Вы здесь

Артист цирка - это не профессия, это жизнь

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

02.10.2013
Артист цирка - это не профессия, это жизнь
Светлана ЛАЗЕБИНА.

Наверняка во всем мире вы не разыщете человека, которому ни разу не приходилось побывать в цирке. Веселые клоуны и дрессированные животные, бесстрашные акробаты и могучие атлеты, гуттаперчевые гимнасты и виртуозные жонглеры - все они забавляют публику головокружительными трюками. Но феерия заканчивается, и далеко не многие знают, что происходит после того, как погас свет и опустился занавес. А между тем артисты - это люди, для которых слова «цирк» и «жизнь» - синонимы. Мне удалось заглянуть в цирковое закулисье и увидеть, что происходит по ту сторону манежа...
Еще вчера в фойе звенели детские голоса, пахло ванилью и попкорном. Но в будни цирк не узнать - пустое пространство вестибюля кажется огромным, и пронизывает его режущая слух тишина.
- Мы работаем, когда все отдыхают, а когда все работают, отдыхаем мы, - смеется, уловив мое настроение, художник по свету, звукорежиссер и потомственный артист Руслан Эсаулов.
Впрочем, такие понятия, как «отдых» и «работа», для циркового артиста в их обычном понимании практически не существуют. А бытующее мнение, будто у артистов двухдневная рабочая неделя, так же неверно, как и то, что земля стоит на трех китах.
Каждый день с утра до вечера на манеже проходят репетиции - нужно отрабатывать не только номера, которые зритель увидит в выходные, но и те, что лишь через несколько лет попадут в новую программу. На арену артисты выходят по очереди и строго по часам. Сначала работают животные, потом джигитовка, балет, фехтование, танцы... Дольше всех репетируют жонглеры.
- В цирке говорят, что жонглирование - это неблагодарный жанр. Артисты отрабатывают трюки часами, но зрителю кажется, что все легко и просто, - говорит сопровождающий меня в зрительный зал Руслан.
Публики сегодня нет, и на манеже царит непривычная полутень. Посреди арены установлена большая сетка для отработки акробатических номеров. Акробатика - самый сложный цирковой жанр, но, глядя, как девушка на сетке легко подлетает и переворачивается в воздухе, начинаю понимать, что не только жонглеры обеспечены неблагодарным зрителем. Лично мне, как человеку, и зарядку-то делающему не каждое утро, все эти пируэты, естественно, кажутся легче легкого. Только вот, когда подходишь к сетке, оказывается, что максимум, на что ты способен, это свернуть себе шею. А может быть, все дело в страхе, которого у настоящего циркового артиста быть не должно. Нельзя бояться, когда паришь под куполом без страховки, и когда подлезаешь под живот несущейся во весь опор лошади. Если испугаешься, то никогда не сможешь выполнить трюк.
Рядом, на писте (барьер вокруг манежа) сидит молодой человек, Заур Котаев. Пять лет назад он собирался поступать в школу милиции, а стал одним из лучших наездников-джигитов.
- Я вообще в цирк случайно попал, - говорит Заур, - в армии отслужил, приехал в Беслан. А там как раз в цирк пацанов-танцоров искали. Ну а из меня какой танцор, я только борьбой занимался. Но потом мы совершенно случайно встретились в аэропорту с постановщиком цирковой программы Тамерланом Нукзаровым. Он на меня смотрит и говорит: «Ты в цирк не хочешь?» Сначала я не хотел, удивился даже. А потом передумал и с тех пор ни разу не пожалел. Поначалу, конечно, шло трудно, и травмы были, но все это мелочи. Тамерлан научил меня всему. И теперь у меня в цирке жена, ребенок, да и вообще мы все - большая цирковая семья.
Мы проходим в форгант (главный выход артистов) и попадаем на узкую лестницу, где тоже царит полумрак. Зато на втором этаже нас встречает большой и светлый зал со столом для настольного тенниса, обрамленный гирляндами стираной одежды, - это фойе цирковой гостиницы. Здесь же человек десять репетируют танцевальные номера, а возле стенки стоит детвора и пытается повторять за взрослыми.
C балкона третьего этажа за танцующими наблюдает Юлия Голубева. Она родилась в акробатической семье и уже в полтора месяца поехала в свой первый гастрольный тур. Ее собственный акробатический стаж более 20 лет, но сейчас она изменила жанр и работает дрессировщицей афганских борзых. Муж Юли, кстати, тоже акробат, со своим номером выступает в другом городе, а дочь Ксюша - самая юная артистка труппы на занятиях в школе. Ксюше всего десять лет, но ее уже приучают к манежу. И Ксюша не исключение, практически все цирковые дети еще со школьной скамьи начинают работать на арене по трудовой книжке и уже через 15-20 лет выходят на пенсию. Но пенсионный возраст в цирке - это еще одна условность.
Организаторам и вдохновителям программы Тамерлану Нукзарову и Светлане Авдеевой по 72 года, но они сохранили любовь к своей профессии и продолжают радовать зрителей. Кстати, их сын, народный артист России Тамерлан Нукзаров-младший, тоже пенсионер. Он сел на коня, когда ему было всего два года. Да по-другому и быть не могло, ведь его отец - один из лучших дрессировщиков в мире.
Тамерлан Нукзаров-старший - яркий пример того, каких высот может достичь человек, с любовью и преданностью относящийся к своей профессии. Начинал он простым конюхом. Но теперь Тамерлан Нукзаров - народный артист России, заслуженный деятель искусств Северной Осетии, народный артист Чечено-Ингушетии, лауреат государственной премии России, обладатель 10 золотых призов на международных фестивалях в Монте-Карло, Вероне, Берлине... Но если вы зайдете в цирк и спросите, где Тамерлан, то вас обязательно отправят в шорную мастерскую. Там он проводит все свободное время. Оснащение для номеров с лошадьми он делает и ремонтирует сам.
- Кстати, большой мост для последней программы тоже проектировал и делал сам Тамерлан. Представляете, где-то достал титановые лопасти от вертолета и смастерил мост! - говорит его жена и соавтор программы, заслуженная артистка России Светлана Авдеева.
Вообще, цирковые артисты, несмотря на всю экзотику и романтизм их работы, такие же люди, как любой бухгалтер, пекарь или дипломат. Со своими радостями и горестями, увлечениями и заботами. И за пределами цирка вы никогда не догадаетесь, что мимо вас прошел артист, которому аплодировали в двадцати пяти странах мира. Однако в жизни цирковых артистов есть одно, но очень существенное отличие - одиннадцать месяцев в году эти люди не видят своего дома. Конечно, сейчас цирки разительно отличаются от балаганов, колесивших по миру в XI веке, нет свежеструганых подмосток и занавесок на гвоздях, но трудностей, связанных с бесконечными переездами, все равно хватает.
Мы сидим со Светланой Авдеевой в ее гостиничном номере, и она рассказывает, как это замечательно - работать в цирке, и какая у них большая дружная семья:
- В цирке все национальности работают вместе. И на манеже, и на кухне мы все друг у друга учимся, например, у нас появилась узбечка, и мы все начинаем смотреть, как она делает плов, армянка научила нас готовить долму - маленькие армянские голубцы, которые я очень люблю. Сейчас у нас много осетин, и все наши женщины научились делать их знаменитые пироги. Дни рождения мы все вместе отмечаем, особенно круглые даты. Как только рождается ребенок, мы все принимаем участие в его воспитании, и никто не боится рожать. Конечно, для того, кто впервые попадает в цирк, поначалу все сложно. Но у нас никогда не бросают человека одного. Новичков обучают правилам жизни в цирковых условиях, рассказывают, как все упаковывать, сколько брать кастрюль, сковородок, как уложить вещи. Я сама посвятила цирку более 60 лет, но до сих пор уложить вещи в дорогу - это для меня самое сложное.
Упаковать вещи сложно еще и потому, что возить за собой приходится практически все. Каждый раз артисты попадают в новый гостиничный номер и хотя бы на месяц пытаются создать себе домашний уют. Раньше Светлана Авдеева даже фарфоровую посуду за собой возила, но ее очень сложно упаковывать и перевозить, поэтому теперь она отдает предпочтение пластику, который гораздо проще в обращении. Но кроме посуды, вещей и деталей интерьера, возят за собой микроволновые печи, утюги, стиральную машину, одну на несколько семей... В общем, попробуйте на досуге собрать в коробки весь свой дом и разложить его заново и представьте, что это происходит каждые тридцать дней.
Конечно, выдержать такое способен не каждый. Впрочем, в цирковые артисты, как и в космонавты, всех подряд и не берут. Чтобы работать на манеже, нужно соответствовать как минимум одному из трех условий: родиться в цирковой семье, окончить цирковое училище или прийти из большого спорта. Разумеется, бывают и исключения, такие как Заур Котаев, но достаточно редко. А так, чтобы пришел человек без спортивной подготовки - никогда. Даже жен и мужей цирковые выбирают среди цирковых, ну или в крайнем случае пытаются найти человека из смежной профессии. Правда, бывает и так, что цирковые артистки выходят замуж и оставляют арену, или артисты женятся на «посторонних» девушках. Но в таких случаях первым приходится привыкать жить без аплодисментов, а вторые учатся собирать чемоданы.
Тем не менее на вопрос «Если бы вы сейчас стояли перед выбором - цирк или другая профессия, что бы выбрали?», все без исключения отвечают - цирк.
- Потому что это особое чувство на манеже, когда ты ощущаешь себя артистом, слышишь аплодисменты, - оно неповторимо. Это какое-то самоудовлетворение, внутренняя радость, - говорят артисты.
Но прежде чем войти в манеж, на котором можно срывать овации, самим артистам пришлось приложить немало усилий для их появления.
Впервые цирковое искусство появилось еще в Китае 3,5 тысячи лет до н.э. Ну а в привычном для нас виде и понимании цирк был построен только в 1772 году в Великобритании. Россиян же иностранные цирковые артисты начали развлекать в начале XIX века, и только во второй его половине появляются отечественные цирки. Создателями первого русского цирка были братья Аким, Дмитрий и Петр Никитины - выходцы из семьи бывшего крепостного крестьянина Александра Никитина. Но это было всего лишь начало, настоящим расцветом российского циркового искусства можно считать XX век, когда по всему тогда еще Советскому Союзу на государственные субсидии было возведено 80 круглых зданий (на территории России их осталось только около сорока). Правда, потом в течение 20 лет у артистов удерживалась часть зарплаты для возмещения затраченных государством денег.
- Нам специально платили меньше, а когда мы просили повысить зарплату, отвечали: «Не можем, пока не отдадим». А теперь еще многие хотят на местах сделать цирк частной собственностью, - говорит Светлана Авдеева с той грустью, на которую способен только человек неравнодушный.
Да и как может быть иначе. На ее глазах строились цирки и развивалось цирковое искусство. Видела она, и как в 90-е, когда все государство рухнуло, рухнул и цирк. Лучшие артисты, наряду с педагогами и медиками, с огромными сумками шли торговать на стадионы и в переходы.
Это сейчас многие цирковые артисты заочно получают дипломы менеджеров, экономистов. режиссеров, а тогда уйти из цирка для многих было невозможно, потому что просто не имели другой профессии. Тем не менее за период перестройки цирк потерял очень хорошие номера.
Сейчас, говорят, стало намного лучше. Но десятилетний период разрухи не прошел даром, здания без ремонта обветшали, к тому же последнее время сфера развлечений шагает вперед такими семимильными шагами, что все цирковое оборудование вместе с интерьером пора сдавать в музей как до неприличия устаревшее. Хотя, если задуматься, может быть, еще лет через десять именно эти красные стулья будут напоминать людям о безвозвратно ушедшем детстве. О том времени, когда они приходили в цирк посмотреть на веселого клоуна, и никакие мягкие кресла, как в 3D-кинотеатрах, не смогут их заменить.
А вот что касается ремонта, то большие надежды возлагают на новый законопроект, который позволит вносить в бюджет городов и такую статью расходов, как ремонт цирков. На сегодняшний день государственная политика в основном направлена на возведение детских садов и школ. Но все почему-то забывают, что цирк - это не просто здание времен развитого социализма, но прежде всего - дворец радости и смеха, а каждые выходные сюда приходят сотни детей. Сотни будущих бухгалтеров, пекарей и дипломатов. Для которых веселый клоун и загадочный фокусник - это целый сказочный мир, и ему всего лишь нужно не дать развалиться. Потому что мода меняется ежедневно, белую простыню сменяют экраны, 3D- преобразуются в 5D-кинотеатры, чебурашку вытесняют покемоны и лунтики. Но цирк всегда остается желанным зрелищем. Ведь независимо от того, ходят артисты по коврам или опилкам, по деревянным подмосткам или титановым мостам, они прежде всего - великие таланты, которые понятны и просты для каждого ребенка.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)