Вы здесь

Играть или не играть - вот в чем вопрос

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«Наш Витя практически все свободное время проводит за компьютером. И справляется он с играми даже лучше, чем его старший брат», - с гордостью рассказали на днях об успехах своего шестилетнего сына мои соседи.
Думаю, не сильно ошибусь, если скажу, что аналогичными достижениями своих детей в наши дни могут похвастать многие родители. И ничего удивительного в этом нет: компьютеры, ноутбуки, планшеты - сегодня уже не роскошь и имеются практически в каждом доме. Не стоит на месте и игровая индустрия: на рынке представлены миллионы игровых проектов, многие из которых пользуются популярностью у юных, и не очень, - геймеров.
Понятно, что каждый игрок предъявляет свои требования к идеальной игре: сюжет, жанр, физика, игровой процесс или графическое оформление. Современные компьютерные игры создаются в самых разных направлениях и могут удовлетворить даже очень прихотливых пользователей.
Есть и рейтинги наиболее популярных игр. Так, среди девочек огромное количество поклонниц игр «Винкс». Они завоевали любовь миллионов благодаря трансляции на телевидении мультфильма с одноименным названием. С удовольствием играют барышни и в так называемые «Одевалки». В подобных играх можно раскрашивать, украшать и переодевать персонажей в соответствии со своим желанием и вкусом. Еще один лидер - «Парикмахерские». Здесь юным барышням предоставляется возможность попробовать свои силы в создании причесок и изменении внешнего облика персонажа.
Что касается сильного пола, то одни из самых популярных у мальчишек игр - гонки. На чем угодно: на машинах, кораблях, самолетах и т. д. Не меньше любят они и спортивные игры, когда не вставая с кресла можно стать футболистом, хоккеистом, баскетболистом, при этом управлять как одним игроком, так и целой командой. Не теряют популярности и игры на военную тему. Самые простые среди них - это стрелялки. Главная задача таких компьютерных игр - ликвидировать всех противников, пока они не сделали то же самое с вами. В военных компьютерных играх - стратегиях мальчику предоставляется возможность управлять целой армией или даже страной, строить дома для солдат, кормить свою армию и разрабатывать планы военных сражений. Не меньший интерес вызывают у мальчиков ролевые приключенческие детские компьютерные игры. Свои пристрастия есть и у взрослых.
По сути, сегодня нашу жизнь невозможно представить без компьютерных игр. И несмотря на это, в обществе не стихают споры о том, сколько времени можно проводить за компьютером детям, в какие игры разрешать им играть, а в какие нет, какова должна быть роль родителей при этом.
В очередной раз интерес к этим вопросам всколыхнулся после недавней трагедии в Москве, когда ученик одиннадцатого класса расстрелял в школе своего учителя и полицейского, ранил еще одного и почти час удерживал в заложниках своих одноклассников. Сразу после случившегося электронными СМИ была озвучена версия о том, что подросток был поклонником так называемых «стрелялок» и мог заиграться. Так это или не так - ответ на этот вопрос предстоит найти в ходе следствия. Но вместе с тем этот случай стал поводом к тому, что вопросом занялись в Госдуме, и комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи приступил к разработке поправок в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Депутаты предложили регламентировать правила продажи компьютерных игр, в том числе и по возрастным категориям, а также блокировать пиратские сайты, предоставляющие любому желающему возможность скачать компьютерную игру. По мнению законодателей, полная свобода на рынке компьютерных игр приводит к тому, что дети легко получают доступ к так называемым играм-шутерам, проще говоря, играм, где персонаж, от лица которого играет подросток, должен убивать врагов с разной степенью жестокости, которые в западных странах не продаются лицам моложе 18 лет. Вспомнили они и о том, что психологи и психиатры утверждают, что доступ к компьютерным играм в юном возрасте и чрезмерное увлечение ими могут привести к негативным изменениям в психике ребенка.
Понятное дело, что до внесения поправок в закон они пройдут процедуру общественного обсуждения.
Вместе с тем думцы предлагают инициировать и изменения в закон о СМИ, к примеру, запретить с 7.00 до 24.00 размещение в информационно-телекоммуникационных сетях сообщений и демонстрацию изображений, содержащих информацию о преступлениях или иных противоправных действиях, сопряженных с демонстрацией и описанием жестокости, физического и (или) психического насилия, совершаемых лицами в возрасте до 18 лет.
Может, конечно, в чем-то они и правы. Хотя лично мне непонятно, почему рассказывать о том, что сделал несовершеннолетний, нельзя, а о взрослых убийцах, грабителях, насильниках можно? Или показывать фильмы, где главные герои, доказывая свою крутизну, с оружием в руках уничтожают своих оппонентов направо и налево? А насколько положительно влияют на подростков, да и на взрослую аудиторию, передачи типа «Пусть говорят!» или «Прямой эфир», где смакуются подробности трагических историй, подобной той, что произошла в Москве, и личной жизни известных людей? Какое такое удовольствие может принести подобное копание в чужом белье?
Ответа на все эти вопросы как не было, так и нет. Очередные поправки в законодательство, понятное дело, будут внесены. Это дело будущего. Но будет ли от этого эффект, вот в чем вопрос.
А делать-то что-то надо уже сейчас. Как защитить подрастающее поколение? Об этом мы спросили сотрудника центра психолого-педагогической помощи населению г. Ставрополя, психолога Ирину Останкович.
«Знакомить с азами компьютерной грамотности малышей в наши дни начинают с двух-трех лет. Позиция родителей, в общем-то, понятна: усадил ребенка за компьютер, и он вроде бы под контролем. В то же время создатели программ учитывают психологию детей, привлекают их внимание красочными картинками, увлекательным сюжетом. В итоге ребенок получает массу положительных эмоций. И вот это не всегда хорошо. Ведь в реальности нам приходится иметь дело с разными ситуациями. Вполне нормально, когда дети испытывают обиду, недовольство, чувство вины и учатся их переживать. Но справиться с ними можно только в реальной игре - с обычными игрушками, со сверстниками, с родителями.
А потому очень важно чередовать компьютерные игры с обычными. Старших школьников, особенно тех, кто не может найти контакт со сверстниками, больше, чем игры, привлекает общение в социальных сетях. И перекрыть доступ к компьютеру - не выход.
Самый главный совет родителям - будьте внимательны к своим детям. Иметь место должны и обучающие программы, помощь родителям, какие-то ежедневные семейные ритуалы, например, чтение книг, походы на природу, в парк, занятия по интересам и т. п., - советует психолог.
Еще один важный момент, прежде чем разрешать вашему ребенку играть в ту или иную игру, сыграйте в нее сами, заодно поймете, чему она учит вашего сына или дочь, и какой может быть результат.
Ограничить стоит и время пребывания ребенка за компьютером - малышам не стоит проводить за ним более получаса в день, старшим школьникам достаточно часа. Очень важно установить понятный режим, тогда и проблем у вас будет меньше.
В случае если компьютер становится камнем преткновения в семье, из-за того что ребенок проводит за монитором слишком много времени, и самостоятельно справиться с ситуацией у вас не получается, лучше обратиться к специалистам. При работе с такими проблемами используются разнообразнейшие технологии и методики, в том числе групповые занятия, сюжетно-ролевые и подвижные игры, всевозможные тренинги. Ребенок контактирует на них с другими детьми, лучше начинает понимать себя и окружающих, у него нормализуются отношения со сверстниками и взрослыми. А это лишний стимул проводить меньше времени за компьютером», - говорит психолог.
Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет