Вы здесь

Лицензия – гарант качества и защита от фальсификации

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

26.06.2013
Лицензия – гарант качества и защита от фальсификации
Наталья Макагонова

Правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности является относительно новым в российском законодательстве. Его формирование произошло в начале 90-х годов ХХ века. Оно было связано с переходом России к рыночной экономике: именно в этот период назрела необходимость особого вида государственного надзора за предпринимателями, занимающимися различными видами деятельности.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Практически в любой стране (если она не застряла на уровне каменного века) в той или иной степени существует перечень видов деятельности, заниматься которыми можно только после получения лицензии. Связано это с тем, что в некоторых видах деятельности необходим высокий уровень ответственности организации, ее техническая оснащенность, наличие квалифицированного персонала и т.д.
В царской России не было понятия - лицензирование. Государственный контроль над предпринимателями не использовал таких методов. Единственный раз, когда подобная практика применялась в деятельности исполнительно-распорядительных органов в России периода правления Романовых, пришелся на 1811-1812 годы - период так называемой «континентальной блокады». Тогда, из-за конфликта Франции и Англии, европейские страны ограничили торговлю с последней, фактически объявив ей бойкот. В России тогда предпринимателям выдавались особые «льготные письма», которые, по сути, представляли собой лицензии для торговли с Англией.
В Советском Союзе проблема лицензирования не стояла по простой причине - отсутствия частного предпринимательства как такового. Государственные предприятия же в лицензировании не нуждались - зачем государству лицензировать самое себя?
Если же рассматривать постперестроечный период истории Российского государства, то понятие «лицензирование отдельных видов деятельности» вновь появилось в законодательной практике в 1990 г. в отношении банковской сферы, когда вступили в действие вновь принятые Законы РСФСР «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». Тогда, согласно ст. 21 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», начала действовать норма, которая устанавливала, что отдельные виды деятельности предпринимателей в Российской Федерации могут осуществляться лишь на основании лицензии (специального разрешения компетентных органов).
Новой ступенью правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности является принятый в 1998 г. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности.
Закон провозгласил основные принципы осуществления лицензирования:
- защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;
- обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
- утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
- гласность и открытость лицензирования.
В новом тысячелетии Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» был принят в 2001 году и изначально включал в себя список из 127 видов деятельности, подлежащих лицензированию. Сегодня этот список значительно сократился. И хотя сокращение этого списка продолжается до сих пор, вряд ли когда-либо будет отменена, например, лицензия на медицинскую или фармакологическую деятельность.
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТАВРОПОЛЬЕ
В Ставропольском крае лицензированием отдельных видов деятельность занимается комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию. О том, куда обращаться предпринимателю, как получить лицензию, о сроках действия и многом другом мы попросили рассказать заместителя председателя комитета - начальника лицензионного отдела Александра Дейнеко.
- Александр Олегович, расскажите, чем занимается ваш отдел? Но для начала, давайте поясним нашим читателем, что такое лицензирование и, вообще, лицензия?
- Собственно лицензия - это официальный документ, который удостоверяет право на осуществление указанного в нем вида деятельности в течение определенного срока при условии соблюдении правил и требований действующего законодательства.
Само лицензирование используется государством, как один из инструментов регулирования предпринимательской деятельности, обеспечивающий контроль за качеством, безопасностью, соответствием определенным стандартам и легитимностью производимых работ и услуг.
Комитет Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию осуществляет лицензирование следующих видов деятельности: заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов, розничная продажа алкогольной продукции, медицинская деятельность, фармацевтическая деятельность, оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. На самом деле количество видов деятельности, подлежащих лицензированию гораздо больше - это и образование, и экология, и природопользование, и транспортные услуги. Но этим занимаются другие ведомства.
- В 2011 году появился новый Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Какие изменения он принес?
- Этот Закон отменил лицензирование 17 видов деятельности, оставив «под лицензированием» 49. При этом большинство видов лицензий теперь выдается без ограничения срока их действия, то есть они стали бессрочными. И это правильно, страна идет курсом снижения административных барьеров, и требования, которые предъявляются к соискателю лицензий, должны быть разумными, оптимальными и отвечать реалиям сегодняшнего дня.
Сегодня к нам обращаются, когда либо открывается новое дело, либо меняются условия работы, добавляются услуги или добавляются места осуществления деятельности. Конечно, новая законодательная норма значительно облегчила жизнь предпринимателей.
Кроме того, новый Закон не только сократил число лицензируемых видов деятельности, но и заложил законодательную норму, упрощающую порядок предоставления и получения документов. С 1 июля 2012 года соискатели лицензии могут направлять заявления и документы для получения и переоформления разрешительных документов в электронном виде. Хочу отметить, что комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию одним из первых в крае организовал возможность электронной сдачи документов на получение лицензий по сети Интернет, через портал госуслуг (речь идет о переданных краю федеральных полномочия по лицензированию медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров). Любой человек может зарегистрироваться на Едином портале государственных услуг www.gosuslugi.ru, подать документы и отслеживать их продвижение. Но, к сожалению, на сегодняшний день нет ни одного заявления, хотя портал тестируется постоянно. Возникает вопрос: почему? Ответ очевиден - законодательные акты не «догоняют» технические возможности. Например, к заявлению на получение лицензии должен быть приложен еще целый ряд документов, либо заверенных нотариусом, либо представлены копии с предъявлением оригинала. А механизм применения электронно-цифровой подписи в этих случаях правительством страны не определен. Ждем...
Но вернемся к Закону. Еще одно новшество - теперь отдельно прописана норма о недопустимости предъявления лицензиату и соискателю лицензии требования предоставлять данные и справки, сведения о которых содержатся в базе данных государственных и муниципальных организаций. Это требование законодательства в комитете реализовано полностью и сегодня все необходимые нам сведения мы получаем по системе межведомственного взаимодействия.
- Сколько лицензий выдал комитет в прошлом и в этом году? И какой срок рассмотрения лицензий?
- Срок представления лицензий по медицинской деятельности составляет 45 дней, все остальные - 30 дней, для переоформления - 10 дней.
В 2012 года нами выдано 1916 разрешительных документов. Самое большое количество лицензий получили предприниматели, занимающиеся розничной продажей алкогольной продукции - 1102, на втором месте медицинская деятельность - 336, на третьем фармацевтическая - 361. На заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов лицензии получили 70 предпринимателей. На деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированием наркосодержащих растений - 40.
За пять месяцев нынешнего года на розничную продажу алкогольной продукции выдано 365 лицензий, на медицинскую деятельность -232, на фармацевтическую - 118, на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов - 21, на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированием наркосодержащих растений - 47.
- Спрос на качественные медицинские услуги растет ежегодно. Александр Олегович, скажите, пожалуйста, какова цель лицензирования медицинской деятельности?
- Главная цель - обеспечение контроля за соблюдением требований и норм Федерального закона об охране здоровья граждан. Для осуществлении медицинской деятельности у соискателя лицензии прежде всего должны быть соответствующие условия и возможности (здания, помещения, оборудование, медицинский персонал и т.д.). Государство гарантирует своим гражданам стандарты оказания качественной медицинской помощи. При отсутствии лицензии ни одна медицинская организация не имеет права осуществлять деятельность - такая деятельность незаконна.
- А какие виды медицинской деятельности подлежат лицензированию?
Абсолютно все. Лицензия существует для защиты всех потребителей медицинских услуг без исключения, будь то медицинский кабинет в школе или детском саду, будь то крупное краевое медицинское учреждение или частный кабинет. Причем, лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности: например, терапия, хирургия, стоматология и т.д.
- А какие документы требуются, чтобы получить разрешительный документ?
- С этим лучше всего познакомится на нашем сайте по адресу в интернете http://www.stavcomtl.ru/ в разделе «государственные услуги».
- Сегодня много частных клиник, медицинских кабинетов? На что нужно обратить внимание пациенту, чтобы убедиться, что перед ним - не шарлатаны? Ведь нередко стены частных клиник увешаны различными сертификатами, свидетельствами, дипломами, которые не всегда вызывают доверие...
- Вот для этого и создано лицензирование. Ведь главным основанием для легитимной работы не только частного, но и государственного лечебного учреждения является наличие лицензии на тот или иной вид медицинской деятельности. Если у предприятия есть лицензия, значит, у них есть законное право заниматься медициной. Кстати, лицензия должна висеть на видном месте. Еще, лично я поинтересовался бы, когда специалист проходил курсы повышения квалификации, какими методиками он владеет, какая у врача квалификационная категория.
- Среди каких видов медицинских услуг чаще встречаются нарушения лицензионных требований?
- Я бы не стал говорить о нарушениях относительно одного-двух видов работ или услуг. Обычно какие-то нарушения касаются конкретных лицензионных условий. Причем не только в отношении профессиональной подготовки специалистов. Не менее важны такие требования, как наличие помещения, соответствующего профилю оказываемых услуг, соблюдение контроля качества этих услуг, следование медицинским стандартам, должное ведение документации и т.д..
- А что делать с народными целителями, которых сегодня превеликое множество?
- Давайте определимся сразу: есть традиционная медицина, а есть нетрадиционная. Комитет не предоставляет лицензии народным целителям, так как их деятельность нельзя назвать медицинской.
- Каковы сегодня наиболее характерные проблемы лицензирования фармацевтической деятельности?
- На мой взгляд, в Ставропольском крае крайне высокий уровень организации лекарственного обеспечения населения. Связано это, прежде всего, с наличием достаточно большого количества высококвалифицированных провизоров и фармацевтов, сохранивших свое ядро и не ушедших массово из профессии, как это наблюдалось в медицине.
Дисциплинированность, ответственность и аккуратность - отличительная черта фармацевтических работников, поэтому серьезных проблем при лицензировании и контрольных проверках, как правило, не возникает. Хотя вообще-то, аптеки проверяются очень скрупулезно. Совместно с Министерством здравоохранения Ставропольского края и Федеральной службой Росздравнадзора по Ставропольскому краю мы следим за наличием обязательного ассортимента лекарственных средств, за ценообразованием в аптечных учреждениях.
- Какая сегодня в крае ситуация на рынке алкогольной продукции?
- Давайте разберемся: какие проблемы, связанные с алкоголем, сегодня волнуют людей? Вопрос качества без сомнения существует, но былой напряженности, на мой взгляд, с этим вопросом сегодня нет. Можно смело говорить, что качество алкоголя значительно выросло. Людей волнует другое: время продажи, распитие в общественных местах, продажа алкоголя несовершеннолетним и в местах массовых гуляний. Причем, волнуют эти проблемы людей по-разному. Например, одни хотят пить и торговать на праздниках, а другие не хотят видеть пьяных лиц и разбросанных пустых бутылок. Но все это выходит за круг вопросов, которым занимается лицензионный отдел комитета. Мы занимаемся законопослушными организациями, потому что алкоголем должны торговать только такие. К сожалению, это не всегда так. Кстати, ряд требований для получения лицензий на розничную продажу алкогольной продукции сегодня отменили. С одной стороны, возможно, это хорошо. Но, с другой стороны, я, например, не могу понять, почему при получении лицензии на реализацию алкогольной продукции не нужно получать санитарно-эпидмологического заключения. Сегодня можно просто заявить в Роспотребнадзор, что ты теперь торгуешь алкоголем, и три года к тебе никакая проверка не придет. Я с этим не согласен, потому что мы еще не забыли слово «гадюшник», такие точки общепита существуют до сих пор.
Если говорить о получении лицензии на разничную продажу алкогольной продукции, то первое условие - это оплата госпошлины. Второе - должно быть помещение с соответствующим метражом не менее 50 квадратных метров торговых и складских помещений. Торговая точка должна быть оборудована кассовым аппаратом. Кроме того, помещение, в котором осуществляется деятельность, должно находиться у него на законных основаниях: в собственности или в аренде. И, конечно, оно не должно находиться в тех местах, которые запрещены законом, вблизи детских, образовательных, медицинских учреждений, спортивных сооружений, источников повышенной опасности и воинских частей.
Недавно появилось новое требование - декларирование. Сегодня в России создана организация - Росалкогольрегулирование, которая отслеживает, сколько в стране произведено алкоголя, сколько завезено импорта, сколько вывезено. Поскольку декларации будут сверяться с показателями отчетности о производстве и обороте алкогольной продукции, можно будет сопоставлять данные об отгрузках алкоголя производителями с данными об обороте оптовых и розничных организаций. Это, в свою очередь, позволит выявить недостоверные сведения о движении алкоголя, а значит бороться с его нелегальным оборотом. На сегодняшний день государство всерьез взялось за алкогольный рынок: к системе контроля подключена даже спутниковая связь.
- Случалось ли лишать лицензий торговцев алкогольной продукцией?
- Право на прекращение действия лицензии имеет только суд. В этом году по представлению комитета аннулировано около 30 лицензий и еще столько же находится в судах. Мы имеем право в ряде случаев при нарушении лицензионных требований приостанавливать действие лицензии.
Вообще, мы сегодня не можем просто прийти в магазин и сделать какую-то контрольную закупку. Это запрещено. Это могут делать органы прокуратуры или УВД. Если они выявили нарушения, то составляется протокол. И если от них поступают сведения, то мы, исходя из ситуации, принимаем соответствующие меры.
Сегодня в крае органами внутренних дел критически мало составляется протоколов в отношении юридических лиц за нарушения в сфере розничной продажи алкогольной продукции. Если обнаружили, что продали алкоголь несовершеннолетним, то составляют протокол на продавца. А к организации претензий нет, на организацию протокол не составлен. На мой взгляд, это не правильно, так как не дает возможности наказать организаторов незаконной продажи алкоголя и пресечь их деятельность, в том числе и аннулировав лицензию.
А вообще незаконная продажа алкоголя - это общегражданская проблема и ответственность. К сожалению, в нашем обществе этой ответственности крайне мало. Разве проблема - не продавать алкоголь детям? У нормального человека - этот вопрос, вообще, даже не должен возникать.
- Александр Олегович, еще одно направление вашей деятельности - лицензирование в сфере оборота черных и цветных металлов. Какие здесь особенности?
- Мы, выдавая лицензию, обеспечиваем проверку всех условий этой организации по качественной работе в приемке лома. Т.е. наличие соответствующих помещений, весового оборудования, прессов. Для цветных металлов - это лаборатории, которые ведут радиационный контроль. Для этого должно быть оборудование. Мы контролируем, чтобы оборудование было и при открытии и в ходе дальнейшей работы.
- А какие основания для отказа в выдаче лицензии?
- Это наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации, несоответствие соискателя лицензионным требованиям.
Уведомление об отказе в выдаче лицензии представляется заявителю в письменной форме в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причин отказа. Но наша работа не заключается в том, чтобы лишить предприятие лицензии, или отказать в выдаче. Чем больше предпринимателей будет находиться в правовом поле, тем стабильнее будет наше общество, поэтому мы всегда готовы придти на помощь.
- Расскажите о ваших специалистах?
- У нас в отделе работают и врачи, и экономисты, и провизоры, и юристы - всего 16 человек. В этом году правительство Ставропольского края добавило в отдел 9 штатных единиц. Необходимость в дополнительных специалистах возникла из-за новых поправок в 171 ФЗ, согласно которым нагрузка на лицензирующие организации возросла в разы.
- А куда нужно обращаться предпринимателю для получения лицензии?
Для получения лицензий на виды деятельности, лицензируемые комитетом, необходимо обращаться в лицензионный отдел комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина 415 д. Дополнительную информацию можно найти на официальном сайте комитета (www.stavcomtl.ru).
- А куда населению обращаться с жалобами?
- С жалобами на действия специалистов комитета, либо обжаловать решение комитета при предоставлении государственных услуг можно, направив обращение председателю комитета по адресу: г. Ставрополь ул. Ленина 415 д, либо в электронной форме через официальный сайт комитета. Также можно оставить жалобу на личном приеме у председателя или заместителей председателя комитета. Информация о графике приема также размещена на официальном сайте комитета. Кроме того в комитете работает «Телефон доверия» (8652) 56-60-92.
- Где можно узнать адреса лицензирующих органов в Ставропольском крае?
- На сайте федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»: www.gosuslugi.ru и в государственной информационной системе «Портал государственных услуг Ставропольского края» (www.gosuslugi.stavkray.ru).
- Какая работа проводится по снижению коррупционных рисков? Ведь любая разрешительная деятельность в руках чиновников, к сожалению, постоянно несет в себе примеры противоправных действий?
- Самое главное в снижении коррупционных рисков - это регламентированность, «прозрачность» работы, организация обратной связи с населением. Вы, возможно, обратили внимание на размещенный в коридоре информационный стенд, где указаны телефоны, по которым можно позвонить в случае неправомерных действий чиновников. Контактные телефоны можно найти на сайте комитета, так же, как и исчерпывающую информацию, связанную с лицензированием. Здесь же размещен план предстоящих проверок.
Также в нашем комитете систематически проводится работа по снижению коррупционных рисков. Это и обеспечение максимальной гласности и «прозрачности» при осуществлении подразделениями комитета своих полномочий, и организация «обратной связи» с получателями услуг и организациями, в отношении которых осуществляются контрольные мероприятия, и осуществление перехода на предоставление услуг в электронной форме.
Совершенствование механизмов противодействия коррупции связано с использованием информационных ресурсов, размещением информации, что позволяет увеличить открытость, «прозрачность» деятельности комитета. В наших служебных помещениях размещены листовки антикоррупционной направленности, стенд с информацией о противодействии коррупции. Стенд оборудован «ящиком» для обращений граждан по вопросам коррупционных проявлений.
На нашем сайте расположена исчерпывающая информация о деятельности всех структур комитета, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность комитета, информация о порядке оказания и об оказанных государственных услугах, порядок обжалования действий и бездействий должностных лиц и прочее.
Организовано доступное взаимодействие руководителей и специалистов комитета с населением Ставропольского края. На информационном Интернет-портале органов государственной власти Ставропольского края и на сайте размещены: информация о контактных телефонах должностных лиц, о «Телефоне доверия комитета», график личного приема граждан руководителями комитета.
Руководством комитета регулярно, в соответствии с утвержденным графиком, проводится прием граждан по личным вопросам. Все поступившие в комитет обращения рассматриваются своевременно.
У нас образована комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Ставропольского края в комитете и урегулированию конфликта интересов. Информация с указанием контактных телефонов размещена на сайте и на информационных стендах.
Кроме того, комитетом предоставлена возможность получения государственных услуг в электронной форме (в части переданных полномочий по лицензированию в сфере охраны здоровья граждан).
Благодаря внедрению системы межведомственного взаимодействия уменьшилось число документов, предоставляемых потребителями для получения услуг.
Также у нас внедрена система менеджмента качества, соответствующая ГОСТу Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования». Получен соответствующий сертификат.
- Александр Олегович, спасибо за беседу.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет