война. Все санатории были переоборудованы в госпитали. До оккупации Кавминвод немецко-фашистскими войсками на территории курортного региона работало 68 госпиталей. Список санаториев и домов отдыха, перепрофилированных в эвакогоспитали, сохранен в Госархиве и тоже представлен на выставке. И после освобождения Ставрополья от оккупации санатории Кавминвод продолжали оздоравливать раненых. А затем снова стали работать в своем главном статусе всероссийской здравницы.
В конце 80-ых годов прошлого века число отдыхающих достигло 1 миллиона человек. Регион приобрел статус особо охраняемого курортного. И сегодня Кавминводы по-прежнему оздоравливают россиян. Однако отдыхающих меньше, чем на излете советских лет. Да и контингент их заметно изменился. Вместо рабочих и колхозников, которые получали бесплатные или льготные путевки, едут сюда люди с деньгами, те, кому по силам оплатить из своего кармана недешевый отдых в санаториях. По социальным путевкам едут инвалиды, которым государство гарантирует минимум процедур и прочий сервис в пределах отпущенных социальных средств. Кавминводы, благодаря «политике» профсоюзного руководства, по сути дела утратили статус детской здравницы. Невыгодно стало лечить и оздоравливать детей.
Нет в сегодняшнем времени и знаменитых зодчих вроде братьев Бернардацци, которые бы в веках оставили свой след в архитектуре знаменитых курортов. Не подвижники, а нувориши стремятся обустроить уникальные курортные территории, обустроить не для потомков, а для выгоды своего кармана. Приходит в запустение уникальный Кисловодский парк, идут бои местного значения с участием неких застройщиков вокруг Пятигорского «Цветника». На выставке архивных документов об этом думалось особенно грустно.
ФОРПОСТ И ЖИТНИЦА СТРАНЫ
Памятники Суворову и Ермолову - двум великим полководцам - украшают Ставрополь. Издавна нашему городу была предназначена роль форпоста России на Кавказе. «При обзоре Линии со вниманием рассматривал я окрестности города Ставрополя, ибо со временем намереваюсь я перенести туда губернский город и оставить Георгиевск,» - писал назначенный главнокомандующим русскими войсками на Кавказе генерал А.П. Ермолов. Благодаря его стараниям, Ставрополь стал центром Кавказской области.
А вот замечательный ученый, основоположник военно-полевой хирургии Н.И. Пирогов, дважды побывавший в Ставрополе, оценил не геостратегическое положение города, а уникальные природные особенности. «Проезжая через необозримые степные луга между Доном и Ставропольем, никак нельзя подумать, что приближаешься к грозным высотам Кавказа. От Ставрополя едешь, будто сидя в ароматической ванне. Нигде мне не случалось встретить такие необозримые пространства, как будто бы нарочно засеянные различными породами шалфея, богородицкой травою, солодковым корнем, диким лавендулом и проч...».
Ароматные травы на естественных лугах стали основой развития овцеводства, долгие годы бывшего маркой края. Не случайно среди ставропольских чабанов было много Героев Социалистического Труда и кавалеров самых престижных орденов. Под палящим летним солнцем и в зимние ветры они с ярлыгами, как сторожевые ставропольской степи, поддерживали всемирно известную марку отрасли. В постсоветские годы овцеводство стало приходить в упадок, однако в последние годы вроде есть позитивные подвижки, хотя восстановить овцеводство в прежнем статусе марки края вряд ли удастся: нет спроса на шерсть в нашем Отечестве.
Несмотря на природные и экономические катаклизмы, край удерживает статус житницы России. Ставропольская пшеница, когда-то прославившая край и за рубежом, по-прежнему ценится за качество зерна. Параллельно с аграрным развивается индустриальное Ставрополье. Сделана ставка на региональные парки. Восток края прирастает Большой химией.
Сегодня Ставрополье не только форпост на Южных рубежах России. Наш краевой центр стал форпостом округа в развитии медицины, высшего образования. Стал молодежной столицей СКФО. И как никогда актуальны слова знаменитого нашего земляка-писателя Андрея Губина: «У Ставрополя нет тысячелетий за плечами -
у него сила молодости...».
И снова вернусь к благодарной памяти потомков. Пройдите на Аллею почетных граждан города. Там много славных имен. Имен подвижников всех поколений, живших и живущих в Ставрополе. А вот меценатов среди них - мало. И те - из далекого прошлого. Почему-то из сегодняшних состоятельных горожан, купцов нового времени, в том числе облеченных депутатскими мандатами и очень не бедных, не находится тех, кто на благотворительной основе пожелал бы сделать благое дело для горожан.
Хотя для доброго дела подчас и миллионы не нужны. Жители Промышленного района старшего поколения еще помнят бывшего председателя своего райисполкома, к сожалению, рано ушедшего из жизни Анатолия Антоновича Рогожникова. Благодаря ему город обрел свою сказку - парк Победы, Тропу здоровья в Таманском лесу.
Какую память оставят о себе сегодняшние хозяева города и его районов?

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет