Вы здесь

ОКАЯННЫЕ ПРИЗЫВЫ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

15.01.2014

ОКАЯННЫЕ ПРИЗЫВЫ
В Ставрополе появились рекламные щиты с портретом Николая Второго и надписью: «Прости нас, государь!». Событие это настолько растрогало автора городской газеты, что он написал буквально следующее: «Мы себе даже не представляем, насколько важно сейчас для современной России признание своей (народной) вины в этом подлом убийстве...» И далее - про то, что это самое покаяние-признание может стать объединяющей идеей, на которой страна, наконец, поднимется с колен(?!)
Открытие белых пятен в истории - что может быть интереснее? Как в свое время географические открытия увлекали за собой миллионы романтиков, так последние два с половиной десятилетия пытливые миллионы с интересом вчитываются в строки, которые несут правду об истории. И это - хорошо. Хорошо также, что возвращаются исторические названия, устанавливаются памятники забытым деятелям, вспоминаются люди и даты. В этом же ряду - нашумевшая выставка, посвященная 400-летию дома Романовых, и памятные мероприятия по случаю 95-летия расстрела царской семьи.
Но как часто бывает на Руси, нас заносит. Мы же максималисты: любить - так королеву, воровать - так миллион. Хотя чаще: пить - так до безумия. Вот и в случае с Романовыми: вспоминать - так до расшибания лбов. До покаяния-признания вины всего сегодняшнего народа в их расстреле.
Вот я, простой смертный. Конечно, грешен. Но не в такой степени. Наган в руки не брал, в подвал Ипатьевского дома не спускался, на курок не нажимал. Тела потом в колодец не сбрасывал и кислотой не заливал. По митингам с похвальбами о расстреле не шастал. Я вообще в то время не жил. Между датой моего рождения и тем временем - почти два поколения. А мне и сотням миллионов таких же, как я, предлагают каяться. В какой форме, кстати? На земле валяться, рвать волосы на себе и вопить «Прости нас, государь?» Никаких смирительных рубашек не хватит.
Кстати, лично мое восприятие фигуры последнего императора двойственное. Да, расстрелян жестоко, несправедливо. Да, достоин лучшей участи. Но вот был недавно в Ливадийском дворце, слушал экскурсовода. Он с придыханием рассказывал, что Николай перед Первой мировой по четыре(!) месяца проводил здесь, за тысячу километров от столицы, с семьей. Занимался с детьми, играл на музыкальных инструментах. Однако я знаю, что это было тяжелейшие для страны годы. В том смысле, что зрела революция, что устои государства раскачивались. И в это время первое лицо страны находит себе приют в семье. Уж точно о нем не скажешь, что был женат на России. Как же управлял огромной страной? Самолетов еще не было, телеграф был только в столицах. Не мудрено, что профукал трон. Вопросы, вопросы... Но тем и хорошо вскрытие белых пятен в истории, что такие вопросы заставляют думать. В том числе и о современности.
Призывы о всеобщем покаянии современников за расстрел царской семьи 95 лет назад можно было бы не замечать, списать на воспаленное воображение. Мало ли о чем пишут. Бумага все стерпит. Если бы не одно но.
Нас с завидным постоянством вот уже два с лишним десятилетия тянут в какое-то покаяние. Вбивают в голову, что мы, ныне живущие, все в чем-то страшном перед всем миром и мировой историей виноваты. Вбивают тем самым осознание своей неполноценности. Капля за каплей прививают чувство раба. А теперь вот и прелагают взять покаяние на вооружение как некую объединяющую идею. То есть чтобы поколения за поколением каялись, каялись, каялись... И только этим и занимались. И дружно так, на коленях, шли в рабство.
Может быть, автор статьи в городской газете себя рабом и чувствует, а я - нет. Помнить, задумываться, делать выводы - я готов. Но только - не каяться в том, чего не совершал.
Русский язык, кроме того что великий и могучий, еще и крайне ироничный. Вот убрал из слова «покаяние» первую букву, и что получилось? Даже язык, не то что я там или кто другой, как бы смеется над авторами этой идиотской затеи. И превращает, в полном соответствии с диалектикой, призывы о покаянии в свою противоположность - в окаянные призывы. К глупости, безволию и подчинению.
Нам это надо?
Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет