Вы здесь

Губернатор захотел семерых полпредов

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

25.12.2013
Губернатор захотел семерых полпредов

Это вторая революционная инициатива нового главы Ставрополья Владимира Владимирова. Первая была - о подчинении районных и городских архитекторов главному архитектору края, чтобы пресечь волюнтаризм в градостроительстве. Вторая - о введении штатных представителей губернатора в муниципальных образованиях. Цель - обеспечивать дополнительный контроль за действиями местных властей, проводить на местах политику краевого правительства, поддерживать тесную связь с населением, заниматься рассмотрением обращений и жалоб жителей, которые не могут достучаться до власти, и информировать губернатора о принятых по этим жалобам и обращениям мерах.
Правительством это было подано как практический шаг в реализации идеи о совершенствовании системы местного самоуправления, озвученной в Послании президента РФ В. Путина Федеральному собранию. Однако законопроект, внесенный врио губернатора В. Владимировым в краевую Думу, не был принят однозначно и вызвал среди парламентариев жаркую дискуссию. Сам автор управленческой инновации в заседании Думы участия не принимал. А законопроект вносился так срочно, что не попал в основную повестку дня, и его включили в дополнительную. От депутатов последовал шквал вопросов к представителю губернатора в Думе С. Пустоселову. Несогласные сомневались в целесообразности введения такого института. «Кто гарантирует, что это будет только 7 штатных единиц, а через год число их не увеличится, ведь муниципальных образований в крае более 300?» - спрашивал лидер фракции ЛДПР Геннадий Ефимов. «Охватят большую часть муниципальных районов и городских округов», - сообщил представитель губернатора в думе Сергей Пустоселов. «Какие конкретно муниципалитеты будут контролировать эти семеро?» - поинтересовался справедливоросс Кирилл Кузьмин. На что был получен обтекаемый ответ, что отбор будет вести сам губернатор и нацеливать своих назначенцев, чтобы своей работой способствовали развитию территорий. Напрягло некоторых депутатов и то, что на содержание одного полпреда в год понадобится полтора миллиона рублей. Губернаторская сторона успокоила, что это, мол, деньги, сэкономленные за счет оптимизации штатов. Т. е., надо полагать, те самые разрекламированные пять процентов, на которые как бы сократили в краевом правительстве фонд оплаты труда на 2014 год? Айдын Ширинов возмущался: «Представители правительства на комитете нам говорили, что в бюджете нет денег на поддержку агропромышленного комплекса, а, оказывается, деньги есть». Депутат Аргашоков предложил поддержать законопроект, внесенный главой края, и поручить полпредам найти деньги в муниципалитетах, что вызвало оживленный смех в зале. «Этим семи нужны будут машины, квартиры? Они будут из Ставропольского края?» - озвучил витавший у всех на устах вопрос о возможных «варягах» с Севера коммунист Валерий Евлахов. Представитель губернатора в Думе насчет канцелярских принадлежностей, оргтехники, квартир и машин сказал, что правительство будет обеспечивать. Будут ли полпреды из местных или приезжих, ему, наверное, и самому неведомо, он лишь заметил: «Важно, чтобы полпред постоянно находился на месте». Утихомирить коллег решил Михаил Кузьмин, заметивший, что С. Пустоселов лишь озвучивает позицию главы региона, в том смысле, что не надо на него так агрессивно наседать. Сам же он считает, что полпреды нужны. «Может быть, не 7, а 15 направить на места. Люди не могут достучаться со своими жалобами до властей, глава то на охоте, то на рыбалке, то в бане - не найдешь. То они квартиры сиротам не могут купить, то детсад вовремя достроить. Нужно наводить государственный порядок. Чем больше туда надсмотрщиков, тем лучше». «Разве ситуация не назрела в крае, чтобы наводить порядок? - строго обратился к коллегам заместитель председателя Думы - лидер фракции «Единой России» Юрий Гонтарь. - Посмотрите сколько махинаций с землей, сколько глав под уголовными делами. По одному мэру города Михайловска их заведено 12. Нужно поддержать губернатора в наведении порядка в Ставропольском крае». «В январе в Госдуму России будет внесен законопроект, который изменит основы местного самоуправления в стране. Может быть, нам не стоит спешить. У нас 330 муниципальных образований, я не слышал сегодня мнения ни одного из них. А ведь сам Путин говорил, что в подобных случаях нужно «нулевое чтение» законопроектов, т. е. широкое обсуждение», - аргументировал свое несогласие справедливоросс Сергей Горло. «Закон сырой. Скорее всего, это конструкция под выборы. Фракция ЛДПР голосовать не будет», - заявил Геннадий Ефимов. «Если эти семеро наведут порядок, и в крае станут меньше воровать, то я бы проголосовал и за 33 полпредов губернатора, - заявил старейший депутат, известный своей принципиальностью и честностью, коммунист Иван Богачев. Его поддержал другой ветеран краевой политики, лидер казачества Василий Бондарев: «Надо поддержать губернатора. Он очень активен. Он все время в дороге, в районах, в трудовых коллективах. Он хочет, чтобы ему помогли. Давайте задумаемся: для дела это или нет. Я считаю - для дела». «Глава края мог взять в свой аппарат еще 10 помощников-референтов, но он честно выходит на Думу. Нужно его поддержать», - подвел черту под обсуждением председатель Думы Юрий Белый.
Абсолютным большинством голосов законопроект был принят сразу в двух чтениях. Но документ носит лишь рамочный характер, для практической реализации потребуется принять еще ряд правовых актов. «Не надо искать подвох в этой инициативе губернатора, - настойчиво советовал коллегам спикер краевого парламента Юрий Белый. Однако острота дискуссии, горячие споры парламентариев вокруг губернаторского законопроекта сподвигли исполнительную власть опереться на Общественную палату, которая в срочном порядке провела заседание, в числе прочего обсудив и инициативу губернатора. И обсуждение на Общественной палате было подано как «нулевое чтение» законопроекта, т. е. как бы прохождение его через общественную экспертизу. Т. е. в тему предложения, высказанного президентом в Послании Федеральному собранию. О том, что законопроект обсуждался или будет обсуждаться на заседании Общественной палаты, на Думе не было сказано ни слова. Значит, в лучших советских традициях срочно организовали «отклик». Вот для чего нужна была ручная Общественная палата, в которой среди думских и губернаторских назначенцев нет ни одного реального общественника. Все, способные высказать мнение, отличное от мнения власти, технично отсеяны еще на отборочных этапах.
А с другой стороны - стоит ли протестовать против губернаторской инициативы? Ставрополье погрязло в коррупции. Разве не наш край несколько лет назад был объявлен на всю страну прачечной по отмыву черных денег Юга России? Разве не наш край был назван в пятерке самых коррумпированных регионов? Разве не у нас в последние пару лет то и дело возбуждаются уголовные дела против мэров по земельным махинациям, по многомиллионным взяткам? Владимиров приехал с Севера, оттуда же его первые назначенцы. Пусть оттуда будут и полпреды. Новые люди. Без коррупционных связей. У местных управленцев везде сватья - братья - одноклассники-однокурсники, все друг друга тянут, прикрывают. Один доберется до сладкого куска и других тянет. Про таких писал когда-то русский сатирик Михаил Салтыков-Щедрин: «Есть легионы сорванцов, у которых на языке «государство», а в мыслях - пирог с казенною начинкою». И даже если эта губернаторская инициатива - «под выборы», как предполагали некоторые депутаты, все равно от полпредов будет польза: они хотя бы заставят мэрскую вольницу обеспокоиться возможной потерей хлебного кресла. Если, конечно, сами не сдружатся, не срастутся с теми, за кем должны будут присматривать. Кстати, к вопросу о том, что глав на местах не найти: то они в бане, то на охоте, то на рыбалке... Может, им за счет бюджета электронные чипы купить? Все равно придется тратиться на содержание губернаторских контролеров.
В прессе уже появились комментарии, о якобы нарушениях демократических основ власти. Это, мол, нонсенс, что избиратели обращаются за защитой к «царю-батюшке» от ими же самими избранных мэров. Но давайте не будем лукавить. Как «всенародно избранные мэры» попадают во власть, все мы знаем. Как правило, «продавливается» кандидатура, одобренная губернатором. Это во-первых. Во-вторых, эти мэры все поголовно - члены партии «Единая Россия». И даже если идут на выборы самовыдвиженцами, после выборов послушно вступают в партию власти. Поэтому прямой резон, чтобы глава региона через своих полпредов присматривал за работой однопартийцев. Правда, удивительно другое: депутаты, ратуя за введение института полпредов, упирали на то, что через них простому народу будет проще достучаться со своими жалобами и проблемами до высшей краевой власти. У нас в краевой Думе 50 депутатов, не 7, как будущих полпредов, казалось бы, стучись, избиратель, и тебе откроют. Ан нет, депутаты тоже надеются, что в родном крае порядок наведет рекрутированный с Севера губернатор со своей северной командой.

Жилье для сироты
В рамках заседания Думы прошел «правительственный час». Темой его стало обсуждение вопроса обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С первого января 2013 года порядок предоставления жилья таким детям изменен. Это обусловлено изменением федерального законодательства. Нововведением стало предоставление жилых помещений из государственного специализированного жилищного фонда по договорам найма сроком на пять лет, после чего они закрепляются за нанимателями на условиях бессрочного договора социального найма. А до 2013 года жилье детям-сиротам предоставлялось сразу по договорам социального найма.
Прежний порядок давал возможность бывшим детдомовцам самостоятельно принимать решение о приобретении квартиры или дома либо за счет предоставленной субсидии, либо за счет субсидии с дополнительным привлечением собственных или заемных средств. Необходимость промежуточного закрепления дома или квартиры для сироты на условиях специализированного найма повышает гарантии обеспечения жильем детей-сирот. И главная - это исключение риска утраты права пользования жилым помещением в период социальной адаптации бывшего детдомовца во взрослой жизни. Не будучи собственником квартиры или дома, он не может ни продать, ни подарить его, ни распорядиться каким-то иным способом. И эта законодательная норма - безусловное благо, так как желающие поживиться за счет сирот находятся. А через пять лет сирота может приватизировать свою квартиру.
Однако, как отметила и. о. первого заместителя министра ЖКХ Ольга Силюкова, есть и проблемы. Выпускники детских домов - это не только 18-летние. Многие успели обзавестись семьями, детьми. Кому-то положен материнский капитал, или есть другие материальные возможности. Но пятилетний срок действия договора найма специализированного жилья ограничивает их права, не давая возможности для улучшения жилищных условий. Силюкова предложила депутатам выйти с законодательной инициативой в Думу Российской Федерации по предоставлению полномочий органам исполнительной власти субъекта определять, для каких категорий устанавливать этот пятилетний срок. К примеру, если возраст сироты от 18 до 20 лет, или он не работает, имеет судимость, применение ограничений необходимо. Если же бывший детдомовец уже создал благополучную семью, имеющую детей и определенный материальный достаток, нужно давать право более ранней приватизации, с тем чтобы можно было купить для семьи более просторное жилое помещение, чем единовременно выделяет сироте государство.
Есть в проблеме сиротских новоселий и другие непростые моменты. По нормативам Минрегиона РФ на Ставрополье квадратный метр благоустроенного жилья для сирот не должен покупаться дороже 24 тысяч пятисот рублей. Но, к примеру, в Ставрополе, Невинномысске и городах Кавминвод застройщики отказываются продавать свои метры по таким ценам. Приобрести необходимое число квартир на вторичном рынке тоже не всегда удается. В ряде районов пошли по пути выделения земельных участков с необходимой инженерной инфраструктурой и нашли социально ответственных строителей, которые стали возводить малоэтаэжки с социальным ремонтом. А вот в Ставрополе, Невинномысске и городах Кавминвод и застройщики отказываются продавать квартиры с социальным ремонтом по ценам, которые считают низкими, и власти не содействуют выделению земельных участков для малоэтажного строительства.
Решения потребовал и еще ряд проблем. При подготовке аукционной документации для приобретения жилья сиротам выяснилось, что нормы квадратных метров для этой категории в ряде муниципальных образований были либо очень маленькими: от 12 до 28 квадратных метров (в 19 муниципальных образованиях из 33), либо не носили конкретной величины и были установлены в интервале от 18 квадратных метров до 36, что противоречит требованиям законодательства. Приобрести отдельные квартиры по установленным муниципальными образованиями нормам не представлялось возможным, так как закон установил определенные требования к жилью, приобретаемому для детей-сирот. Это должны быть или индивидуальные жилые дома, или отдельные квартиры. Включение в специализированный жилищный фонд комнат в коммунальной квартире или жилом доме законодательством не допускается.
Изменить муниципальные нормы произвольно тоже нельзя, так как их расчет основан на методике определения размера площади, учитывающей уровень обеспеченности населения жильем в конкретном муниципалитете.
Проблему решили, подготовив поправки в краевой закон, которые позволили установить в крае единую норму представления жилой площади для данной категории льготников. Она составляет 33 квадратных метра. Кроме этого, краевой закон учел, что в случае невозможности приобретения в муниципальном образовании жилого помещения площадью 33 квадратных метра, можно купить квартиру или дом большей площади, но не более 66 квадратных метров.
Также на этом заседании Думы депутаты приняли ряд обращений к федеральной власти. К Правительству РФ - по вопросу необходимости ограничения цен на горюче-смазочные материалы. В Госдуму РФ направлено обращение по вопросу законодательного установления статуса и мер социальной поддержки такой категории, как «дети войны». В нем отмечена необходимость принятия этого решения на федеральном уровне. Обращение направлено и в адрес законодательных органов субъектов РФ.
Галина СЕРГУШИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет