Вы здесь

Любишь спектакли смотреть - люби и пешком ходить

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Нельзя не отметить тот радостный факт, что за последние семь лет (впервые Год культуры проводился в России в 2007), а особенно в последнее время, интерес к культурным мероприятиям у народа действительно возрос. По всей стране, и в частности в Ставрополе, проходит множество выставок, фестивалей, концертов и спектаклей, к проведению которых ставропольчане относятся с большим энтузиазмом. Но вместе с интересом к культуре возросло и количество проблем, связанных с посещением мест культурного времяпрепровождения. И в первую очередь - это, конечно же, транспорт. То есть после любого культурного мероприятия, которое обычно проходит в вечерние часы, добраться домой очень и очень сложно.
Расскажу несколько примеров из истории личного окультуривания. Зима. Стемнело, как обычно, рано. А вместе с наступлением сумерек усилился мороз и, как по волшебству, исчез общественный транспорт. На остановке стоит человек десять. Вначале бодрые, веселые, еще под впечатлением от спектакля. Минут через пять радостный гомон и обсуждения заканчиваются, народ начинает притопывать и с надеждой всматриваться в последние подъезжающие маршрутки... Но номер опять не тот. Проходит еще минут десять, три человека, вдоволь напрыгавшись на этой остановке, уходят в поисках других, более счастливых. Две девочки-школьницы понемногу забывают о красоте и глубже надвигают капюшоны. Маленький мальчик храбрится и бегает вокруг, а его мама уже начинает переживать. Но вот, кажется, снова большой силуэт и светящаяся табличка. Кому-то повезло, мама с ребенком продолжает стоять на остановке. Ждем. Мороз крепчает, люди прыгают, улицы пустеют, еще один человек ловит такси «с колеса», и детвора провожает его завистливыми взглядами.
- Топай, ноги отморозишь, - говорит мать.
- Может, мы тоже такси возьмем? - предлагает ребенок.
Ребенку вообще очень сложно объяснить, что такое зарплата, почему у всех она разная и какой процент от нее составляет стоимость билетов и такси.
В тот вечер на обледенелой остановке я и мамаша с тремя детьми честно отстояли около часа. В конце концов, порывшись в кошельке, семья берет такси и уезжает. Я же решила проверить, до какой степени обморожения можно прождать общественный транспорт. Но, к счастью, спустя минут пять нужный мне номер маршрутки все же приехал. И если раньше я с возмущением смотрела на тех, кто выбегает из зала, недослушав конец финальной партии, то теперь и сама нередко ухожу в самом начале оваций. Извините, уважаемые артисты, иначе не успеть на последнюю маршрутку.
С того момента прошло уже два месяца. А изменилась ли ситуация? Практически нет. Чем больше прибавляется световой день, чем лучше погода, тем больше вероятность того, что вы вовремя попадете домой. А вот дождь, туман или сильный ветер лучше отслеживать заранее и билеты на эти дни не покупать. Причем ошибки гидрометцентра в такие дни особенно непростительны.
Кстати, вмерзая в асфальт остановок или продрогнув на холодном ветру, невольно вспоминаешь, как на дороги краевого центра выпускали новенькие автобусы и троллейбусы. И как еще в октябре 2012 года глава администрации Ставрополя Андрей Джатдоев поручил городским чиновникам решить в течение месяца вопрос о продлении времени движения муниципального транспорта до 22 часов. Правда, для этого нужно было бы расширить штат сотрудников и найти средства на содержание подвижного состава, а также компенсировать расходы на топливо. А муниципальный транспорт, нужно заметить, это ни больше ни меньше - 120 единиц крупногабаритных автобусов и троллейбусов. Но, очевидно, деньги на это так и не были найдены.
Впрочем, говорят, «рогатый» транспорт, частично, как и раньше, работает в две смены. Другой вопрос, что встретить его можно крайне редко, да и доедешь на нем не везде. Для сравнения: от последней остановки ближайшего к моему дому троллейбусного маршрута нужно прогуляться еще девять остановок. Перспектива, скажем так, на большого любителя спорта, а зимой еще и экстремального.
Что же касается автобусов, маршрутами которых худо-бедно попытались охватить весь город, то и здесь ситуация не радует. Несколько лет назад рабочее время водителей муниципального транспорта заканчивалось часов в 6-7, сегодня одинокие ПАЗы, МАЗы, ЛиАЗы или «Олимпы» можно встретить на городских дорогах в районе 8 часов вечера. Достижение бесспорное, однако всем любителям театрального или самодеятельного искусства легче от этого не стало. Потому как большинство культурных программ, как назло, заканчиваются в девять.
Но если у муниципального транспорта есть хотя бы четкий график, выучив который, можно корректировать свое время, то в случае с частными маршрутными такси неожиданности бывают всякие. От элементарного - «устал, я же тоже человек» до - «плохая погода». Понять водителя тут немудрено. Весь рабочий день (который у многих шоферов начинается с 6, а то и с 5 утра) он с напряжением смотрит на дорогу. И к 9 вечера, естественно, процент аварийности с таким водителем резко возрастет. Но, с другой стороны, как быть с людьми, которые не успели до восьми часов попасть домой?
Не легче приходится и продавцам магазинов, работающих ради тех, кто не может прийти днем (к примеру, водителей общественного транспорта). Тогда как ради них работают уже только такси. Впрочем, отдельные маршруты все-таки курсируют допоздна. Беда только в том, что соединяют они преимущественно центральную часть города. В то время как все более густо заселяющиеся окраины по-прежнему остаются не у дел.
Случаются с маршрутками и другие конфузы. Вроде недостатка в «газелях» нет и на каждом маршруте машин столько, что на конечных остановках не помещаются, а вот ездить по маршруту по-прежнему некому. И вместо пяти положенных минут приходится ждать нужный транспорт по полчаса, а то и больше. Зато приезжают потом аж пять машин, и все гуськом, одна за одной. Накладки, конечно, тоже бывают. Никогда не рассчитаешь, появится ли на твоем пути бабушка с костылями, которая все пять минут будет пытаться сесть в маршрутку, не возникнет ли вдруг пробка, да и просто можно попадать на красный свет. Кстати, именно такими неплановыми задержками и вызвано явление бесконечной спешки водителя на дороге. Виляя между машин, разгоняясь и проезжая остановки, он таким образом пытается наверстать упущенные минуты и не встретиться с едущим сзади товарищем, который вряд ли будет в восторге от такой встречи. Однако бывают задержки и другого характера. Стоишь на остановке минут двадцать, другие маршруты уже по три раза уехали, а твоего все нет. Но дело не в пробках, не в костылях и не в светофорах. Просто пока вы опаздываете на работу, водитель на другой остановке пьет чай. Он уже сделал пару рейсов и теперь имеет законное право на второй завтрак. Правда, такие завтраки в среде водителей тоже не поддерживаются и нередко заканчиваются скандалами, но все равно имеют место быть.
Однако вернемся к культуре.
Одна моя знакомая любит повторять: «За развлечения нужно платить». И когда речь идет о поездках из одного ночного клуба в другой где-нибудь в 12 ночи, заявление это вполне резонно. Но когда слышишь, что посещение таких мест, как театр, филармония, ДК, органный зал, или вечерние сеансы в кинотеатре люди откладывают на мифическое потом, из-за того что не на чем добраться домой, становится как-то обидно.
Есть и такая версия - дескать, чего вы хотите, Ставрополь не Москва, а обычный местечковый город. Эдакий устойчивый середнячок, есть города и похуже, где не то что общественного транспорта, но и театров нет. И оно, конечно, тоже верно. Однако распространенное мнение, что золотая середина всегда лучше, в некоторых случаях тоже оказывается обманчивым. С одной стороны, наш город растет, что говорит о его явном развитии, а с другой, за ростом города не поспевает вырастать и вся необходимая инфраструктура. Вот и получается, город периферийный, населения мало - зачем допоздна автобусы гонять? Только вот нынче-то Ставрополь не тот, что во времена царя-батюшки: из одного конца города в другой пешком уже не дойдешь.
Так как же решить проблему? На самом деле решений достаточно много. Например, можно найти другую работу, чтоб денег хватало и на билеты, и на такси. Или купить собственную машину. Да, пробки, загазованность, но как-никак личное транспортное средство всегда под рукой. Можно совместить приятное с полезным и, посмотрев спектакль, прогуляться пешком. Можно еще попросить работодателя сделать рабочий день короче, а директора театра или филармонии - перенести вечерние концерты на более раннее время. Ну а если вам не подходит ни один из вышеперечисленных вариантов, то самое правильное решение - занять активную общественную позицию и сообщать городским властям о тех неудобствах, которые вы испытываете. И сделать это можно как по телефону, так и на сайте администрации города, с указанием времени и района, в который вы не можете добраться. И ничего зазорного в таком поведении нет. Для того чтобы решить проблему, власти должны знать о том, что она есть, а кто, как не мы, жители, расскажет им об этом? И если каждый горожанин будет принимать участие в судьбе своего города, то, возможно, хотя бы спустя два года распоряжение о продлении работы муниципального транспорта получит ход, а горожане - возможность без боязни в Год культуры посещать культурные мероприятия.
Светлана ЛАЗЕБИНА.

В тему
Перевозчики должны работать на население, а не наоборот
Глава администрации Андрей Джатдоев приостановил проведение в городе Конкурса на осуществление транспортных перевозок. Причина - отсутствие единых стандартов и требований к перевозчикам.
Отдано распоряжение привести условия конкурса в соответствие с правилами обеспечения безопасности и транспортного минимума для полноценных перевозок и соблюдения графиков движения. Глава администрации уверен, что позитивных перемен невозможно добиться без применения жестких мер.
- На дорогах Ставрополя нет культуры пассажирских перевозок. Отсутствует необходимая система регуляции транспортного движения. Все перевозчики должны работать по единым правилам. Главное из которых - безопасность.
Андрей Джатдоев подчеркнул, что следует оптимизировать работу маршрутной городской сети. Разваливающимся пазикам и 20-летним маршрутным такси не место на дорогах Ставрополя. Техническое состояние транспорта не должно вызывать нарекания у горожан. Такой же подход необходим и в соблюдении графика перевозок. Небольшие маршрутки следует заменить на более вместительные.
Кстати, как показал последний социологический опрос, проведенный в Ставрополе, 70 процентов горожан предпочитают пользоваться общественным транспортом.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет