Вы здесь
В НАШЕМ АЭРОПОРТУ ПАХНЕТ ВОРОВСТВОМ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).30.10.2013
В НАШЕМ АЭРОПОРТУ ПАХНЕТ ВОРОВСТВОМ
Александр ЕМЦОВ.
Мы привыкли ругать, и совершенно справедливо, приватизацию 90-х. И относимся к ней как к позорной, но прошлой странице страны. По-другому и нельзя относиться к явлению, за которым скрывалось бесстыдное, причем именем государства и под видом устремленных в светлое будущее реформ, ограбление самого государства и в итоге миллионов его граждан.
Но приватизация ставропольского международного аэропорта - страница самая современная. Хотя от этого не менее позорная. Потому что также сопровождается благословленной властью смутной сделкой. Цель которой, похоже, ограбление казны края и его жителей. По меньшей мере, уже сегодня есть основания подозревать, что в результате этой приватизации казна края недосчиталась как минимум сотен миллионов рублей.
Говорим «инвестор», а думаем?
Сначала маленькое теоретическое отступление. Что такое приватизация как таковая, и в чем особенности приватизации образца наших дней? Почему и для чего она проводится?
Приватизация - это превращение государственной собственности в частную. Материализация идеи, что вторая более современная, более эффективная и нужная людям, чем первая. Под этим предлогом два десятка лет назад в нашей стране было разворовано все, что плохо лежало.
Сегодня такое уже не проходит. Приватизация нашего времени всегда обосновывается нехваткой денег на развитие. Нет прогресса на каком-то государственном участке хозяйствования, застой там, значит, надо пригласить стороннего, как правило, частного, инвестора, вовлечь его в эту сферу, передать ему предприятие или его часть. То есть заинтересовать вложить свой капитал в собственность предприятия, и результат в виде роста эффективности, наращивания производства продукции или там качественных услуг не заставит себя ждать.
Вот такие нам впаривают теперь байки. Инвестор у современных прихватизаторов - ключевой элемент их стратегии и тактики.
Про необходимость приватизации нашего Ставропольского международного аэропорта разговоры шли давно. Мол, не развивается потому, что является государственным. А мог быть и ключевым на всем Северном Кавказе, чуть ли не первым российским хабом, как аэропорт во Франкфурте-на-Майне, например. Вы еще не лопнули от гордости за наш воздушный порт?
В русле этих разговоров аэропорт сначала разделили на две части - федеральную и краевую собственность. К первой отошла взлетка с рулежками, стоянками и навигационным комплексом, ко второй - здание аэровокзала и вся иная инфраструктура. Затем, вместо того чтобы подобрать грамотных управленцев и наладить работу, стали убеждать всех приватизировать ту часть, что осталась за краем и была названа ГУП «Международный аэропорт «Ставрополь». Мол, в краевой казне денег нет, развивать ГУП не на что, поэтому нужно сначала преобразовать его в акционерное общество, а затем привлечь стороннего инвестора путем включения его в число базовых акционеров.
По большому счету, все верно. Такой подход мог дать второе дыхание развитию аэропорта. Если только все делать по закону и честно перед собой и жителями края. В нашем случае, похоже, вышло как всегда: и не очень по закону, и не в интересах жителей.
Благословленная губернатором Зеренковым
Особенно носился с этой идеей зампред правительства В. Гаевского Г. Ефремов. Называл даже необходимую сумму инвестиций - 50 миллионов долларов. Но та команда, похоже, не успела. Зато и рискнули, и успели их преемники. Поговаривают, для нового, теперь уже бывшего зампреда правительства В. Шурупова приватизация Ставропольского аэропорта была чуть ли не делом всей жизни. Он искал инвестора, он выстраивал схему, он подавал себя любимого, а также своего патрона губернатора чуть ли не нашим спасителем в организации регулярного и качественного авиационного сообщения из краевого центра куда пожелаешь.
Однако распоряжение № 404-рп «О приватизации государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Международный аэропорт «Ставрополь» подписал 19 сентября прошлого года сам бывший губернатор В. Зеренков. В соответствии с ним тогдашний министр имущественных отношений края В. Мельников выпускает 28 января 2013 года свое распоряжение под номером 94 об условиях приватизации.
И вот тут-то и вылазит это самое смутное и не очень согласующееся со здравым смыслом: Мельников предписывает преобразовать ГУП в ОАО «Международный аэропорт «Ставрополь» с уставным капиталом всего 21 миллион 11 тысяч рублей. Это стоимость имущества ГУПа, на эту сумму и предписано выпустить 21 011 акций ОАО номиналом одну тысячу рублей за штуку. Хозяин всего стопроцентного пакета акций - Ставропольский край в лице Минимущества.
- Почему так низко, всего в 21 миллион 11 тысяч рублей, оценили имущество целого аэропорта? - тут же спросили депутаты краевой думы у генерального директора новоявленного ОАО Н. Апалькова. И были правы. Потому что каждый из них десятки раз бывал в аэропорту, способен сопоставить все его хозяйство с реальными сегодняшними ценами и сделать вывод, что оно не может стоить так до смешного мало. Как сказал тогда один депутат: «21 миллион - это возмутительно мало. Нечисто все это».
И действительно, имущественный комплекс, включающий в себя почти 446 гектаров земли, предрейсовый склад ГСМ, основные склады ГСМ, здания и сооружения площадью несколько тысяч квадратных метров, в том числе сам аэровокзал, 45 единиц автотранспорта должен быть оценен как минимум в 400 миллионов рублей. Во всяком случае, такую цифру назвал один из ставропольских оценщиков.
Но, еще раз повторяем, наш родной Ставропольский международный аэропорт был оценен в сумму, в двадцать раз меньшую его реальной стоимости. Одну землю разбей на участки и отдай под коттеджную застройку - получишь в десятки раз больше. Почему же так дешево оценили?
Сам Апальков, да и чиновники из министерства имущественных отношений тогда объясняли депутатам, что 21 миллион - это по сути разница между активом и пассивом в балансе ГУПа. Дохозяйничались, свалились в убытки, потому и такая картина. Рыночные цены действительно могут быть выше. Но в данном случае формально должно все выглядеть именно так.
Лукавили ребята. Формально должно быть согласно независимой оценке имущества. А оценка проводится на основании рыночной, а не остаточной балансововой, стоимости. Но давно известно, что наши депутаты в аналитических способностях не замечены. Их хватает только на то, чтобы покричать. А дальше - трава не расти. Понятное дело, сами чиновники постарались перестраховаться, сумму 21 миллион 11 тысяч юридически закрепила в акте оценки какая-то неизвестная у нас московская оценочная контора. Так что теперь комар носа не подточит.
По сути, та московская фирмочка подтвердила то, что ей заказало правительство Ставропольского края. В его прежнем, зеренковском составе, разумеется. Которое, похоже, с самого начала ставило цель отдать аэропорт инвестору за бесценок.
В чьих интересах банкет?
По большому счету, всех нас, пользователей услугами аэропорта, бредущих с чемоданом по его зеркальному полу, не должно интересовать, сколько он стоит. Это хозяйственный вопрос, интересный и важный только самому предприятию или его владельцу. В определенной степени, скажет иной циник, чем меньше стоят основные фонды - тем лучше самому предприятию. Налоги на имущество меньше платить.
Но случай с приватизацией как раз тот, когда стоимость имущества имеет решающее значение. Потому что это цифра фактически продажи краевого имущества. Во сколько оценят - столько потом в казну и получат. Во всяком случае - с этой цифры торги начнут.
Однако в нашем случае никто аэропорт продавать не собирается. Пока, во всяком случае. Курс взят, похоже, на его халявную, бесплатную передачу в руки инвестора.
Формально после приватизации аэропорт остался в стопроцентной собственности края. Реестродержателем выступило само Минимущества края. Но вот новость: две недели назад, 17 октября этого года, уже при новом губернаторе В. Владимирове и новом министре имущественных отношений, в Единый госреестр юридических лиц внесена запись об увеличении уставного капитала ОАО «Международный аэропорт «Ставрополь» до 41 миллиона 11 тысяч рублей. То есть собственником, а именно правительством края, принято решение об увеличении уставного капитала на 20 миллионов рублей, почти в два раза.
Получается, была дополнительная эмиссия акций? Кстати, без всякой широкой огласки и выставления на торги. Что вообще-то является нарушением закона. Кто же стал собственником дополнительного пакета?
Выписка из ЕГРЮЛ, которую мы заказали в налоговой службе, ответа на этот вопрос не дала. Но по своим каналам удалось узнать, что новым владельцем почти половины акций, а значит теперь и почти половины всего предприятия, стал тот самый инвестор, который реконструирует аэропорт. Похоже, наше правительство сдерживает свои обещания, отдает инвестору предприятие, что называется, за понюх табака. В печати же сообщалось, что этот инвестор - некая московская компания «Авиасервис».
Не умнее, но шустрее пятиклассников
Теперь снова вернемся к злосчастным 21 миллиону 11 тысячам рублей оценки имущества ГУПа.
Но сначала - маленькая задачка для пятиклассников. Если бы наш аэропорт был оценен, допустим, в 400 миллионов рублей, то сколько нужно затратить на реконструкцию инвестору, чтобы получить пятидесятипроцентный пакет акций? Ровно столько же, скажет даже не самый смышленый пятиклассник, то есть ровно 400 миллионов рублей.
А теперь задачка номер два: сколько надо затратить инвестору для пятидесятипроцентного пакета, если аэропорт оценен в 21 миллион 11 тысяч рублей? Ответ: ровно 21 миллион 11 тысяч рублей.
Чувствуете разницу? Или 400 миллионов затратить на ремонт аэропорта и стать наполовину его хозяином, или 21 миллион с копейками? Разница очень и очень большая. Как раз тот самый случай, когда игра стоит свеч. Наши прихватизаторы вряд ли умнее пятиклассников. Но явно шустрее их.
400 миллионов - это не шуточные деньги на развитие. За ними - качество авиационных услуг и безопасность для всех нас. То самое качество и безопасность, которые не смог дать нам ГУП. И теперь, после допэмиссии акций, не заинтересован, похоже, дать хваленый инвестор. Зачем прыгать, когда цель достигнута? Оценка имущества в 21 миллион начисто убила его заинтересованность в инвестировании.
Всего 20 миллионов вложил в выкуп допэмиссии акций инвестор. И владеет теперь 48-процентным пакетом. Без малого половиной предприятия. Тот самый случай, когда десятки, если не сотни ставропольцев, скажут: а почему меня не позвали? Я бы тоже вложил!
Итак, инвестор уже владеет без малого половиной всего аэропорта. Но ведь это только начало. По некоторым данным, он должен вложить в реконструкцию аэропорта аж целых 180 миллионов рублей. Во всяком случае, такая цифра называлась год назад. Рапорты, что освоено уже сто миллионов рублей, не так давно прозвучали. Хотя люди, понимающие в строительстве, считают, что цифра явно завышена. Однако если и так, то нас ждет еще не одно увеличение уставного капитала через допэмиссию акций. В результате всех этих смутных махинаций, как нетрудно подсчитать, доля правительства края во владении аэропортом уменьшится до 11 процентов. А инвестора - до 89 процентов. Надо ли будет инвестору упираться и тратиться дальше? Это вопрос.
А если бы оценка имущества была с самого начала объективной, то даже при затратах 180 миллионов инвестор мог рассчитывать только на 45-процентную долю. И у него оставался бы мотив для дальнейшего расширения инвестиций. Хочешь контролировать предприятие и в дальнейшем получать прибыли - плати сейчас. И много плати.
То есть не к росту качества обслуживания и развитию всего аэропорта приведет в итоге его приватизация. А всего лишь к смене хозяина со всеми вытекающими последствиями.
А вы говорите, в обновленном здании аэропорта евроремонтом пахнет. Воровством там пахнет.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru