Вы здесь

Масштабней амнистия – больше возможностей?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

18.12.2013
Масштабней амнистия – больше возможностей?

Проект закона об амнистии, приуроченной к 20-й годовщине Конституции РФ, в последнюю неделю стал одной из самых обсуждаемых новостей в России. В том, что дума одобрит внесенный на рассмотрение президентом законопроект, сомнений ни у кого не возникало. С нетерпением ждали только конечный документ. И вот, проработав дюжину вариантов, депутаты подарили стране праздничное постановление об амнистии, которое, нужно сказать, вызвало у общества совершенно противоречивые отклики.
Вообще, традиция прощать преступников по случаю праздничных торжеств уходит своими корнями в глубокую древность. В России же начиная с нулевых годов было проведено восемь амнистий, в результате чего прощение получили более миллиона преступников по всей стране. На Ставрополье, как сообщают в управлении УФСИН по СК, в результате теперь уже предпоследней из амнистий, касаемой осужденных по экономическим преступлениям, получили свободу 16 человек. Это притом что в краевых колониях содержится почти 13 тысяч заключенных. Судя по прогнозам, «конституционная» амнистия, которую еще называют «широкой», позволит не попасть в тюрьмы или увидеть свободу, как считают эксперты, примерно 25 тысячам россиян (хотя еще в середине года предполагалось, что эта цифра будет в разы выше - от 150 до 200 тысяч заключенных). Какую долю из общего числа освобожденных составят ставропольцы, говорить пока рано.
Право избежать наказания и уголовной ответственности в рамках принятого закона об амнистии получат наименее социально защищенные категории осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. То есть те, кто совершил преступления в несовершеннолетнем возрасте, если срок наказания не превышает 5 лет. Либо если малолетний преступник уже отбыл в колонии половину наказания. К этой же категории отнесены женщины, имеющие несовершеннолетних детей, беременные женщины, люди пенсионного возраста (женщины старше 50 и мужчины старше 60 лет), а также инвалиды I и II групп. Под амнистию подпадают те, кто имеет первую судимость сроком опять-таки не больше 5 лет, и те, чье дело еще находится в досудебном разбирательстве, но предполагает наказание, не превышающее обозначенный выше срок.
Кроме того, в число подлежащих помилованию вошли преступники, имеющие определенные заслуги перед Отечеством. На амнистию имеют право люди, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АС, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лица, принимавшие участие в боевых действиях либо в действиях по защите Отечества. Однако и в этом случае применение амнистии предусмотрено только для тех, кто впервые осужден к лишению свободы на срок, не превышающий пяти лет включительно.
При этом на заключенных, отбывающих наказание за преступления, совершенные с применением насилия или угрозой его применения, совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы, осужденных, злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания, а также приговоренных еще по ряду серьезных статей, закон об амнистии распространяться не будет.
В целом амнистия – это очень серьезный шаг, и прежде чем его сделать, подумать нужно было не единожды. Конечно, с такими жесткими рамками приуроченную к празднику амнистию едва ли можно назвать широкой. Однако в истории России был и другой вариант освободительного документа, когда на свободу могли попасть закоренелые преступники, только потому что они инвалиды или, к примеру, педофилы, некогда получившие знаки отличия.
У нынешнего закона пока отмечают только один недостаток, да и то скорее информационный, чем правовой. А дело все в том, что проект закона об амнистии начали рассматривать за несколько месяцев до принятия. А рассматривали его, как и водится, не только за закрытыми министерскими дверями, но и на всевозможных информационных ресурсах с привлечением широкой общественности. Среди прочего в президентском проекте под амнистию подпадают все те, кто успел совершить преступление (за которое полагается наказание не более пяти лет) впервые и до вступления в силу закона еще находился под следствием. То есть любой, кто владел информацией, мог совершить преступление, заведомо зная, что наказания за него не последует. Но недостаток, нужно признать, весьма специфический, ведь, согласитесь, не каждый решится пускаться во все тяжкие, зная, что амнистия не за горами.
Тем не менее отношение к закону «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации» у российских экспертов сложилось крайне неоднозначное.
Одни, ссылаясь на мировую практику, в которой амнистии – это редкие события, всегда имеющие очень веские основания, считают, что с амнистиями нельзя частить, потому что слишком частые освобождения способны дискредитировать правоохранительную систему. И если мы начнем проводить амнистии одну за другой, тогда не останется ничего другого, как ликвидировать Уголовный кодекс. К тому же, замечают противники закона, 20-летие Конституции – вообще отрицательный повод. Президент говорил о том, что наша Конституция нуждается в серьезном реформировании, так зачем же подчеркивать значимость такого события?
Тем временем приверженцы новой амнистии говорят о том, что тому, кто впервые совершил какое-либо незначительное правонарушение, осознает свою вину и готов вернуться к нормальной жизни, всегда нужно давать второй шанс. Кроме того, признают сторонники закона, кто-то и вовсе попадает за решетку по сфабрикованным делам, и возвращение таких людей в социум – очень важная для страны и общества задача.
Безусловно, можно сказать, что даже ради одной спасенной жизни стоит принимать такие законы. Но! Во-первых, никто не даст гарантии, что на свободу выйдут именно раскаявшиеся и осознавшие, а не воры и мошенники, которые продолжат свои темные делишки, решив, что удача на их стороне. Ну и во-вторых, разве не проще было бы направить больше сил на то, чтоб невиновные не попадали туда, откуда их приходится вытаскивать посредством амнистии?
Но, как я уже говорила, законы обсуждаются не только «думающими» мужами или экспертами. Большой отклик они находят и в среде обывателя, для которого, собственно, и создаются. И вот что думают о новой амнистии пользователи интернета:
«Вот уголовникам радости к Новому году привалило!»;
«Захочу - посажу, захочу - выпущу. А захочу - всю жизнь будет сидеть...»;
«Сначала масштабно насажали, затем масштабно отпускают. Хотелось бы знать, когда начнутся новые масштабные посадки?»;
«На 11-м пункте заинтересованные лица могут бабла нехило поднять в силу прямой коррупциогенности и коррупциоемкости данного пункта».
(Пункт 11. Не распространять действие настоящего Постановления на осужденных, злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания.)
«Особенно понравился пункт 11 постановления.... Хозяева на зонах уже прейскуранты на нарушения начали печатать...».
Говорить можно много, только вот обсуждаются законы на стадии разработки, потом они просто соблюдаются (во всяком случае, должны соблюдаться). А кто был прав, как всегда, покажет время.
Светлана ЛАЗЕБИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет