Вы здесь
«Фигаро» здесь, на ставропольской сцене
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).18.12.2013
«Фигаро» здесь, на ставропольской сцене
Есть такие пьесы, которые практически с самого появления стали классикой. Они переведены на десятки мировых языков, их изучают в школах и вузах. Но по-прежнему эти пьесы не дают спокойно спать режиссерам, а зрители начинают считать дни до премьеры, стоит названию появиться на афише театра.
К таким произведениям относится комедия Пьера-Огюстена Карона де Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро», премьера которой совсем недавно состоялась в Ставропольском академическом театре драмы им. М.Ю. Лермонтова. Сразу отмечу, что в репертуаре нашего театра она значится как «Безумный, безумный день...» («Женитьба Фигаро»).
Вообще, для всех россиян эта пьеса Бомарше особенная – в сознании многих она навсегда связана с именем Андрея Миронова. Наверное, нет человека, во всяком случае среди тех кому за 30, который бы не знал, что блистательный актер умер 14 августа 1987 года на сцене в Риге, произнося последний монолог Фигаро.
И еще немного истории, причем прелюбопытной. Из всей трилогии Пьера-Огюстена Карона де Бомарше у «Женитьбы Фигаро» - самая счастливая судьба. На премьерных показах в Париже весной 1784 года зрители приходили в такой восторг, что всякий раз, как занавес опускался, весь партер кричал: «До завтра!» Спектакль тогда был сыгран 130 раз подряд! Французский король Людовик XVI боялся этой пьесы, как революционно опасной. А вот наша императрица Екатерина II выпрашивала ее у Бомарше, чтобы поскорей поставить в России.
Невозможно сосчитать, сколько постановок и экранизаций выдержала эта пьеса за 230 лет своего существования. А все потому, что драматург сумел соединить в своем творении непредсказуемость сюжетных поворотов итальянской комедии, блестящее французское остроумие и великую силу любви. Популярность творения Бомарше объяснима: фабула пьесы универсальна, персонажи узнаваемы, а диалоги не потускнели от времени.
Немного о сюжете... Действие происходит в течение одного безумного дня в замке графа Альмавивы, чьи домочадцы за это короткое время успевают сплести головокружительную интригу со свадьбами, судами, усыновлением, ревностью и примирением. Сердце интриги – Фигаро, который служит графским камердинером. У него есть невеста - Сюзанна, камеристка графини. Но Альмавива, проявляя интерес к Сюзанне, собирается либо воспрепятствовать браку, либо договориться с ней о праве первой ночи, которое было в порядке вещей в те времена. Узнав об этом, Фигаро решает обвести сластолюбивого графа вокруг пальца. Он придумывает головокружительную интригу, в которой участвуют все домочадцы графа, включая графиню, не пожелавшую мириться с легкомысленностью своего мужа. А дальше... Дальше все происходит с головокружительной быстротой: объятия, поцелуи, встречи украдкой, переодевания, хитрости, комические перепалки...
Одним словом, в репертуаре нашего театра появилась еще одна очень веселая, музыкальная и яркая комедия, которой уготована долгая сценическая жизнь.
Прибавьте к этому, что пьеса Бомарше укомплектована просто звездным составом: успевающего повсюду Фигаро играет Игорь Барташ, его возлюб-ленную Сюзанну, браку которой с Фигаро мешают все вокруг, - Оксана Винникова, графа и графиню Альмавива - Михаил Новаков и Ирина Баранникова. Режиссер, народная артистка РФ Наталья Зубкова, умело собрал на сцене гармоничный ансамбль актеров, поэтому каждая роль сыграна безупречно. Мгновенные переходы от комического к трагическому, которыми комедия забита до отказа, легко и органично даются актерам.
Феноменальна графиня Альмавива в исполнении Ирины Баранниковой. Эта пресмешная особа, внутри которой бушуют почти шекспировские страсти, стала настоящим украшением спектакля. Недаром зал каждую сцену с участием Баранниковой сопровождал аплодисментами. А после спектакля, впрочем, как обычно, актриса и ее графиня заслужили самую большую зрительскую похвалу. Уже после первого действия, в антракте, можно было слушать, что «Ира – настоящая звезда» и что «не поскупился Бог на талант для нее».
Очень интересен Фигаро в исполнении Игоря Барташа. Его герой – человек с опытом и устоявшимися принципами, наделенный незаурядным умом и артистическим даром, обладающий мгновенной реакцией и обезоруживающим обаянием. Это человек, свято верящий и в дружбу, и в верность, и в любвь.
«Эта роль для меня, конечно, большая удача, - говорит Игорь. – Но и ответственность тоже большая. Драматургия-то известнейшая, мировая классика».
Актер очень органичен как в комичных, так и в трагичных сценах. Когда он читает в конце спектакля монолог, полный горечи, веришь ему безгранично. И сопереживаешь так же. И понимаешь: да, он весельчак и интриган, но в то же время он человек, успевший за свою жизнь многое повидать, от многого устать, желающий обрести покой, тихую гавань, завести семью и позабыть о прежней суете.
Нельзя не отметить и молодого актера Константина Юрченко, исполнителя роли Керубино. Его герой смешной, комичный, экстравагантный, с фактурой. Вообще, все актерские работы хороши, все понравились – граф, судья, Антонио и другие. Сложилось впечатление, что наши артисты смогли бы исполнить эту комедию на голой сцене, без светового зрелища, костюмов и декораций. Настолько они хорошо и вдохновенно играли, настолько щедро дарили нам, зрителям, эмоции, что с удивлением замечаешь, что с самого начала у тебя на лице появляется улыбка и так и не сходит до конца действа.
Фейерверк - слово, пожалуй, самое подходящее для ставропольского «Фигаро».
«Любовь, интриги, разочарования и, конечно, счастливый конец – все это один безумный день Фигаро. Все танцуют, поют, влюбляются... И в этом вихре радости оказываются зрители, - говорит директор театра, заслуженный работник культуры РФ Евгений Луганский. - Так что не удивляйтесь, если во время спектакля или после почувствуете приступ эйфории, беспричинной радости и жизнелюбия. Не зря ведь Пушкин говорил: «Откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро». Думаю, что история самого красивого и ловкого обмана на сцене нашего театра не оставит равнодушным никого».
Наталья МАКАГОНОВА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru