Вы здесь
Бригада молодости нашей. Бригада, без которой нам не жить
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).В этом году Ставрополье отмечает 60-летие создания ученических производственных бригад. А родиной их не только в крае, но и во всем огромном Советском Союзе в далеком 1954 году стала станица Григорополисская Новоалександровского района. Более двух десятков поколений григорополисских школьников прошли трудовое воспитание в бригаде. Для многих она стала шагом в профессию, определила всю дальнейшую судьбу. Здесь без громких слов и начетничества воспитывался патриотизм. Здесь зарождалась дружба на всю жизнь и расцветала первая любовь, для многих ставшая основой крепкой семьи.
Совершенно удивительный факт: в знаменитом на всю страну племколхозе «Россия» большинство специалистов, в том числе и главных, каждый в свое время прошли через ученическую производственную бригаду. Из этой же школьной бригады и председатель колхоза, Герой труда Ставрополья, заслуженный работник сельского хозяйства РФ, кандидат технических наук Сергей Викторович Пьянов.
В преддверии Первомая - праздника весны и труда - в станице пройдет встреча поколений, на которую приглашены ветераны ученических производственных бригад со всего края. Давайте же вспомним, как все начиналось.
Комсомольские путевки и трудовые книжки
15 марта 1954 года на совместном заседании парткома и правления колхоза, педсовета средней школы № 2, совета МТС и исполкома сельсовета станицы было решено создать детский трудовой коллектив. Развивающийся колхоз нуждался в молодых рабочих руках и своих специалистах. А для подростков это не только ранняя профориентация, дающая возможность заниматься столь притягательным для ребят опытничеством, но и возможность заработать.
Председатель колхоза Герой Социалистического Труда Николай Фаддеевич Лыскин закрепил за ученической производственной бригадой 22 гектара земли в пойме реки Кубань. Первыми членами бригады стали 110 лучших учащихся 8-10-х классов. Им в торжественной обстановке вручили комсомольские путевки и трудовые книжки. Были созданы звенья по разным направлениям колхозного производства. С первых дней и по сегодняшний в ученической бригаде - ребячье самоуправление. Первая бригада прославилась своими животноводческими звеньями. Школьники взяли шефство над первотелками новой породы, которых закупил колхоз «Россия», и вырастили 35 телочек. Кроме того, ими было выращено 42,5 тысячи уток и 1000 кроликов. С первых же дней большое внимание в ученической бригаде стало отводиться опытничеству.
В сентябре 1956 года произошло небывалое событие - в колхозе состоялась выездная сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук. Речь шла о перспективах развития колхозного производства и социальной сферы. В работе сессии принимали участие 36 академиков, 43 члена-корреспондента ВАСХНИЛ и 297 ученых из НИИ, опытных станций, сельскохозяйственных институтов, руководителей колхозов и совхозов, специалистов сельского хозяйства. На сессии выступила и член ученической производственной бригады колхоза «Россия» Валя Малыхина. Она рассказала о трудовых успехах ребят, опытнической работе и попросила академиков помочь колхозу достать новые, специально для школьников сконструированные сельскохозяйственные машины. Для Вали Малыхиной комсомольская путевка стала путевкой в большую науку. По рекомендации колхоза «Россия» она поступила в сельскохозяйственную академию имени Тимирязева. В разные годы гостями бригады были не только академики, но и секретари ЦК КПСС, зарубежные гости. Уникальный опыт трудового воспитания школьников был высоко оценен и распространялся по стране.
Уже с первых лет существования школьная бригада стала участницей ВДНХ. За годы ее работы 865 детей отмечены медалями ВДНХ и ценными подарками. Медалями также награждены ряд педагогов школы. А сама Григорополисская средняя школа № 2 за успехи в обучении, воспитании детей и за создание новых форм трудового обучения удостоена ордена Трудового Красного Знамени.
«Я никогда не мыслила уехать из станицы»
Клавдия Юрченко, главный зоотехник колхоза «Россия», кандидат сельскохозяйственных наук, была членом ученической бригады с 1973 года. Тогда ее звали Клава Мытарева, и она училась в 8 классе.
- Мама была дояркой, папа - заведовал ОТФ, всю жизнь дома держали хозяйство. Поэтому в бригаду я пошла с большим желанием. Работала в полеводческом звене. Мы жили на культстане, сами облагораживали территорию, подметали, цветы поливали. Вставали в 5.30 утра, работали до обеда, пололи. Вечером - дискотеки. Мы рвались в бригаду. Получали там не только трудовые навыки, но и общение, Тогда не делились - дети колхозников и не колхозников. Нам всем было интересно друг с другом. Проводились вечера знакомств. Тогда не существовало фразы «это твои проблемы», определяющими были слова «вместе».
Дух коллективизма, любознательность нам прививали и поощряли наши замечательные учителя и наставники. Это химик-биолог Г.С. Данилов, математик В.С. Зименкова. Если в бригаду приходили ребята физически слабые, мы помогали им. Свой рядок выполешь, возвращаешься - помогаешь. Соревновались мы тогда не индивидуально, а классами. Чувство коллективизма было развито. И сейчас, спустя годы, легче работать с людьми, прошедшими эту школу. Я была секретарем комсомольской организации школы, сначала восьмилетней, потом средней. Нам в 14 лет паспорт не давали, но мы считали себя большими, а сейчас 14-летним дают паспорта, но считают их маленькими.
Я никогда не мыслила уехать из станицы, город не манил. 5 лет очной учебы на зоофаке Ставропольского сельскохозяйственного института было интересно, но на каждую практику я ехала в колхоз. И диплом писала по своему хозяйству: «Повышение молочной продуктивности коров красно-степной породы в условиях колхоза «Россия».
Клавдия Ивановна Юрченко стала одним из авторов нового заводского типа свиней крупно-белой породы, который называется «Григорополисский-один». А красно-степную породу буренок в колхозе сегодня заменили высокоудойные голштины. «Сегодня мы больше работаем с молочным направлением. Молоко выгодно, - отмечает К. Юрченко. За эффективный труд в колхозном животноводстве она удостоена звания «Заслуженный зоотехник России».
Кстати, она не только сама вернулась в колхоз после института, но и мужа - выпускника электрофака привезла.
В содружестве с наукой
Валентина Викторовна Барильченко была завучем школы № 2 по производственному обучению, трудовому воспитанию и профориентации в 1960-1977 годах.
- Работа в ученической бригаде не отвлекала, а развивала ребят. В сотрудничестве с ленинградскими учеными наши школьники участвовали в выведении
11 гибридов. Опытнические достижения привезли в Ставрополь на краевую выставку. Наутро пришли, видим: наши стенды закрыли. Спрашиваем почему, говорят: не может быть, чтобы дети так эффективно занимались наукой. Пришлось посылать запрос в Ленинград во Всесоюзный институт растениеводства (ВИР), оттуда подтвердили, что, действительно, наши григорополисские дети участвовали в создании новых гибридов. У нас была также лаборатория Академии педагогических наук РСФСР, где апробировались программы опытничества, велись дневники наблюдений и отправлялись в Академию. Сегодня из тех юных селекционеров Николай Жидков и Александр Иванов стали агрономами по защите растений.
По словам сегодняшнего директора школы Аиды Султановны Ерохиной, всего в истории бригады было проведено 122 опыта, которые признаны ВИРом. Кстати, сама Аида в школьные годы тоже была членом этого детского трудового коллектива и, смеясь, говорит: «Мы все здесь родом из станицы, и все родом из ученической производственной бригады».
Был штурвальным у Героя
Главный инженер колхоза «Россия» Александр Ротов был в ученической бригаде с 1968 по 1970 год.
- И сейчас, спустя 47 лет, с гордостью вспоминаю, что работал штурвальным на комбайне у Героя Социалистического Труда Ивана Петровича Бутенко. У меня был огромный интерес к машинам. И это определило мою будущую профессию и судьбу. Отец работал водителем, комсоргом, парторгом, а мама - воспитателем детдома, детсада. Отец был уважаемым человеком в станице и колхозе и поддержал меня в выборе будущей профессии. И во время работы в ученической бригаде мне повезло. Бутенко был классным механизатором. Не имея специального образования, он досконально знал технику. Но вот заметьте для сравнения: он получил Героя за 12 тысяч центнеров намолоченного зерна, а в прошлом году у нас более 20 механизаторов намолотили каждый свыше 12 тысяч. Это говорит о том, как далеко шагнул колхоз в своем развитии за прошедшие годы. Другая техника, другие семена и технологии, другая урожайность. Сегодня в «России»
41 зерноуборочный комбайн, по 3 самоходных свеклоуборочных и кормоуборочных комбайна, 184 трактора. Вся техника - высокопроизводительная. Мы делаем ставку на отечественную сельхозтехнику, - замечает А. Ротов. - Надо поддерживать своего производителя. Работаем по системе ГЛОНАСС, мониторим поля, транспорт, это позволяет сокращать непроизводительные затраты.
Новый уровень развития колхозного сельхозпроизводства потребовал повышения уровня подготовки работников. К примеру, у нас трое мастеров-наладчиков машинно-тракторного парка - все с высшим образованием. Кстати, сегодня ученическая производственная бригада работает на той же высокопроизводительной технике, что и взрослые колхозные механизаторы. Остается добавить, что сын Александра Ротова Сергей, по примеру отца окончивший Ставропольский аграрный университет, тоже работает в родном колхозе.
Полпред станицы и страны в Югославии
Сегодняшний бригадир бригады № 11 Александр Гринев был принят в члены ученической бригады в 1981 году. Начинал в полеводческом звене. А через два года ребята избрали его бригадиром.
Еще через год он вместе с В. Криволаповым и Ю. Гречкиным стал передовиком в школьном уборочно-транспортном комплексе. Комсомол послал его на съезд первоцелинников страны, а затем ему посчастливилось в составе делегации ЦК ВЛКСМ представлять Советский Союз на слете ученических кооперативов в Югославии.
После школы Александр по примеру своего отца, многие годы возглавлявшего растениеводческие бригады в колхозе, решил связать свою судьбу с сельским хозяйством. Поступил на агрономический факультет Ставропольского сельхозинститута. Работал агрономом в садово-овощеводческой бригаде. А когда колхоз стал интенсивно развивать собственную переработку и встал вопрос о подготовке технолога для работы на маслозаводе, А. Гринев поступил в Кубанский технологический государственный университет. Сегодня под его руководством работает большой перерабатывающий комплекс. Из бригадира ученической бригады вырос грамотный эффективный управленец.
И труд, и дружба, и любовь
В ученической бригаде ее знали как Галю Скалину. Она была одной из трех девочек, решившейся стать штурвальной на комбайне.
Сегодня Галина Адольфовна Алексеева - председатель Совета депутатов Григорополисского сельского совета. В депутаты ее выдвинул колхоз, где она много лет проработала заместителем главного бухгалтера. А ее муж Сергей Алексеев - водитель колхоза «Россия». Их дружба зародилась в школе, а любовь - в ученической бригаде. - Многие семьи станичников берут начало оттуда - из бригады, - говорит Галина Адольфовна. - Сам культстан бригады называется «Городок Юности». Есть там площадь Дружбы и беседка Любви. В бригаде зарождались и проверялись на прочность и дружба, и любовь. Можно назвать десятки семей станичников, где муж и жена школьниками прошли через бригаду. Семья Гречкиных - Юра и Инна, были одноклассниками. Пройдя через бригаду, оба остались в станице. Она - педагог, он работал механиком в колхозе. Семья Соловьевых и другие.
Жизнь станицы неразрывно связана с колхозом. Все, что есть на ее территории, сделано колхозом: газификация, электрификация, телефонизация. И сегодня колхоз помогает в решении многих станичных проблем.
Птица-тройка, которая несет в будущее
Михаил Гаврилович Соловьев почти тридцать лет проработал главным агрономом колхоза «Россия». Удостоен ордена Трудового Красного Знамени и звания «Заслуженный агроном СССР».
Последние годы, будучи на заслуженном отдыхе, он занимается историей ученической бригады. У него своя философия воспитания детей.
- Труд - отец богатства, земля - мать. Когда школьник приходит в ученическую бригаду и осваивает навыки доения, полеводства, не цель, чтобы он оставался дояром или приобретал обязательно какую-то сельскую профессию. В бригаде он воспитывается в коллективе, узнает, как набиваются мозоли, каким трудом добывается хлеб. Я всегда говорю внукам и правнукам: не жалейте, что вы родились в селе, что нет здесь домов, закованных в асфальт. Все, кто руководит сейчас подразделениями колхоза, все были членами ученической бригады. Она воспитала в них трудолюбие, развивала организаторские способности и лидерские качества.
Мой сын Георгий и невестка Марина трудились вместе в ученической бригаде: он на комбайне, она - в звене полеводов. Сегодня Георгий после окончания аграрного университета работает инженером по механизации сельского хозяйства в колхозе «Россия». Марина - завуч средней школы № 2. Внуки Гаврил и Яна тоже прошли через ученическую бригаду. Членом ученической бригады была в свое время и моя дочь Ирина.
Я всегда говорю, что у ученического производственного движения три составляющих: семья, колхоз, школа. Это тройка, которая везет. При этом коренник - колхоз. Именно среда стала определяющей в том, что первая в стране ученическая бригада родилась в колхозе «Россия». И сегодня, когда школьник видит высокоорганизованное, высокоиндустриализированное производство, он по-другому воспринимает крестьянский труд и перспективы села. А то, что он видит связь и преемственность поколений людей, вышедших из ученической бригады и достигших профессиональных высот, помогает понять, что успешную карьеру можно сделать и в родной станице. И немаловажно то, что уроки патриотизма через любовь к своей малой родине ребята получают со школьных лет. В летописи ученической бригады, которую собирает М.Г. Соловьев, много фотографий наставников. Среди них - Лидия Григорьевна Писарева, учитель технологии, была воспитателем в бригаде почти 25 лет. Ее сын Александр был одним из передовых механизаторов молодежного комплекса, окончил Ставропольское училище связи, стал кандидатом технических наук, а сейчас преподает в академии имени Петра Великого в Москве.
Владимир Тимофеевич Асеев был наставником бригады в 60-е годы. О себе говорит: «Я колхозник в третьем поколении, и два поколения после меня тоже в колхозе работают». Он был механиком, учил школьников премудростям освоения техники и ремонта. Его сын Сергей стал агрономом-семеноводом, а сын Михаил - заведующим колхозным мехтоком.
Многие поколения школьников помнят своего бригадного наставника Ирину Никитичну Цикалову. Она отдала бригаде более двух десятков лет. Говорит, что дети работали с желанием, не из-под палки. Охотно приучались к труду. На ее памяти, как в 1980-м году в дни Московской Олимпиады в станицу Григорополисскую привезли школьников из столицы. Юных москвичей взяли под опеку члены ученической бригады, показывали им, как растет пшеница, как мелют зерно на мельнице, превращая в муку, как пекут хлеб в колхозной пекарне. Но ребят из столицы больше привлекали не бескрайние колхозные поля, а телевизор. И когда однажды он на один вечер вышел из строя, они восприняли как трагедию, что не смогли посмотреть программу «Время».
Под надежным крылом «России»
Аида Султановна Ерохина - директор Григорополисской средней школы № 2 и тоже выходец из ученической производственной бригады.
- Наша школа построена на средства колхоза «Россия» в 1974 году рабочими МПМК и колхозниками. И сегодня школьная производственная бригада является структурным подразделением колхоза. Главное то, что объединили образование с трудовым воспитанием на основе высокопроизводительного крестьянского труда. С первых дней в принцип работы ученической бригады было заложено ребячье самоуправление. При этом агроном колхоза руководил сельхозработами, а педагог школы - воспитанием. Этот институт наставничества существует и по сей день. В нашем школьном музее на стендах - фотографии наставников разных лет. Конечно, сегодня бригада не та, что была десятилетия назад. Ее культстан - это современный благоустроенный городок. В нем есть спальные домики, конференц-зал, где установлен кинотеатр и музыкальная аппаратура для вечерних дискотек. Здесь же красный уголок, медпункт, библиотека. В прекрасно оборудованной столовой для детей - четырехразовое питание. Есть спортплощадка и тренажерный зал. Колхоз не скупится на оборудование своего Городка Юности. С приходом к руководству колхозом Сергея Викторовича Пьянова было введено правило: сколько члены бригады заработают, такую же сумму колхоз перечисляет на счет школы. Но хозяйство помогает нам значительно больше. Хотя очевидно, что содержание бригады колхозу обходится недешево. 120 детей, по 60 в каждом из трех потоков. Им обеспечено бесплатное четырехразовое очень хорошее питание, подвоз. По итогам страды проводились экскурсии в Волгоград, Лагонаки, поездки на колхозную базу отдыха «Жемчужина» на море. Плюс зарплата воспитателей, наставников. Кроме учащихся нашей школы, в бригаде школьники с хутора Воровский и из 18-й школы. Многим ребятам так нравится в бригаде, что они остаются на второй и третий поток. Желающих очень много, но отбираем лучших по конкурсу.
В 2013 году наша ученическая бригада была представлена в Москве на международной выставке «Золотая осень». За обобщение опыта по теме: «Ученическая производственная бригада, как одна из форм молодежного агробизнеса» была награждена золотой медалью. Кстати, председатель колхоза «Россия» Сергей Викторович Пьянов удостоен звания «Отличник народного просвещения».
В первых числах июля в станице Григорополисской пройдет Всероссийский слет ученических производственных бригад.
- Уже звонили Пермь, Алтай, Башкирия, Московская область, Белгородчина, - говорит Аида Султановна. - Наш Городок Юности готовится к приему друзей.
Галина СЕРГУШИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru