Вы здесь

ДЖАЗОВЫЙ ПЕРЕКРЕСТОК

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Камерный зал Ставропольского краевого Дома народного творчества принимал недавно профессионалов и любителей неувядаемого джаза. Здесь прошла традиционная творческая встреча джазовых коллективов и солистов, которая так и называется «Джазовый перекресток».
Джаз как музыкальный жанр возник в конце XIX века в США (Новый Орлеан) как оригинальный синтез африканской и европейской культур. Его в основном играли негры. А одним из самых известных белых джазовых пианистов и композиторов был Джордж Гершвин, написавший знаменитую «Рапсодию в блюзовых тонах» для фортепиано с оркестром. Представители американского традиционного джаза - музыканты и композиторы Диззи Гиллеспи, Дейв Брубек, Чарли Паркер, Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Каунт Бэйси - оставили после себя уникальное наследие, которое используется до сих пор во всех странах мира. С первой четверти XX столетия американский джаз начинает развиваться в нескольких направлениях. Это: свинг, бибоп, биг-бенд, мейнстрим, страйд, кул-джаз, фьюжн, соул-джаз и другие. И в это же время - в 20-х годах прошлого века - джаз появляется в России. Ну а отцом русского джаза можно назвать Леонида Утесова, создавшего ленинградский джазовый ансамбль, который блестяще сыграл в кинокомедии «Веселые ребята» (замечательный саундтрек к кинофильму написал Исаак Дунаевский).
Однако развитию этого самобытного и оригинального жанра жестко противодействовала советская идеология: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст...». И все-таки с наступлением хрущевской оттепели гонения на джазовых музыкантов в Советском Союзе ослабли. А после проходившего в Москве VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов зародилось новое поколение советских джазменов, которые стали удивлять мир своим высоким уровнем мастерства. Буквально гремели имена мэтров русского джаза - Игоря Бриля, Бориса Фрумкина, Леонида Чижика, Николая Левиновского, Александра Цфасмана, Георгия Гараняна, Эдди Рознера. Позже Анатолия Кролла, Игоря Бутмана и Алексея Козлова. В Москве немало джазовых клубов, созданных этими музыкантами-виртуозами.
Примерно в 60-е годы стал развиваться джаз и на Ставрополье. Сначала это было, так сказать, стихийное движение студентов Ставропольского краевого музыкального училища (ныне краевой колледж искусств). Позже возникли джазовые коллективы в Ставрополе, Невинномысске, Пятигорске, станице Ессентукской. В 1990 году в Ставропольском краевом колледже искусств было открыто отделение «Музыкальное искусство эстрады», которым в свое время руководили Рудольф Атанесов, Борис Зайцев. Сейчас председатель предметной комиссии - Петр Ларин. Выпускники отделения известны далеко за пределами нашего края. На Ставрополье проводится краевой джазовый конкурс и Северо-Кавказский фестиваль джаза. А с 2009 года по инициативе ведущего методиста по музыкальным жанрам краевого Дома народного творчества Юрия Артеменко, известных джазменов Юрия Васютина и Олега Щербина возник «Джазовый перекресток». Несколько раз почетным гостем творческой встречи был известный Ростовский биг-бенд имени Кима Назаретова. В этом же году на «Перекресток» приехал ансамбль солистов биг-бенда Астраханской филармонии под руководством Алексея Назарикова. Профессионалы с большой буквы - гитарист Игорь Шубенин, ударник Олег Карпович, бас-гитарист Роман Гнездилов, трубач Алексей Назариков - покорили зал джазовыми импровизациями. А клавишник, еще студент Михаил Гейфман своими соло на клавишных и губной гармонике привел в восторг и зрителей, и участников встречи.
Не ударили в грязь лицом и ставропольцы. И если бы не ремарки бессменного ведущего джазовых вечеров Юрия Васютина, невозможно было бы понять, кто выступает на сцене - студенты или известные музыканты. Во встрече участвовало несколько джазовых ансамблей краевого колледжа искусств под руководством преподавателей Петра Ларина, Ивана Макеева, Сергея Ивченко. Понравился зрителям и джазовый вокал педагога колледжа Виктории Вечера и ее студентов. Интересно показала себя ставропольская группа Vellow, а также гитаристка, выпускница краевого колледжа искусств и лауреат многих джазовых конкурсов Евгения Гончарова. Почти три часа со сцены камерного зала краевого Дома народного творчества звучал зажигательный джаз.
Единственная ложка дегтя - это то, что на «Джазовый перекресток» в этом году не приехал джазовый оркестр «Предгорье» - детище бывшего начальника управления культуры Предгорного района Юрия Васютина. Коллектив, покорявший своим искусством зрителей всего Северного Кавказа, гордость Ставрополья сейчас, к сожалению, расформирован. Как такое могло случиться? Непонятно и горько. Снова - что имеем, не храним...
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет