Вы здесь
Двухуровневая система МСУ - это мировой тренд
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Реформу местного самоуправления, анонсированную президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному Собранию в декабре 2013, в первом чтении одобрила Государственная Дума РФ. Законопроект предполагает создание двухуровневой модели местного самоуправления в крупных российских городах. Что же предлагают законодатели? Что ждать от реформы?
За комментариями «Ведомости» обратились к руководителю широко известного на юге России ОАО «Юридическое агентство «СРВ» Роману Савичеву.
- Реформа местного самоуправления назрела давно, - говорит Р. Савичев. - Достичь желаемого результата можно лишь в том случае, если будет четко распределено, кто и за что конкретно отвечает. Действующий закон о местном самоуправлении вызывает противоречивые чувства: с одной стороны, это важный документ, систематизировавший действия органов местного самоуправления, с другой - практика показала, что жизнь намного сложнее, чем принятые нормативы. Сейчас стоит задача согласовать число полномочий и функций власти с ресурсом финансовых возможностей, которыми она может располагать.
Главная новация законопроекта, который должен положить начало реформе, в том, что отменяются прямые выборы глав крупных городов с районным делением, - они будут назначаться из состава депутатов и возглавлять городские думы, а за хозяйство будут отвечать сити-менеджеры. Соответственно, вводятся два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. При этом парламент городского округа будет формироваться из депутатов, делегированных районами.
На мой взгляд, это правильно. Власть можно будет, скажем так, приблизить к избирателям. Ведь сейчас получается, что в крупном городе один депутат представляет интересы 15-30 тысяч избирателей, но в районе же не один депутат, а полный набор органов власти на всех уровнях местного самоуправления. Соответственно, создание внутригородских муниципалитетов позволит быстрее и лучше решать вопросы местного значения, обеспечит постоянное общение жителей с властью, увеличит возможности населения принимать в управленческих процессах непосредственное участие. Уверен, что эффективность будет обеспечена за счет разграничения политического и хозяйственного функционала. Я думаю, в этом плане Ставрополем уже накоплен достаточный опыт.
В случае полного одобрения эта поправка в 131-й ФЗ коснется чуть менее 70 российских городов, в которых есть деление на районы. Из них львиная доля - региональные центры. Вместе с тем законопроект распространяется также и на обычные муниципальные районы. Формирование районных дум также предлагается осуществлять путем делегирования от дум поселений, входящих в состав района. Глава района будет избираться представительным органом из своего состава, а глава местной администрации назначаться на должность по контракту по результатам конкурса. Хотя окончательное слово за субъектами. Хорошо, что законодатели не стали вводить новации в обязаловку: после вступления закона в силу двухуровневая система местного самоуправления не появится везде автоматически. Решение о ее введении будут принимать сами регионы с учетом мнения городских сообществ.
Конечно, сейчас звучит немало популистских заявлений: мол, убиваем демократию, отменяя выборы. Они сохраняются, но на более близком к населению уровне. А вот проблему сити-менеджеров в данном случае, на мой взгляд, не следует политизировать. Вопрос в первую очередь в подготовке профессиональных управленцев для работы в органах местного самоуправления. Есть регионы, где этим занимаются давно и всерьез, там кадровой проблемы не существует: сити-менеджеры взаимодействуют с избранными руководителями муниципалитетов, и никто не тянет одеяло на себя. Нужно лишь четко разделить полномочия - конкретизировать характер и направления работы исполнительной и представительной власти на местах и высших должностных лиц соответствующих органов. На выборной волне может прийти кто угодно. А вот если подбор руководителя будет проходить по конкурсу, в условиях которого прописаны все требования к квалификации претендента, гарантий поставить у руля успешного управленца гораздо больше.
В целом концепция изменений ясна, хотя сам законопроект, безусловно, еще будет дорабатываться. Но отмечу, что двухуровневая система местного самоуправления - это уже хорошо зарекомендовавшая себя практика, это мировой тренд.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru