Вы здесь
В МИНЕРАЛОВОДСКОМ АЭРОПОРТУ ПАХНЕТ ТЕМ ЖЕ?
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).20.11.2013
В МИНЕРАЛОВОДСКОМ АЭРОПОРТУ ПАХНЕТ ТЕМ ЖЕ?
Александр ЕМЦОВ.
В двух статьях под общим названием «В Ставропольском аэропорту пахнет воровством» (номера за 30 октября и 13 ноября) мы рассказывали о смутных обстоятельствах приватизации и передачи за бесценок 49-процентного пакета акций аэропорта краевого центра. Но в ходе обсуждения этой темы в думе Ставропольского края депутаты подняли и тему не совсем чистого, по их мнению, перехода в частные руки Минераловодского аэропорта.
Мы провели по этому поводу собственное расследование.
Не дай Бог жить в эпоху перемен
История крупнейшего на Северном Кавказе Минераловодского авиаузла за последние пять лет - это история сплошных реформ. Сначала из компании «Кавминводыавиа» выделили Ставропольскую авиакомпанию. Потом компанию снова разделили, сформировав федеральную и краевую собственность. На базе краевой создали сначала ГУП, а затем и ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды». Последнее преобразование - вхождение этого предприятия в ОАО «Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды».
Проведено оно совсем недавно. Распоряжение 26 ноября прошлого года издал сам тогдашний губернатор В. Зеренков. Как водится, оно продублировано распоряжением бывшего министра имущественных отношений В. Мельникова от 21 декабря. Зарегистрировано новое предприятие 25 декабря. Учредителями вновь созданного ОАО «Управляющая компания Аэропорт Минеральные воды» выступают министерство имущественных отношений края и московское ООО «Аэроинвест». Доля края 1 миллиард 40 миллионов рублей, или 30 процентов. Она внесена акциями ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» в количестве 740 873 штуки. Доля «Аэроинвеста» - 2,4 миллиарда, 70 процентов. Она также внесена акциями - ЗАО «Полюс». 100 штук номиналом по 100 рублей каждая. Но оцененными аж в 2,4 миллиарда (!) рублей.
Справедливости ради надо сказать, что доли акций по стоимости не совпадают с их имущественным обеспечением. Активы ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» оценивались в 740,8 миллиона рублей. Акции «Полюса» независимым оценщиком - в 2,5 миллиарда рублей. Так что корректировка при подписании учредительного договора проведена формально вроде в пользу края.
И тем не менее сам факт вхождения инвестора в капитал компании какими-то акциями, тем более так безумно дорого оцененными, вызывает возмущение и подозрение в том, что здесь не все чисто. Одним росчерком зеренковского пера наш край из полноправного хозяина крупнейшего на Северном Кавказе аэропорта превратился всего лишь в держателя трети его акций.
Это обстоятельство и стало раздражающим фактором как для депутатов, так и для прессы. Сегодня только ленивый не рассуждает на тему, что и Минераловодский аэропорт, одновременно со Ставропольским, украли.
Здесь я хочу подчеркнуть принципиальную вещь. Современное законодательство однозначно говорит о том, что все имущественные вклады, - а вклад акциями является таковым, вносятся в уставный капитал только с согласия всех учредителей. Но раз представитель министерства имущественных отношений края подписал учредительный договор, где прописано соотношение вкладов, и раз управляющая компания зарегистрирована, то из этого следует, что министерство имущественных отношений края согласилось с таким вкладом акциями и с оценкой акций «Полюса» в уставный капитал именно в 2,4 миллиарда рублей.
Это я к тому, что если и украли - то с полного согласия и при непосредственном участии верхушки нашего бывшего правительства.
ФСФР для нашего суда не авторитет
Самое забавное началось потом, когда вновь созданная управляющая компания обратилась в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР) за регистрацией выпуска своих акций.
ФСФР отказывает в регистрации. Основание для отказа - множество вопросов к оценке акций «Полюса», которыми внесен вклад в уставный капитал. То есть служба подвергла профессиональному сомнению то, что на любой трезвый взгляд кажется подозрительным. К тому моменту такой странной оценкой заинтересовалось и управление МВД по СКФО. В ходе проверок выяснилось, что оценщик, некий В. Чиндяев, из тех, кто оказывает услуги, что называется, в подземных переходах Москвы. Он даже не выезжал в Минеральные Воды, а сварганил свой акт, что называется, на коленке. Да и в самом акте предметом оценки были не столько материальные ценности, сколько договоры аренды того же имущества аэропорта. То есть какие-то ожидаемые, виртуальные выгоды, а не активы.
Однако «Аэроинвест» с таким поворотом дела не соглашается и обращается в Арбитражный суд Ставропольского края за защитой своих нарушенных прав. Странно, но минимущество края, в момент подписания учредительного договора согласившееся с оценкой акций и своей 30-процентной долей в капитале управляющей компании, теперь вроде возражает. Скорее всего, было испугано полицейской проверкой. Например, оно представляет в суд письмо самого оценщика акций «Полюса» Чиндяева, где он пишет, что итоговая величина рыночной стоимости акций, определенная в его отчете, «не может быть применена для совершения сделок незаинтересованными сторонами». Странно, не правда ли? Похоже, сам оценщик дает задний ход, ошарашен тем, как использовали его документ. Однако судья И. Подфигурная никакими страхами не обременена. Она решительно отклоняет это доказательство. Мол, что упало - то пропало: акт оценки никем не оспорен, законен и действует независимо от последующего мнения оценщика.
Есть в деле и другие доводы министерства, вроде тех, что договоры аренды имущества не прошли государственную регистрацию. Но и они судом без долгих раздумий отметаются.
Общее впечатление, остающееся от прочтения решения суда: министерство имущественных отношений явно играет в поддавки, а судья обосновывает законность претензий «Аэроинвеста» на регистрацию акций управляющей компании намного тщательнее, чем сам истец. Результат рассмотрения оглашается 11 октября: иск удовлетворить, обязать Центробанк РФ - а с недавнего времени именно в него вошло ФСФР, - зарегистрировать выпуск акций «Управляющей компании Аэропорт Минеральные Воды». Именно в соотношении 30 на 70 процентов.
По последней информации, Центробанк подал на это решение апелляционную жалобу. Наше министерство в жалобщиках не числится, и это очень красноречивый факт.
«Ноги» растут из Бермудов
С одной стороны, даже не вооруженным цифрами глазом видно, что в Минераловодском аэропорту, в отличие от Ставропольского, сделано за последнее время очень много. Каждый, кто хоть когда-нибудь пользовался его услугами, скажет то же самое. Построены новые терминалы, отделка - на самом современном уровне. Преобразилась привокзальная площадь. Да и уровень сервиса соответствует лучшим аэропортам страны.
С другой стороны, стоят ли эти перемены 2,4 миллиарда рублей? Тут есть вопросы, на которые, похоже, пока нет ответа. Во всяком случае, те цифры, что оказались в нашем распоряжении, заставляют в этом сильно сомневаться. И солидаризироваться с депутатами краевой думы в их сомнении.
Масштабная реконструкция велась в аэропорту с 2004 года. Между Мин-имущества РФ и московской компанией «Кредитинвест» в тот год был подписан инвестиционный договор на 25 лет. В 2008 году договор обновляется уже с минимущества края, как собственником ГУПА. «Кредитинвест» открывает в Сбербанке кредитную линию на 1,3 миллиарда рублей. В конце концов банк, видя, что освоение средств идет медленно и не очень прозрачно, в продолжении кредитования отказал. Рассказывают, что бывший председатель правления Северо-Кавказского банка СБ В. Гаврилов обосновал отказ тем, что «воруют». Стал вопрос о том, чтобы поменять инвестора. Так и возникло московское ЗАО «Полюс». Оно выкупило «Кредитинвест», став владельцем 52 процентов его акций, рассчиталось с банком и продолжило реконструкцию аэропорта.
Вопрос первый, который возникает, стоит только погрузиться в тему. Почему не «Полюс» вошел в управляющую компанию, а совсем незнакомая фирма «Аэроинвест» становится учредителем и рассчитывается акциями того, кто вел реконструкцию? Ответ не очень ясен. Возможно, произошла еще одна продажа, «Полюс» купили хозяева «Аэроинвеста» и направили его акции на обеспечение своей доли в управляющей компании. А может быть, все тот же хозяин создал еще одно предприятие и через него вошел в управляющую компанию.
Вопрос второй: что такое «Аэроинвест»? До создания управляющей компании о нем никто в крае не слышал. По выписке из ЕГРЮЛ видим, что это структура, образованная бермудским офшором «К-Джет Компани ЛТД» и ООО «Аргамак». Хозяин первого, понятное дело, неизвестен, офшоры свои тайны не выдают, но у нас все кому не лень называют таким хозяином компанию «Синдика» и стоящего за ней А. Канокова, главу Кабардино-Балкарии. Владелец второго - некто А. Карданов. Доли в уставном капитале распределены между этими предприятиями 40 на 60 процентов.
Но, с другой стороны, «Кредитинвест» из аэропорта не ушел. Он арендует земельный участок на привокзальной площади под стоянки. И этот факт говорит о том, что сегодня у аэропорта новые-старые хозяева. Они просто затеяли сложную комбинацию, конечные результаты которой, похоже, не видит пока никто из краевой власти.
Вопрос третий: откуда, собственно, взялась и насколько соответствует действительности цифра 2,4 миллиарда рублей? Затраты на реконструкцию «Кредитинвестом», а затем и «Полюсом», показаны в объеме 1,9 миллиарда рублей. Причем 0,5 миллиарда из них - это проценты, выплаченные по полученным на реконструкцию кредитам. Почти десять лет возятся, потому и набежало. Реальных активов, таким образом, создано всего на 1,4 миллиарда рублей. А в уставный капитал рисуют на миллиард больше. Как это понимать? Или акции «Полюса» еще и золотым запасом обеспечены? Вопрос четвертый, и, пожалуй, самый главный. Почему вклад внесен акциями «Полюса»? И почему не вновь построенными или реконструированными объектами самого аэропорта, раз уж они сделаны тем же «Полюсом»? И не будет ли впоследствии так, что за эти объекты по их окончании снова будет предъявлен счет управляющей аэропортом компании? Ведь они до сих пор в незавершенном строительстве. Более того, находятся в залоге у банка под обеспечение кредита.
Активнее всего из депутатов краевой думы эти и подобные им вопросы ставит А. Ширинов. В результате он получил обвинения от руководства «инвестора» аэропорта, что ставит палки в колеса, мешает работать. А также и статью в одной из краевых газет с обвинениями во всех смертных грехах. Капитал умеет защищаться.
В итоге - тонкий ручеек в казну
Из ответа минимущества края на запрос одного из депутатов следует, что в 2012 году в бюджет края поступило налогов от ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» 12,7 миллиона рублей, в текущем году от управляющей компании ожидается 20 миллионов. Про дивиденды на акции в ответе ни слова. Похоже, их не начисляли.
Для сравнения: доход «Кредитинвеста» только от аренды привокзальной площади, отданной ему управляющей компанией в аренду, и только за полтора года - 6,8 миллиона рублей. Расходы - 802 тысячи.
Зачем, скажите, куда-то летать? Кто-то деньги из ничего делает, а краевая казна не может получить их с уже созданного богатства.
И последнее. В минувший четверг в Минераловодском аэропорту побывал врио губернатора края В. Владимиров. Прессу на проведенное там совещание не пустили. Вопреки заявленному, что всю правду мы узнаем из передачи «Откровенный разговор», ничего подобного не случилось. Владимиров лишь намекнул, что за всеми этими махинациями вокруг аэропортов «стоят очень уважаемые люди». По нашей информации, на том самом совещании врио губернатора выслушал позиции всех сторон и в итоге поручил создать комиссию в составе специалистов из министерства имущественных отношений, депутатов думы и представителей инвестора.
Вроде оживились и следователи из управления МВД по СКФО, вернулись к своей проверке.
Так что точку во всей этой истории ставить еще рано.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru