Вы здесь
ЛЕВ ТОЛСТОЙ И КАВКАЗ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Ессентукский историко-краеведческий музей имени В. Шпаковского открыл для посетителей новую страницу в художественной летописи о Кавказе и тех военных походах 1851-53 годов, свидетелем которых был и великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.
На выставке работ знаменитых художников XIX и XX веков из кавказской коллекции Государственного музея Толстого в Москве можно увидеть гравюры и литографии Г. Гагарина, Т. Горшельта, В. Тимма, Е. Лансере. Художник, историк-искусствовед, князь Григорий Гагарин был другом М. Лермонтова, служил у кавказского наместника, князя М. Воронцова, был участником многих военных событий Кавказской войны. Он оставил после себя обширное художественное наследие: картины, этюды, портреты русских офицеров и солдат, представителей народов Кавказа. Большинство этих работ составили два авторских альбома литографий - «Живописный Кавказ» и «Костюмы народов Кавказа».
Немецкий художник-баталист Теодор Горшельт был волонтером в штабе Главнокомандующего Кавказской армией князя А. Барятинского в 1858-61 годах. Он был свидетелем пленения Шамиля и позже написал на эту тему эпическое полотно «Пленный Шамиль перед князем А.И. Барятинским». В альбоме Горшельта «Кавказские походные рисунки» воспроизведена целая галерея портретов солдат, казаков, горцев, волонтеров. И, наконец, подлинным украшением экспозиции являются работы выдающегося художника XX столетия Евгения Лансере. В 1912 году одно из петербургских издательств предложило молодому художнику проиллюстрировать повесть Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Лансере отправился в Чечню и Дагестан, в те места - казачьи станицы и крепости, где действовали герои повести. Натурные зарисовки, документальный и этнографический материал, глубокое проникновение в философские и нравственные идеи «Хаджи-Мурата» определили успех дела. Иллюстрации Евгения Лансере стали настоящей сенсацией в мире искусства в начале XX века. Увидев их, художник, критик, историк искусства Александр Бенуа воскликнул: «Рисунки Лансере сохраняют рядом с толстовской колоссальностью и свою значимость, свою прелесть, и складываются в самостоятельную песнь, прекрасно ввязывающуюся в могучую музыку Толстого».
Кавказская тема явилась важнейшей для Е. Лансере и по житейским обстоятельствам: три года (1917-20) он провел в Дагестане, затем долго (до 1933 года) жил в Тбилиси - работал рисовальщиком в Музее этнографии, в Кавказском археологическом институте, был профессором в Тбилисской Академии художеств. Вернувшись в Москву, работал театральным художником, занимался монументальной живописью. Почти двадцать лет Евгений Лансере обращался к повести Льва Толстого «Казаки» и за это время выполнил ряд блестящих иллюстраций, которые тоже представлены на выставке в Ессентукском историко-краеведческом музее.
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru