Вы здесь

Зона отчуждения

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Рано или поздно каждой семье приходится решать квартирный вопрос. Делает это кто как может. Для кого-то приобрести квартиру или дом несложно. Другим, чтобы обзавестись собственным жильем, приходится влезать в долги. Третьи идут по-другому пути: строят для себя дома на дачных участках или землях, отведенных под ИЖС. И таких людей, которые не ждут, что придет чужой дядя и поспособствует получить вожделенные квадратные метры, очень много. К их числу относится и обратившийся к нам в «Ведомости» житель города Михайловска Валерий Ярцев. Я пишу «житель», хотя семья Валерия Николаевича зарегистрирована у знакомых. Прописаться же в собственном доме они никак не могут, так что, хоть это, может, и жестко сказано, но Ярцевы - потенциальные бомжи.
А началась эта история в 2002 году, когда Валерий Ярцев вместе с женой Еленой, детьми и престарелым отцом, участником Великой Отечественной войны, решил перебраться из Ипатовского района поближе к родственникам. Купить квартиру или дом им было не по средствам. А потому решили построить жилье сами и приобрели для этого земельный участок в садоводческом товариществе «Колос» города Михайловска.
- Когда покупали, были уверены, что никаких проблем у нас впоследствии не возникнет. Тем более что так делают многие, и никто и словом не обмолвился, что могут быть какие-то осложнения, - рассказывает Валерий Ярцев.
Пока вели строительство, а шло оно несколько лет, снимали квартиру. А как только стало возможно, перебрались в свое жилище. Надо ли говорить, насколько легче стала жизнь семьи, поселившейся в собственном трехкомнатном доме?
В мае 2011 года владельцы участка обратились в администрацию города с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое. Мотивировали тем, что садовый дом находится на участке из категории земель населенных пунктов, что, соответственно, позволяет возводить на нем строения. Плюс к этому дом является капитальным строением, возведенным в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Спустя пять дней Ярцевы получили ответ из администрации. Как это ни странно, но в нем говорилось, что по этому вопросу им следует обращаться в администрацию Шпаковского района. Они засомневались, но заявление в райадминистрацию отнесли. Полученное письмо, датированное 27.06.2011 года, подтвердило, что отправили их не по адресу, и вопрос этот решать должны именно городские власти.
Очередной поход в администрацию города для семьи завершился ничем. Им пояснили, что решить этот вопрос положительно невозможно, потому что земли, на которых располагается садовое товарищество «Колос», находятся в зоне отчуждения «Международного аэропорта Ставрополь», следовательно, возводить жилые дома там нельзя.
Посчитав ответ администрации отказом, Елена Ярцева обратилась в Шпаковский районный суд с иском, в котором просила признать садовый дом жилым помещением.
Она доказывала, что в соответствии с положениями ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» возводить жилые дома на земельных участках, приобретенных гражданами для выращивания продукции растительного происхождения, не возбраняется. Подтверждено это и постановлением Конституционного Суда РФ № 13 от 30 июля 2011 года, определяющего, что строительство жилых помещений, пригодных для постоянного проживания граждан, возможно на садовых участках, как категории земель населенных пунктов, так и земель сельхозназначения.
Плюс к этому дом возведен в соответствии с нормами СНиП, пригоден для постоянного проживания, безопасен для людей, что подтверждается заключением строительно-технической экспертизы. Семья живет в нем постоянно, и он для всех ее членов является единственным жильем. И то, что дом не оформлен документально как жилое строение, мешает в реализации их прав, в том числе на регистрацию по месту жительства.
Что же касается близости аэропорта, то, по заключению экспертов «Центра гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае», дважды выезжавших на место и проводивших исследования, установленные уровни звука на территории, прилегающей к дому, не превышают допустимых значений, установленных для дневного времени суток. Взлетно-посадочная полоса не мешает нахождению людей, не влияет на здоровье, не мешает ведению хозяйственной деятельности. Кроме того, по мнению истца, санитарно-защитная зона ГУП СК «Международный аэропорт «Ставрополь» не определена и не утверждена в установленном законном порядке. А территории садового товарищества «Колос не входит в зону ограничения жилищного строительства и находится вне зоны шумового воздействия аэропорта.
Представитель ответчика на суде исковые требования Ярцевых не признала и просила отказать им на том основании, что территория садового товарищества попадает в зону действия шумов аэропорта. А кроме того, согласно утвержденному генеральному плану города территория СТ находится в зоне, непригодной для жилой застройки, поэтому перевод из нежилого в жилое помещение невозможен.
Определением суда к разбирательству в качестве третьего лица по делу было привлечено ГУП СК «Международный аэропорт Ставрополь». Представители последнего рассказали, что на основании действующего законодательства, а именно Воздушного кодекса РФ, в аэропорту создана комиссия по рассмотрению и согласованию проектирования и строительства (размещения и высоты) зданий и сооружений, линий связи, ЛЭП и других объектов в районе аэродрома. Согласование возможности размещения того или иного объекта - обязательное требование воздушного законодательства. Что касается санитарно-защитной зоны, то она является защитным барьером, обеспечивающим безопасность населения, в том числе и от авиационного шума. При этом уровень последнего на территориях жилой застройки вблизи существующих аэропортов днем не должен превышать 65 дБ, а максимальный звук шума при единичном воздействии составляет 85 дБ, а ночью, соответственно, показатели равны 55 и 75 дБ.
Что касается исследований уровня шума, проведенных аккредитованным испытательным лабораторным центром «Центра гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае», пришедших к выводу, что уровни звука на территории, прилегающей к дому, - 36-38 дБ, то есть не превышают допустимых значений, установленных для дневного времени суток, то согласиться с ними нельзя. Исследования выполнены без соблюдения ГОСТА 22283-88. А согласно этому документу уровень шума определяется по результатам не менее трех измерений в дневной и ночной периоды. Причем проводить их следует во время наиболее интенсивного движения и при полетах наиболее шумных типов воздушных судов, тогда как в день проведения замеров полеты на аэродроме не производились. Кроме того, при измерении не присутствовал представитель аэропорта.
А еще, согласно Федеральным правилам использования воздушного пространства РФ, для каждого аэропорта устанавливается приаэродромная территория, границы которой определяются вне воздушных полос окружностью радиусом 30 километров от контрольной точки аэродрома. В пределах этой территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома. Так что требования истца представитель аэродрома тоже посчитал необоснованными.
Изучив дело, судья Т. Евтухова пришла к выводу, что раз объект недвижимости, принадлежащий истцу, расположен в пределах приаэродромной территории, то при решении вопроса о переводе нежилого помещения в жилое необходимо подходить строго индивидуально. В любом случае действовать истец должен был в соответствии с положениями законодательства и в обязательном порядке пройти согласование с соответствующей комиссией. Для этого владельцам домика следует предоставить в комиссию ряд документов, однако они это не сделали.
Кроме того, по мнению суда, учитывать нужно не только месторасположение объекта и уровень шума, но и другие факторы, а именно уровень загрязнения, выброс воздушными судами топлива, тип самолетов, базирующихся на аэродромном поле, время работы аэропорта, интенсивность полетов и иные факторы вредных физических воздействий. Все это сделано не было. Как следствие, в удовлетворении требований Елены Ярцевой было отказано.
Попытки дачников отстоять свою позицию в апелляционной инстанции не дали результата, не помогла и кассационная жалоба в Верховный суд. Там пришли к выводу, что оснований для отмены вступивших в силу судебных постановлений не имеется.
- К кому я только не обращался за это время с заявлением о том, что нарушаются наши права, но все без толку. Никто ни разу мне не дал ответы на мои вопросы. К примеру, в нашем садовом товариществе живут около 200 семей. У части из них прописка есть (если надо, могу предоставить список), остальные, как и мы, не могут зарегистрироваться на своих участках. Среди них и семьи с детьми, и пожилые люди. В итоге родители не могут поставить своих детей в очередь на получение мест в детских садиках, проблемы возникают и у стариков. Все мы, получается, лица без определенного места жительства, отбросы общества. Видимо, это так, раз до наших проблем нет никому дела. Непонятен мне и вот какой момент: буквально в нескольких метрах от моего дома находятся земли интенсивной жилищной застройки. И там дома возводят один за другим. Получается, для их жителей самолетный шум не проблема? Кстати, жилые дома имеются на расстоянии намного ближе к аэропорту. Как быть с ними? И самое главное. На то, чтобы обрести свое жилье, ушло больше 10 лет моей жизни. Да и денег мы потратили немерено. И теперь в любой момент можем остаться у разбитого корыта. На мой взгляд, дело вовсе не в том, что строить в зоне отчуждения нельзя, просто эти земли стараются придержать, чтобы потом выгодно реализовать. Ну а что будет с людьми, это их проблема, - говорит Валерий Ярцев.
Соглашаться с ним или нет, каждый пусть решает сам. Но то, что вопрос, который он поднимает, стоит остро, однозначно. Сегодня на дачах проживает огромное количество людей, в том числе и в садоводческом товариществе «Колос». Как они там живут, особо никого не волнует. Дачники сами создают коммунальную инфраструктуру, строят себе дома, наводят порядок на прилегающих территориях. В общем, рассчитывают только на себя. Они изначально находятся в неравных условиях с жителями многоквартирных домов, которых власти худо-бедно, но поддерживают. И если уж не помогать им, то обеспечить уверенность в завтрашнем дне этой категории граждан просто необходимо.
И еще, если препятствие прописке только близость аэропорта, то хочется заметить, что от застройки территорий это останавливает не всех и не всегда. К примеру, в Адлере, где я была пару лет назад, и в Джемете самолеты идут на посадку и на взлет над жилыми кварталами. Так что шумы являются препятствием не для всех.
Хотя ни для кого не секрет, что слово «отчуждение» и правда можно понимать по-разному.
Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет