Вы здесь

Рак пятится вперед

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

16.10.2013
Рак пятится вперед
Галина СЕРГУШИНА.


Всемирная организация здравоохранения опубликовала неутешительный прогноз. Согласно ему, в 2030 году от рака в мире умрет более 13 миллионов человек. Статистический рост по сравнению с последними годами - в полтора с лишним раза. А в так называемых развитых странах онкозаболевания уже сегодня уступают пальму первенства лишь ишемической болезни сердца, инсульту и другим сосудистым заболеваниям. Российская статистика по раку не менее тревожная. Отечественная медицина уже не прячет голову под крыло, убаюкивая нас благополучными цифрами. Используя программы модернизации здравоохранения, исследования и наработки ученых, российские онкологи, как и их коллеги во всем мире, ищут пути борьбы со смертельным недугом.
Какие новые технологии берет на вооружение онкологическая служба Ставропольского края, чтобы эффективнее помогать больным в предраковом состоянии и тем, кого уже поразила страшная болезнь? Об этом - в интервью с главным врачом краевого клинического онкологического диспансера Александром Курбатовым.
- Александр Вячеславович, онкология - это самая большая страшилка для обычных людей. Попасть в раковый корпус, как называют в народе ваш диспансер, для многих равносильно приговору. По крайней мере, так это воспринимают зачастую сами больные и их родственники. Насколько обоснованны такие страхи?
- Я думаю, истоки этих страхов уходят в прошлое. Память, которая передается из поколения в поколение, говорит о том, что, когда человечество сталкивалось с раком, это всегда была фатальная ситуация. Ведь еще лет 50-60 назад мы не имели серьезных инструментов и методик для лечения этого заболевания. Вспомните хотя бы произведение Александра Солженицына «Раковый корпус» - мрачные серые стены, общее депрессивное настроение. Это все как бы передавало настроение людей, отношение общества к этой проблематике. Сегодня ситуация выглядит все-таки благополучнее. Значительная часть пациентов, которые сталкиваются с онкологическими заболеваниями, выздоравливают. Более ранняя обращаемость к врачу и новые медицинские технологии повышают эффективность лечения.
- Подчас люди лечебного процесса боятся больше, чем самой болезни, особенно когда речь идет о химиотерапии.
- Онкология - это мультидисциплинарная отрасль. В лечении онкозаболеваний три составляющих - традиционная хирургия, радиология. И, конечно, это химиотерапия. Сегодня мы уже реально используем препараты другого уровня, оказывающие менее вредное воздействие на иммунитет и вообще на здоровье пациента. Государство сегодня в значительной мере увеличило финансирование программ, и это позволяет в рамках системы государственных гарантий помогать в лечении больных препаратами нового поколения. Это дает возможность значительной части пациентов легче переносить химиотерапию. Вовремя обратившись к врачам и проходя курс лечения в рамках онкодиспансера, пациент имеет реальный шанс на выздоровление. Конечно, все зависит от формы, от стадии заболевания, от индивидуальной чувствительности пациента, от его реакции на хирургическое вмешательство, на лучевое лечение, на химиотерапию, от распространенности процесса.
Я вам такой пример приведу. Недавно я был на врачебном обходе, и мы решали вопрос об увеличении пропускной способности нашей поликлиники за счет расширения возможностей регистратуры. Смотрели, за счет каких площадей это можно сделать, чтобы увеличить общий зал и открыть дополнительные «окна». И обратили внимание на истории болезни - амбулаторные карты. Раньше они были тоненькие, сегодня же доходят до размера двухтомника. Это о чем говорит? О том, что больные наблюдаются дольше, т.е. то лечение, которое им проводится, продлевает значительным образом жизнь этих людей.
- А каковы причины роста онкологических заболеваний?
- Теорий много. Это и вирусное происхождение, и влияние радиоактивного облучения, и генетическая предрасположенность. Можно говорить о влиянии ухудшающейся экологии, стрессов. О том, что люди не следуют здоровому образу жизни. Статистические цифры увеличиваются с ростом средней продолжительности жизни, потому что все-таки онкологии более подвержены люди старшего поколения.
- Но ведь идет рост заболеваемости и у молодежи. Чем это объясняют специалисты?
- Причины - те же.
- А детская онкология тоже идет в рост?
- Наш диспансер детской онкологией не занимается. У детей в основном две патологии случаются - это онкозаболевания крови и мозга. Те детки, кому необходимо специализированное лечение, получают направления в федеральные и межрегиональные детские онкологические центры в минздравах своих регионов, которые имеют соответствующие федеральные квоты. Такие же квоты есть и на лечение взрослых в крупных онкологических центрах Москвы, Санкт- Петербурга, Ростова.
- А какие категории взрослых онкобольных могут воспользоваться такими квотами?
- Это зависит от тяжести заболевания, от возможности применить ту или иную технологию для лечения. Метод может быть самым инновационным, но не всякому больному подходит. Но хочу заметить, что и у нас в диспансере освоены многие современные методики диагностики и лечения. В этом году с помощью краевого минздрава мы должны запустить высокотехнологичное оборудование для выполнения операций на грудной клетке. Новые технологии планируем внедрить при хирургическом лечении опухолей головы и шеи. Лапароскопические технологии будем внедрять при опухолях брюшной полости, в гинекологии и урологии. Для нас 2014 год станет годом развития эндоскопических технологий в хирургической онкологии.
- Примерно полгода назад мне довелось присутствовать вместе с другими журналистами на мастер-классе, который проводил известный московский профессор в одном из краевых медицинских центров, используя при операции видеоскопическую стойку. Это подавалось как новый шаг в хирургии. У вас в плане инноваций не планируется что-либо подобное?
- Именно об этом я и говорю. У нас будет три видеоскопические стойки. Это позволит оперирующему хирургу выполнять операции с еще более высокой точностью и меньшей травматичностью для пациента. Сегодня эти операции специалисты центра делают, но по традиционным технологиям.
- Эти стойки вы получите за счет программы модернизации?
- Поскольку федеральная программа модернизации здравоохранения уже закончилась, онкоцентр включили в краевую программу с соответствующим финансированием. Современное высокотехнологичное оборудование уже заказано, заключены контракты, и мы надеемся, что получим его к концу года, а в начале следующего уже начнем использовать. До этого предстоит решить еще ряд вопросов: подготовить кадры, привлечь специалистов из ведущих клиник страны, которые проведут мастер-классы для наших хирургов. Уже расписываем, какие операции будут освоены в первом квартале, во втором, в третьем. Ведь освоение нового будет идти параллельно с плановыми традиционными операциями.
- В такой ситуации и при больших нагрузках, видимо, придется серьезно стимулировать врачей, чтобы они взялись за освоение нового? Или вы рассчитываете на энтузиазм?
- Я на этот вопрос смотрю с позиции прагматика. Конечно, есть врачи, которые желают самообразовываться, но обычно это индивидуальные ростки новаторства. Такие инноваторы - на вес золота. И у нас есть врачи, на которых равняется коллектив. Но вот моя позиция. Нужен постоянно действующий орган, который бы стимулировал этот процесс. Поэтому мы на сегодняшний день создали Совет по инновациям и современным технологиям. Поучаствовать в работе этого Совета пригласили, в том числе, и ученых с профильной кафедры Ставропольского государственного медицинского университета, которая базируется в нашем онкоцентре. Мы хотим, чтобы с помощью этого Совета отфильтровывалась вся информация о передовых достижениях в онкологии и отбиралась та, которая необходима нам, которую возможно использовать для улучшения процесса диагностики и лечения в нашем центре. У нас есть якорные цели и идеи, вокруг которых мы будем строить развитие инновационного процесса.
Мы постарались как можно больше специалистов направить на онкологический съезд в Москву, который состоялся буквально в прошлом месяце. От нашего центра в нем приняли участие четверо врачей. Кроме пленарного заседания, они работали в профильных секциях, обменивались опытом с коллегами, в том числе и из ведущих медицинских центров, привезли много литературы о новинках в онкологии. Сейчас вся эта литература роздана по отделениям и изучается на предмет того, что из новинок мы можем применить у себя. Двое наших специалистов выезжали недавно на зарубежный форум онкологов. Врачей, которым предстоит работать на новом высокотехнологичном оборудовании, сейчас направляем на обучение в ведущие онкоцентры страны.
Сегодня вопрос применения новых передовых технологий оказания медицинской помощи онкобольным стоит на первом месте. Но новые технологии - это не только новое оборудование. Это новые лекарственные средства, новые лекарственные схемы лечения больных, это более широкое применение уже существующего оборудования, расширение оперативных хирургических методик. Всему этому надо продолжать учиться.
Вот хочу вам рассказать об одном из новшеств последнего времени - отделении фотодинамической терапии. Там внедряется новая методика, построенная на том, что при введении в кровяное русло человека фотосенсибилизирующих лекарств, новообразования воспалительного, предракового, ракового характера под лазерным свечением приобретают другой цвет. И они, говоря не медицинским языком, лазером выжигаются. Можно провести аналогию с очками. Без них на листе бумаги ничего не видно, а, надев очки, обнаруживаешь на нем маленькие бусинки инородных вкраплений, не заметные невооруженному глазу. Сегодня эта технология позволяет врачам надеть волшебные очки и эффективно помочь больному. Это направление очень перспективное. Пока мы в начале пути, но видим большой потенциал.
Все эти три инновации, которые мы считаем приоритетами, - эндоскопическая хирургия в онкологии, для края это новое направление, фотодинамическая терапия и использование ее практически для лечения максимально возможного количества нозологий, и развитие новых возможностей эндоскопической службы для диагностики и лечения - очень взаимосвязаны. И они настолько фундаментальны, что потянут за собой очень многие направления инновационного развития. Я, во всяком случае, на это очень надеюсь.
- Жаль, что закончилась федеральная программа модернизации здравоохранения. Очевидно, что краевой бюджет не сможет направлять на медицину много денег, есть в крае и другие дыры.
- Мы сейчас пытаемся войти в федеральную программу по онкологии. Благодаря краевому минздраву, из краевого бюджета определено софинансирование. Все документы направлены в Москву, в федеральный минздрав. Надеемся на положительное решение. Очень обнадеживает то, что новый глава нашего края Владимир Владимиров заявил о том, что будет всячески способствовать тому, чтобы Ставрополье участвовало во всех возможных федеральных программах.
- И какие вопросы вы надеетесь решить с помощью этой программы?
- Онкоцентру необходима модернизация радиологической службы с переоснащением ее современными линейными ускорителями. Включившись в программу, надеемся получить дополнительный компьютерный томограф, новое оборудование для клинико-диагностической лаборатории, отделения реанимации.
- Александр Вячеславович, когда-то в советские годы Ставропольский онкологический диспансер строился в расчете на обслуживание жителей края и соседней Карачаево-Черкесии. Сегодня здесь в пациентах - весь Северный Кавказ. А учитывая рост онкозаболеваний, наверное, площади центра уже малы для огромного потока больных? Очереди в поликлинике напрягают и раздражают людей? Есть какой-то выход из этой ситуации?
- Сейчас в проработке вопрос о необходимости надстройки мансардного этажа над существующей поликлиникой. Необходимо провести проектные изыскания на предмет возможности фундамента и несущих конструкций выдержать дополнительную нагрузку. Еще один этаж - это увеличение врачебных кабинетов и более благоприятные и комфортные условия для пациентов.

Досье «Ведомостей»: Главному врачу краевого онкодиспансера Александру Курбатову - 43 года.
Он имеет два высших образования - медицинское и экономическое. Работал в центральной клинической больнице управления делами Президента РФ в Москве, в Ставропольской краевой клинической больнице и в здравоохранении города-курорта Железноводска. Прошел управленческую школу в органах исполнительной государственной и муниципальной власти края.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет