Вы здесь
Восток Ставрополья: точки роста
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Правительство края продолжает наращивать усилия по решению проблем социально-экономического развития восточных районов края. Болевые точки и точки роста этих территорий стали предметом обсуждения на круглом столе, прошедшем в Ставропольском государственном аграрном университете.
В его работе приняли участие министр СК Александр Коробейников - куратор ставропольского востока, представители краевых министерств и ведомств, а также специалисты и эксперты Международного Банка реконструкции и развития.
Еще в 2006 году в Ставропольском крае, одном из первых российских регионов, стартовала программа поддержки местных инициатив с участием этого банка. Сегодня в восточных районах края реализуется 30 таких проектов. Но край заинтересован в том, чтобы расширять сотрудничество с Международным банком. Глава Ставрополья Владимир Владимиров поставил задачу перед своей командой идти по пути создания программы развития восточных районов как единого целого.
30 мая планируется выездное заседание правительства в Степновском районе, где развивается одно из перспективных производств с созданием новых рабочих мест. Сегодня точки роста есть в нескольких восточных территориях. Всего их семь. Это Апанасенковский, Арзгирский, Туркменский, Левокумский, Нефтекумский, Степновский и Курский районы. В 2014 году на развитие ставропольского востока, как сказал Александр Коробейников, планируется направить около 5 миллиардов рублей.
Граница Европы и Азии
Исторически эти районы всегда имели важное экономическое и политическое значение. Здесь проходил когда-то Великий шелковый путь. Здесь - граница Европы и Азии. И здесь пересекаются миграционные потоки.
Природа ставропольского востока сурова. Его районы находятся в первой и второй почвенно-климатических зонах. Не черноземы, а сухая, выжженная солнцем и ветрами земля. В год выпадает 350 миллиметров осадков. При этом восточные районы занимают площадь 27 тысяч квадратных километров. Это 40,5 процента всей территории Ставропольского края. И эта площадь - не только выжженные солнцем и суховеями земли. В недрах - нефть, газ. Имеются запасы песка, глины. А вот населения здесь на один квадратный километр в среднем 10 человек. А всего 270 тысяч. Чуть больше половины Ставрополя. При этом на малолюдных территориях проживают представители около 100 национальностей.
Характеризуя для представителей Международного банка реконструкции и развития обстановку на востоке края, министр А. Коробейников заметил, что эти территории переживают сложный период. Контртеррористическая операция в отдельных регионах Северного Кавказа привнесла свои нюансы. Сказывается и недостаточное внимание к этим районам в течение длительного времени постсоветского периода. В итоге потеряли около 40 тысяч коренного населения. Началось замещение его мигрантами. Одной из болевых точек стали сложности с учетом и контролем земельных ресурсов. Анализ показывает, что разовыми вливаниями проблемы не решить. Нужна долгосрочная программа. «И мы можем создать здесь мощный агрокомплекс по производству экологически чистых продуктов питания», - сказал А. Коробейников.
4 основных направления
Сегодня в восточных районах производится около 2 миллионов тонн зерна. И какого зерна! Обилие солнца позволяет выращивать здесь сильную пшеницу. Когда-то, еще до Первой мировой войны, зерно с востока Ставрополья экспортировалось в Италию, где из него производились знаменитые во всем мире макароны. В Италии даже есть населенный пункт, названный в честь ставропольского райцентра Арзгиром.
Сегодня зерно востока тоже экспортируется. Но это не столь выгодно, как если бы оно шло на переработку. По словам Коробейникова, уже найден инвестор, который подписал соглашение с правительством края по строительству мощностей переработки зерна.
Второе направление - это создание кластера по производству экологически чистых мяса и молока. Эксперты Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте разработали программу строительства на востоке Ставрополья сети мясных ферм и скотобоен. Общая стоимость проекта - 13 миллиардов рублей, из которых четверть готовы вложить голландские инвесторы, остальное составят заемные средства. Как рассказал директор программы содействия региональным проектам в сфере агробизнеса Российской академии Андрей Григоренко, это направление может стать вектором развития зоны. Ресурсы для этого есть. Но необходима огромная работа по восстановлению орошаемых земель. Производить корма на поливных угодьях выгоднее. Синхронно с восстановлением и развитием системы орошения эксперты академии предлагают создать за 3-4 года до 40 роботизированных ферм. Типовые проекты, которые есть в мире, разработчики адаптировали к местным условиям.
Одновременно с созданием мощностей по производству мяса и молока предлагается развивать переработку. «Нужно производить охлажденные полуфабрикаты с ориентацией на сегменты высокого спроса. Это Москва, Санкт-Петербург», - отметил Григоренко. Он же акцентировал внимание представителей ставропольских министерств на том, что необходимо создавать справедливые условия для доступа фермеров к каналам сбыта. В отличие от ставропольских чиновников, восхваляющих мегапроекты, Григоренко не склонен их приветствовать. По его словам, такие проекты через 3-4 года попадают в проблемные активы банков. Он считает, что разумнее ориентироваться на фермеров, «так как нужна мотивация людей, которые будут работать на себя».
Реализация проекта требует решения и еще одной проблемы. Сегодня в крае переизбыток специалистов с вузовским образованием, но нет профессионалов среднего звена, в то время как на Западе налажена 2-3-годичная подготовка фермеров. Нужно развивать и систему ветеринарного обеспечения территорий. Без этого не будет сквозного контроля за всем движением скота от выращивания до забоя и переработки. Такой контроль - гарантия того, что выращенная продукция действительно будет соответствовать не только высокому качеству, но и экологической чистоте.
Третье направление программы - овощеводство и бахчеводство. Здесь начало положено вводом несколько лет назад в селе Русском Курского района современного консервного комбината, чью продукцию по достоинству оценили в Москве. Сейчас здесь кроме развития овощеводства продолжается закладка интенсивного яблоневого сада и строительство фруктохранилища.
Сейчас сооружается консервный комбинат в Степновском районе. С его пуском на востоке края будет два мощных перерабатывающих комплекса. Однако, как отметил исполнительный директор ООО «Кумская долина» Илья Савченко, для развития собственного производства овощей и фруктов в Степновском районе нужна вода. Т.е., также как в Курском районе, все упирается в орошение. Для восстановления и развития его нужны огромные кредитные ресурсы. Получить их непросто. Банки неохотно идут на риски. Тем более когда речь о не очень-то стабильной ситуации в восточной зоне.
А между тем примерно 40 процентов производства овощей сконцентрировано на востоке Ставрополья. По словам директора некоммерческого партнерства овощеводов края Владимира Целовальникова, биоклиматический потенциал востока великолепен. Здесь выращиваются самые вкусные, самые экологически чистые овощи. Но, как он подчеркнул, нужны мощности хранения, логистика. Обращаясь к представителям Всемирного банка, Целовальников сказал, что партнерством подготовлены инвестиционные предложения.
Есть свои предложения и у виноградарей. Четвертое приоритетное направление развития востока - это плодоводство и виноградарство. Заместитель генерального директора ЗАО «Прасковейское» Сергей Авакуменко рассказал, что сегодня предприятию приходится приобретать у сторонних организаций коньячные спирты для производства знаменитых прасковейских коньяков. Закупки ведутся в Азербайджане, Дагестане, Узбекистане. Между тем природные условия ставропольского востока благоприятны для выращивания необходимых сортов винограда. Если производить самим в крае эти сорта, можно увеличить поступление налогов в казну на 700 миллионов рублей.
Ставрополье всегда было одним из крупнейших производителей вин и коньяков. Вырубка виноградников и выкорчевка садов в период горбачевской перестройки и «закона о трезвости» нанесли большой удар отрасли. Второй удар нанесло хлынувшее на торговые прилавки неимоверное количество зачастую некачественного, но сравнительно недорогого импортного винного продукта, нередко восстановленного из сухого порошка. Однако приходит понимание того, что пить нужно натуральное, а не травиться порошковым зельем. Натуральное - это и есть наши знаменитые прасковейские вина и коньяки. И здесь тоже имеются резервы для роста производства.
Но для виноградников тоже нужно орошение.
«Нашим каналам 65 лет. Программа обеспечения водой восточных районов требует восстановления мелиоративных земель», - заявила директор ФБГУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю» Антонина Маслова. Ведомство может гарантированно обеспечить подачу 1 миллиарда 320 миллионов кубов живительной влаги на поля. Сегодня из 1,4 миллиона гектаров пашни в восточных районах края под орошением 88,9 тысячи гектаров. Но поливается из них только 30 процентов. Сети нужно восстанавливать, реконструировать. А на это нужны огромные деньги.
Нужна корпорация развития восточных районов
Если исходить из установки губернатора о необходимости развития востока края как единого комплекса, то необходима структура, объединяющая всех участников реализации программы. «Нужна корпорация развития восточных районов», - сказал Александр Коробейников.
Создание новой структуры - одна инициатива. Другая - выкуп земли правительством края. По словам А. Коробейникова, уже есть поручение губернатора приступить к этому. Сегодня на этих окраинных территориях Ставрополья большая неразбериха с учетом земельных ресурсов. Здесь преобладает теневая экономика. Реальных цифр по сельхозпродукции, производимой на востоке края, нет. Большая часть овощеводства, бахчеводства - в тени, также как и животноводства, овцеводства. Жители соседних регионов приезжают и вывозят молоко, мясо. Постоянно идут споры за землю, за пастбища. Идет откровенная экспансия с соседних территорий.
Федеральные госструктуры «уходят» с востока Ставрополья. Под эгидой сокращения чиновничьего аппарата и укрупнения служб за последние годы такое укрупнение провели миграционное и налоговое ведомства, Росреестр и Роспотребнадзор, БТИ, Сбербанк. Чтобы получить услуги этих ведомств, местным жителям приходится зачастую ехать в соседние райцентры, что затратно по деньгам и неудобно в плане времени.
Но самая больная проблема - земельная. Только за последние месяцы правительству края пришлось разбираться с земельными конфликтами в поселке Кумская Долина Левокумского района, ауле Махмуд-Мектеб Нефтекумского, где были взорваны два руководителя одного хозяйства, и поселке Мирном Курского района. В восточных районах, где мало плодородной пашни, конкуренция за земельные ресурсы значительно острее, чем в других территориях края. Немаловажна и близость соседних республик, откуда приезжают предприимчивые люди, чтобы заниматься бизнесом на этих землях. Они находят подходы к чиновникам местных администраций, которые, к сожалению, далеко не всегда действуют в интересах коренных жителей.
Человеческий фактор
После нагромождения проблем и нерешенных вопросов по востоку Ставрополья, озвученных представителями министерств, ведомств и других организаций, принимавших участие в заседании круглого стола, все ждали, какова будет реакция специалистов и экспертов Международного банка реконструкции и развития, от которого ждут финансовых вливаний. Никаких финансовых обещаний не прозвучало. Да, собственно, прибывшие гости и не уполномочены их давать. Они рассказали о своих программах, которые реализуются в России, напомнили о том, как банк поддержал местные инициативы ставропольского востока своим участием, подчеркнули, что сотрудничество с российскими регионами по-прежнему приоритетно, а Северный Кавказ особенно важен.
Но дело в том, что инструменты, доступные для сотрудничества с российскими регионами должны быть заложены в российские же федеральные программы. Т.е. федеральный центр сам выбирает, какой из регионов включить в программу сотрудничества с Международным банком реконструкции и развития. Сам же банк напрямую кредиты регионам не предоставляет. К примеру, было отмечено, что Ставропольский край вошел в программу по развитию профобразования. Т.е. механизм такой: Россия под свои гарантии может взять кредит у Всемирного банка и передать его нашему краю.
На фоне выступлений представителей Ставрополья, оперировавших огромным количеством цифр: гектары, километры, тонны, миллионы, консультанты и координаторы программ МБРР перевели разговор совсем в другую плоскость, отметив, что депрессивность востока надо рассматривать не только применительно к состоянию дорог и иной инфраструктуры, но в первую очередь оценивая настроение людей, проживающих на территории.
«Нужно максимально вовлекать население в решение вопросов в работе по программе востока», - заметил консультант Всемирного банка Сергей Гридин.
«Чтобы поддержать население, людям нужно показать стабильность, которая бы послужила для дальнейшего развития региона», - поддержала коллегу старший специалист по социальному развитию МБРР Сара Майкл. И нельзя не согласиться с мнением этих сторонних, в общем-то для края людей. Бывая на востоке края, всегда сталкиваешься с тем, что местные жители не знают, какие такие программы хочет реализовать здесь власть. Это тот самый случай, когда вверху шумят, а внизу тихо.
«Нужно вовлекать в ваши программы молодежь, национальные меньшинства, женщин», - посоветовала Сара Майкл. Сама она участвовала в реализации программы Всемирного банка в Чечне, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии. Программа нацелена на социализацию молодежи, развитие у нее личностных качеств, возможностей в разных жизненных условиях, чтобы легче было найти работу, свое место в обществе. «Это проект еще не закончен, и мы можем принимать вашу молодежь для участия в нем», - неожиданно предложила Сара. Действительно, можно построить на востоке новые производства, но без закрепления молодежи и вообще коренного населения в этих суровых местах, где пересекаются миграционные потоки, где живут люди разных национальностей и конфессий, где граница Европы и Азии и где сталкиваются традиции и обычаи разных народов, нельзя наладить на востоке нормальную жизнь.
Галина СЕРГУШИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru