Вы здесь
Генетически предрасположены к взятке
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).18.12.2013
Генетически предрасположены к взятке
Борьба с коррупцией – это одно из излюбленных занятий в России, интерес к которому не ослабевает на протяжении уже многих лет. Но чем серьезней становится битва и тяжелее государственная артиллерия, тем глубже окапываются коррупционеры. И все-таки, как утверждают специалисты, действенные методы есть. И мало того, их можно благополучно применять на практике. А дело стоит за малым – получить одобрение чиновников, которое государственные мужи давать не торопятся. В чем же кроется корень коррупции, и действительно ли можно справиться с этой бедой?
Пожалуй, взяточничество - это одна из немногих напастей, которую нельзя списать на исторически сложившуюся национальную особенность, или, проще, ментальность. Кстати, ученые полагают, что сама по себе коррупционная деятельность зародилась еще в первобытном человеческом обществе, когда люди в обмен на милость богов приносили им щедрые дары. Тогда жертвоприношения воспринимались как необходимый ритуал, обеспечивающий благополучную жизнь. В общем-то, с тех незапамятных времен суть коррупции изменилась мало. Поводом для любой взятки все так же служит желание обеспечить себе и своим близким благополучную жизнь. За тем лишь исключением, что дары теперь мы носим не богам. Кстати, первым борцом с коррупцией стал шумерский царь, живший еще до нашей эры. Но и тогда, несмотря на показательные и часто жестокие наказания (в чем, зная первобытные нравы, сомневаться не приходится), борьба с ней не давала желаемых результатов. Спустя еще несколько веков один из индийских министров написал трактат о том, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом», тем самым признавая бесполезность борьбы. Однако трактат, очевидно на всякий случай, был известен под псевдонимом. В России же вплоть до 1715 года коррупцию не рассматривали как один из видов преступлений. Потому как у чиновников не было официальных зарплат, и кормились они, собственно, только за счет взяток. С тех пор чиновничий образ претерпел немалые изменения. Поменялась одежда, обрились бороды, культура и техника ушли далеко вперед. Но старая добрая традиция под названием «мздоимство» очень хорошо сохранилась по сегодняшний день. И, как показывает статистика, избирательной приверженностью к традициям больны власть имущие не только в нашей стране.
В списке самых коррумпированных стран мира в 2013 году лидирующие позиции, что примечательно, занимают государства третьего мира с отсталой экономикой и большими показателями бедности. Россия занимает 143-ю позицию из 183 возможных, соседствуя с Азербайджаном, Белоруссией, Коморскими островами, Мавританией, Нигерией, Восточным Тимором, Того и Угандой. При этом стоит заметить, что степень коррумпированности в этом списке усиливается к концу. Верхние же строчки заняли Дания, Сингапур, Финляндия, Новая Зеландия и ряд северных европейских стран.
Что же касается внутрироссийского распределения регионов по взяточничеству, то можно с радостью констатировать, что Ставрополье в десятку самых коррумпированных не попало. И это с учетом того, что за истекший год правоохранительными органами в крае зарегистрировано 166 случаев лихоимства. А входящая в состав СКФО Карачаево-Черкесия попала в список наиболее честных регионов. Однако не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что подобная статистика отражает всего лишь количество раскрытых преступлений, а не общее число совершенных. Хотя в принципе дело даже не в том, сколько их совершено, а почему человек, сумевший обуздать стихию, продолжает носить дары божкам местного значения. И вот тут начинается самое интересное.
Например, член Общественного совета при ГУМВД России по СК и председатель Родительского совета Ставропольского края Николай Фурсов убежден, что все происходит от недостатка информации.
«К нам на прием часто приходят мамочки, детей которых не берут в садик, и они не знают, что с этим делать. Или, к примеру, бывали ситуации, когда семья живет в Юго-Западном районе краевого центра, а ребенка удалось устроить в садик только на Старомарьевском шоссе, куда его каждое утро нужно отвезти, а вечером забрать. В час пик эта процедура может отнять не менее трех часов времени, - говорит Николай. – А все это происходит от того, что наши люди плохо информированы о своих правах».
И не согласиться с этим, конечно, нельзя. Недостаток информации может серьезно повлиять на стоимость и качество жизни. Однако у всего есть и оборотная сторона. Ведь в большинстве случаев отчаявшиеся мамочки платят не потому, что не осведомлены о том, где и когда нужно стать в очередь на бесплатное место, но потому, что этого места может просто не оказаться. В таком случае получается, что коррупция зависит не только от нехватки информации, но и от недостаточно развитой инфраструктуры?
«На одном из заседаний общественного совета нам предложили проверить РЭО ГАИ. Посмотреть, как принимаются граждане, как проводится обслуживание, и что там вообще происходит на самом деле, - продолжает Н. Фурсов. - Я сделал несколько рейдов, и вот что получилось: по закону автомобили должны оформлять в течение часа. И регистрация действительно идет час, но, чтобы оплатить квитанцию, нужно отстоять еще час в очереди к терминалу, который находится в отделении РЭО ГАИ. А очередь эта была почти в 50 человек. Это долгая история с арендами помещений, терминалов, предоставлением услуг и прочим, но людям, как правило, это не интересно. Они просто хотят быстро пройти регистрацию. И вот что происходит. Мы переходим через дорогу, и там стоит терминал, в котором можно оплатить те же услуги с переплатой в 50 рублей, зато быстро и без очереди. Коррупция это или нет, я не могу сказать, но эти моменты тоже нужно решать. Лично я считаю, что нашему обществу поневоле приходится мириться с существованием коррупции, вот в чем проблема».
И, пожалуй, это на самом деле еще один серьезный фактор, обеспечивающий процветание коррупции. В сознании многих людей бытует стереотипное мнение, будто бы для того, чтобы добиться чего-то честным путем, нужно пройти массу судов и инстанций, потратить кучу времени и нервов. И только пройдя все девять кругов ада, можно получить какие-то результаты. Нужно признать, что во многих случаях стереотип этот вполне обоснован. Естественно, найдется немного народу с резиновым терпением, а главное, желанием истязать себя в очередях и до хрипоты отстаивать свою точку зрения. К тому же всегда есть друзья или знакомые, рассказывающие о том, что можно элементарно дать денег, и все получается точно так же, только намного быстрее.
«Коррупция – это растление общества, – рассказывает член Общественного совета при ГУМВД России по СК, заведующий кафедрой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии ФПО Игорь Боев. - И сегодня нам приходится говорить о том, что формируются коррупционно-криминальные связи чиновничества, как по вертикали, так и по горизонтали. Они хорошо вооружены. И не только адвокатами и высококлассными юристами, а еще и огромными суммами денег, с помощью которых легко решается любой вопрос. Поэтому коррупция – это, прежде всего, растаскивание бюджета, его распиливание. Это проблема национальной безопасности. Но на сегодняшний день, благодаря научным достижениям и всевозможным психологическим методам, мы можем с достаточной достоверностью сказать, насколько тот или иной человек подвержен растлению, насколько быстро он может быть вовлечен в криминальный мир. Была разработана специальная система отбора персонала, с помощью которой мы проверяли около 200 сотрудников полиции разных подразделений. И результаты были настолько точны, что в отдельных случаях нам пришлось говорить о том, что некоторые сотрудники должны быть срочно удалены из органов. И для того чтобы избавиться от коррупции, к новым методикам должен сформироваться профессиональный подход. Если это будет сделано на законодательном уровне, то появится возможность очень легко отсечь людей, у которых есть склонность к мздоимству».
Для современного восприятия словосочетание «склонность к коррупции» звучит несколько странно, но, оказывается, на нашем генетическом уровне запрограммировано практически все, в том числе и тяга к незаконным деньгам.
«Есть генетически запрограммированная склонность к алкоголизму или к преступлениям, – поясняет И. Боев, - такая же склонность есть к овладению материальными и финансовыми ценностями, и она очень легко определяется. Но, когда мы говорим о том, что можно массово применять эти методы, возникает волна протеста чиновников, потому что им это не нужно. Раньше, когда только встал вопрос о том, чтобы определять степень наркотического опьянения в школах у подростков, все говорили, что нарушаются права личности, и были категорически против. Но сегодня мы это делаем, уже есть соответствующий закон, а многие признают эту меру правильной. Я думаю, то же самое будет и в этом направлении. Сегодня чиновники против, завтра примут закон, а послезавтра мы поймем, что эти меры были необходимы».
Пожалуй, метод предварительной проверки действительно мог бы дать неплохие результаты. Ведь куда проще взять на работу заведомо честного сотрудника, чем подозревать всех и каждого. Снимать двери в кабинеты своих подчиненных, как это делают некоторые чиновники, ставить повсюду видеокамеры, строить стеклянные здания ГАИ и продолжать беспокоиться, а не придумал ли русский смекалистый человек новых хитростей. Не говоря уже о том, что любой из технических методов борьбы финансово затратен и морально оскорбителен.
Но пока поправок в закон не принято, а новые методики работают только в тестовом режиме, бороться с лихоимцами придется по старинке. И многое в этой борьбе зависит от того, насколько благополучным каждый из нас хочет видеть свое государство. Ведь виновен не только тот, кто взял взятку, но и тот, кто ее дал. Просто нужно помнить о том, что выбор есть всегда.
«Если у вас вымогают деньги, – объясняет заместитель начальника управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по СК Федор Дубривный, - вы всегда можете обратиться в органы полиции. Также можно обратиться в краевое управление отдела по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции. На каждом участке у нас закреплен дежурный, который оперативно отреагирует на заявление, и бригада незамедлительно выедет на место. Чем больше будет обращений, тем будет больше раскрытых дел. Возможно, тогда коррупционеры задумаются: а не буду ли следующим я?
К сожалению, сегодня у общества неправильная позиция. Многие думают: «Вот у нас город маленький, лучше я заплачу и буду жить спокойно». Но, прежде всего, люди должны понять, что то, за что они хотят заплатить, должно быть предоставлено им бесплатно».
Светлана ЛАЗЕБИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru