Вы здесь
Как открывают тайны
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).20.11.2013
Как открывают тайны
Галина СЕРГУШИНА.
Моя коллега недавно сделала взрослым сыну и дочке сюрприз: подарила составленное ею генеалогическое древо рода. В ответ на наше восхищенное удивление сказала, что это только начало огромной работы. Далее предстоит посидеть в архивах, потому что воспоминания родственников исчерпаны. А для взрослых детей, по ее мнению, такое прикосновение к собственной родословной позволит ощутить прочность жизненных устоев, узнать о корнях, которые и поныне питают все новые ветви семьи.
Досье «Ведомостей»: Елена Ивановна Долгова - коренная ставропольчанка, окончила Московский историко-архивный институт. Он был единственным на весь Советский Союз и очень престижным вузом, который готовил историков-архивистов. К профессиональной деятельности в архивной службе приступила, будучи студенткой 4-го курса. Начинала хранителем фондов Государственного архива Ставропольского края, была главным архивистом, заместителем председателя краевого комитета по делам архивов.
С 2010 года - председатель комитета Ставропольского края по делам архивов. Е. И. Долгова - заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Да, нас уже нельзя называть Иванами, не помнящими родства. В России постсоветских лет десятки тысяч людей разделили общемировое увлечение поисками своих корней, составлением своих родословных.
Эти поисковики, естественно, ринулись в архивы, потому что где, как не в них, можно найти документальное подтверждение родственных связей, чтобы выстроить генеалогическое древо. Однако документы, касающиеся частной жизни людей, - это лишь небольшая толика архивных сокровищ. Архивы - хранилища нашей истории. На протяжении существования человечества они имеют важнейшее значение для любого цивилизованного общества. Уходили в небытие правители, погибали в сражениях целые армии, менялся государственный строй, но век за веком бесценные свидетельства прошлого, доверенные папирусу, пергаменту, бумаге, становились достоянием новых поколений.
Какие тайны хранят архивы Ставрополья, и как открываются эти тайны? Об этом мы беседуем с председателем краевого комитета по делам архивов Еленой Долговой.
- Елена Ивановна, каким веком датируются первые документы, хранящиеся в архивах края, и кто стоял у истоков архивного дела на Ставрополье?
- История архивного дела на Ставрополье насчитывает немногим более 200 лет. Первые архивы были образованы здесь в период заселения и освоения Северного Кавказа. Они представляли собой собрания документов учреждений, организаций, воинских подразделений и находились далеко не в образцовом состоянии. Одним из первых шагов, предпринятых для наведения порядка, было создание в 1858 году губернского статистического комитета. Среди его полномочий был и контроль за состоянием местных архивов. А в январе 1906 года общее собрание членов губернского статистического комитета «определило открыть в Ставрополе ученую архивную комиссию». Председателем был избран Григорий Николаевич Прозрителев, который практически бессменно возглавлял ее вплоть до ликвидации в 1920 году. Комиссией под его руководством сделано много для сохранения бесценных архивных материалов не только по истории Ставрополья, но и Северного Кавказа.
- А в 1920 году архивными делами занялась уже советская власть?
- Да, в августе 1920 года в соответствии с декретом Совнаркома ученая архивная комиссия была ликвидирована, созданное губернское управление архивным делом ввели в состав губернского отдела народного образования. А в 1937 году, когда на Ставрополье была сформирована сеть государственных архивов, руководство их работой стал осуществлять отдел государственных архивов Управления НКВД по Орджоникидзевскому краю. В Великую Отечественную войну перед оккупацией часть фондов крайгосархива была эвакуирована в Казахстан, откуда они возвратились в полном объеме после освобождения края от фашистов. Однако ущерб, нанесенный архивам края с начала войны, был велик. Из 100 тысяч дел советского периода крайгосархива уцелела только четверть. Утрачено около ста тысяч из пятисот тысяч дел дореволюционного периода. Было разграблено и уничтожено около 5 тысяч томов научно-справочной библиотеки архива.
- А сохранились ли раритеты?
- В нашем архиве немало документов, которые можно смело отнести к раритетным. К примеру, именно у нас хранится первый документ о дуэли Лермонтова. Это оригинал донесения начальника управления Пятигорского округа начальнику Кавказской области от 20 июля 1841 года. В других архивах, в том числе федеральном, - уже только копии этого документа.
- Становится ли сегодня легче обычным гражданам получать доступ к архивным делам и ориентироваться в их огромном количестве?
- Ограничений по доступу нет. Кроме тех документов, которые относятся к разряду секретных. До истечения срока их секретности. По законодательству он определен в 30 лет. Есть ограничения по документам, которые содержат персональные данные граждан. Здесь срок давности определен в 75 лет.
- Сегодня повсеместно внедряются новые технологии. Как они применяются в архивах края?
- Мы уже храним на таких носителях те документы, которые создавались как электронные. Переводим на современные носители и бумажные документы. Но это чаще всего - электронный образ документа. Делается для того, чтобы наиболее часто используемые архивные документы можно было искать, не тревожа хрупкие от времени бесценные бумаги. К примеру, часто требуются метрические записи в церковных книгах. Исследователей много, много рук, через которые эти церковные книги могут пройти, каждого не заставишь листать в перчатках. Есть документы в плохом физическом состоянии. К примеру, в 20-х годах прошлого столетия, помните, в стране была Гражданская война, разруха, писали то на газетах, то на плакатах... 100 лет прошло. Как сберечь эти хрупкие свидетельства эпохи? Создание электронного образа таких документов позволяет сохранять для потомков оригиналы.
- А сколько всего документов хранится в краевом архиве?
- У нас два краевых архива - это Государственный архив Ставропольского края и Государственный архив новейшей истории края. Во втором хранятся документы крайкома КПСС, крайкома ВЛКСМ, профсоюзные, а также партий, движений и общественных организаций постсоветского периода. Кроме того, в крае - 34 муниципальных архива. В общей сложности в архивах края сосредоточено около 3 миллионов единиц хранения.
- Вот вы сказали, что законодательством установлен 75-летний срок ограничения доступа к персональным данным граждан после того, как их дела сданы в архив. И, тем не менее, растет число тех, кто, следуя общемировой тенденции, пытается с помощью архивистов составить свою родословную. Люди озабочены собственной идентификацией. Ваши сотрудники оказывают какую-то помощь таким энтузиастам?
- По документам Государственного архива Ставропольского края воссоздана история купеческого рода Волобуевых, заслужившего благодарную память и уважение потомков своей обширной благотворительной деятельностью, архитектурной династии Ходжаевых-Мержановых, внесшей значительный вклад в создание неповторимого облика Кавказских Минеральных Вод. Не так давно один из наших земляков Владимир Селеменев издал книгу «Селеменевы. История рода», в которой проследил свою родословную, начиная с 16 века. Книга стала итогом его многолетней работы не только в госархиве Ставропольского края, но и в федеральных архивах.
Интерес жителей Ставрополья к изучению своих исторических корней объективно отражается в статистике запросов, поступающих в архивы. Эта статистика растет. Специалистами нашего комитета создано электронное пособие «Твоя родословная» (конец XVIII - начало XX века), с помощью которого даже начинающий исследователь понимает, как получить необходимые генеалогические сведения по документам Государственного архива Ставропольского края. Это своего рода алгоритм, который оптимизирует поиск. Для работы с ним в читальном зале архива имеется автоматизированное рабочее место. Воспользоваться пособием «Твоя родословная» может каждый интернет-пользователь, потому что оно размещено на сайте комитета Ставропольского края по делам архивов: www.stavkomarchiv.ru.
Если продолжать разговор о переводе наиболее востребованных документов в цифровую форму, то отмечу, что электронные описи сегодня содержат более 900 тысяч единиц хранения. Это примерно 33 процента документов, сосредоточенных в архивах. Для оперативного поиска архивной информации ведутся 19 тематических баз данных. Среди них: «Краевой каталог сведений о местонахождении документов по личному составу», «Ветераны труда», «Документы о награждении многодетных матерей» и другие.
С сентября 2011 года по защищенным каналам связи развивается информационный обмен с пенсионными органами. Это способствует увеличению запросов, поступающих непосредственно от пенсионных органов, и сокращению личных обращений граждан в архивы. Мы в числе первых в Российской Федерации разработали инновационный проект, цель которого - расширение доступа населения к архивной информации и оказание услуг в электронной форме. Проект предусматривает широкие возможности поиска информации по документам архива в сети Интернет в режиме онлайн: по наименованиям учреждений, заголовкам дел и документов, персоналиям и географической принадлежности. Внедрение программного комплекса обеспечивает возможность работы пользователей сети Интернет с подборками электронных документов, а также позволяет направлять электронные запросы в архив и проверять состояние их исполнения на любом этапе.
- Елена Ивановна, я знаю, что многие пытаются найти следы родственников, репрессированных, расстрелянных, следы детей «врагов народа», отданных в детские дома или усыновленных и спасенных таким образом. Вам удается помогать людям, ведущим поиски такого плана?
- К сожалению, в этом плане никого обнадежить не можем. Что касается реабилитации репрессированных, этим архивные службы не занимались. Это полномочия других органов. Что касается детей «врагов народа», поисковики пытаются идентифицировать родственные связи, но это крайне затруднительно, а во многих случаях, к сожалению, и невозможно, детям меняли фамилии, имена, чтобы спасти их. Период массовых репрессий - это страшное время в истории нашей страны. К сожалению, документов очень немного. Документы такого рода нам не сдавались. Я знаю, что в основном по репрессированным справки выдают в информационном центре ГУ МВД по Ставропольскому краю. Ведь в те годы репрессий НКВД - это был наркомат внутренних дел.
- Вас, архивистов, не обижает, не коробит, что архивные документы исследователи трактуют порой субъективно?
- Архивы созданы для того, чтобы сохранять документы, а оценка дается историками. Сегодня в краевом госархиве мы видим многих исследователей, которые работают над кандидатскими, докторскими диссертациями. Очень высокая востребованность архивных документов по истории Ставропольского края. Большой интерес к нашим архивным документам у исследователей из Краснодарского края, соседних республик. Административно-территориальное деление Ставропольского края много раз изменялось. Вот в прошлом году мы издали книгу «Храмы и монастыри Ставропольской епархии». Там и Ставропольская губерния, и Кубанская и Терская области, и Владикавказ, и Кизляр - все это была одна епархия в разные времена. Надо сказать, что наши соседи по Северо-Кавказскому федеральному округу с большим удовольствием пользуются нашим изданием.
- А иностранцы обращаются в ваш архив?
- В основном, когда вопрос касается истории семьи, рода. Обращаются из США, Израиля, Германии. Есть обращения, которые мы получаем через консульскую службу МИДа. К примеру, запросы от бывших граждан нашей страны, эмигрировавших за рубеж, о подтверждении трудового стажа. Это может быть в случае, когда проживающий за рубежом оформляется на пенсию. Не скажу, что такие обращения массовы, но они есть.
- Все-таки хочу вернуться к вопросу о гостайне. Какова процедура открывания, рассекречивания документов?
- По закону «О гостайне», принятому почти 20 лет назад, действительно, установлена определенная процедура «рассекречивания». «Открытие» документа производится не автоматически. Над этим работает специальная межведомственная комиссия, в которую входят архивисты, историки, сотрудники силовых структур. Изучается каждая страница документа.
- Вот парадокс: в американских, европейских архивах многие документы российской истории, до сих пор засекреченные у нас, давно открыты для исследователей, в том числе и российских.
- Мы должны соблюдать свои федеральные законы.
- А если посмотреть в процентном отношении, сколько архивных документов еще ждут своего открытия?
- Менее одного процента.
- Если отсчитать 30 лет срока давности от текущего года, это будет 1983 год - преддверие горбачевской перестройки.
- И межведомственная комиссия уже работает над «открытием» этих документов.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru