Вы здесь
Коллекционеры автолегенд
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).С этой дружной мужской командой - ставропольскими коллекционерами ретро-автомобилей Владимиром Николаевичем Кривенко и его сыновьями Юрием и Виталием мне довелось познакомиться два года назад на массовом поле парка Победы, где проходила выставка старинных авто, демонстрация спецтехники и оружия, состоящего на вооружении полиции в разные эпохи.
Тогда только что завершился автопробег по Ставропольскому краю, организованный по инициативе руководства ГУ МВД России по СК и приуроченный к празднованию 67-й годовщины разгрома фашистской Германии в Великой Отечественной войне. Участники патриотической акции побывали в 16 населенных пунктах, автоколонна с полицейскими прошла более 1700 километров. Финалом акции как раз и была выставка в парке Победы. Жители и гости краевого центра, больше всего, конечно, мальчишки, с интересом рассматривали автомашины, давно уже ставшие легендами, не менее легендарное оружие советских времен и современное оснащение полицейских. Слушали рассказы водителей и владельцев ретро-автомобилей. Владимир Кривенко, стоявший в форме советского генерала рядом с блестевшей на солнце свежевыкрашенной машиной ГАЗ-69 1955 года выпуска, привлекал особое внимание.
Семейное дело
Как оказалось, Владимир Николаевич вовсе не кадровый военный, а медик. Несколько лет работал директором одного из краевых диспансеров, а сейчас трудится в Центре восстановительной медицины и реабилитации МСЧ УВД России по Ставропольскому краю. «А у нас вся семья врачи, - говорит Кривенко. - Моя супруга Татьяна Александровна работает терапевтом дневного стационара 6-й поликлиники. Старший сын Юрий - врач-инспектор в МСЧ УВД России по СК, его жена Ольга - стоматолог. Младший сын Виталий - врач-хирург в Грачевской Центральной районной больнице». Сыновья, к слову, уже медики в третьем поколении, увлеченные автомобилисты и страстные коллекционеры раритетных машин. «В Ставрополе, - включается в наш нынешний разговор Виталий Кривенко, - примерно 10-11 автолюбителей-коллекционеров, которые сами восстанавливают старые «Москвичи», «Победы», другие ретро-автомобили. Мы все общаемся, обмениваемся запчастями, участвуем в автопробегах».
Об автопробегах - отдельный разговор. Все началось в 2010 году, когда ставропольские владельцы ретро-автомобилей решили показать горожанам своих красавцев и проехали по Ставрополю ставшим потом традиционным маршрутом: от «Нового Рима», что в Юго-Западном микрорайоне, по центру города и Крепостной горе к зданию цирка, а затем - к танку на Северо-Западе краевого центра. В 2011 году к городскому автопробегу прибавилась выставка на аллее Славы парка Победы, в следующем году - участие в уже упомянутой патриотической акции ко Дню Победы, автопробег по местам боевой славы - Ставрополь, Михайловск, село Верхне-Русское, село Донское и назад. А в 2013 году на территории ставропольского лицея № 8 в День знаний были устроены показательные выступления омоновцев и выставка ретро-автомобилей.
Пять тысяч ретро султана Брунея
Надо сказать, коллекционеры - люди, зачастую одержимые всем, что связано с автомашинами. Коллекционные автомобили для них не просто дорогая игрушка, а смысл жизни. За рубежом собирание ретро-автомобилей действительно дорогое удовольствие. Так, самым дорогим коллекционным автомобилем по версии «Forbes» является Ferrari - модель 250 GT California 1961 года выпуска, реализованная на аукционе в 2008 году за более чем 10 миллионов долларов. А наиболее крупное собрание коллекционных автомобилей принадлежит султану Брунея. Его машинный парк раритетных авто составляет более пяти тысяч единиц. В его коллекции собраны, помимо всего прочего, болиды Формулы-1 различных годов выпусков. Огромная коллекция образовалась во многом благодаря и огромному состоянию султана. Неплохое собрание автомашин было у последнего русского императора Николая II. Именно при нем началось развитие автомобильной промышленности в России. Современные же российские коллекционеры вырастают в основном из страстных автолюбителей, которые многое умеют делать своими руками. Так получилось и у Юрия, и Виталия Кривенко, которые уже в 5-6 лет рулили на коленках у отца. А потом стали помогать Владимиру Николаевичу реставрировать машины именно в том виде, в каком они сошли с конвейера.
Знаменитые «Газики»
Первой в коллекции Кривенко появилась машина ГАЗ-69, о которой Владимир Николаевич может рассказывать часами. Вот только несколько интересных фактов. Конструкторские работы над «Тружеником» (такое официальное имя сперва было у ГАЗ-69) начались на Горьковском автомобильном заводе под руководством Григория Вассермана в 1946 году. Примечательно, что ни один узел, ни один агрегат в этой машине не являлись какой-то технической новинкой. В ней удачно использовались уже апробированные элементы, сочетание которых усиливало их достоинства и сводило на нет присущие недостатки, а в совокупности дали машине высокие эксплуатационные показатели. Вскоре «Газик» стал всеобщим любимцем, и все потому, что у автомобиля оказались незаурядные вездеходные качества. В первый же год серийного выпуска (1953) автомобили ГАЗ-69 прошли в колоннах парада на Красной площади в Москве 1 ноября. По негласной традиции военные парады всегда являлись своеобразными витринами для демонстрации новой военной техники и вооружения. Как бы то ни было, но экспортироваться в другие страны ГАЗ-69 начал именно как армейский автомобиль. Получили признание «Газики» и в Советской армии, а также использовались в лесничествах, геодезии и геологоразведке, в колхозах и совхозах, в районных больницах и ветеринарных пунктах, в милиции и у пожарных.
«Второй ГАЗ-69, - рассказывает Владимир Николаевич, - я восстановил специально для прогулок. Здесь тоже мы сохранили родной двигатель, задние фонари вмонтировали от «Газели», а крепление пятого колеса перенесли на багажную дверцу. Теперь снимаешь тент и получается своеобразный открытый «кабриолет-джип». На нем сыновья часто по выходным катаются по Ставрополю и окрестностям, и нередко горожане просят у них сфотографироваться на фоне ретро-автомобиля. А их друзья уже стали просить «кабриоджип» на свои свадьбы - удивить невест и гостей».
Следующим автомобилем в коллекции Кривенко стала легендарная 21-я «Волга» 1958 года выпуска. ГАЗ-21 «Волга» считается символом своей эпохи. Эту машину называли еще «автомобилем-танком» и «автомобилем-большим диваном», что говорит о ее высокой проходимости и комфорте. Кстати, Юрий Деточкин - герой знаменитого кинофильма «Берегись автомобиля» воровал именно 21-е «Волги». Этот старый добрый автомобиль давно уже стал в нашей стране таким же славным и самобытным представителем советского автопрома, как и «Победа», название которой, как утверждает история, дал сам Сталин. Но с этим раритетом семье Кривенко по некоторым обстоятельствам пришлось расстаться.
Сейчас, как рассказали Владимир Николаевич и Виталий, они заканчивают реставрацию уникального советского автомобиля - ГАЗ-67 1943 года выпуска. Эту машину они случайно увидели в селе Птичьем Изобильненского района - стояла заросшая травой в огороде одного из жителей села. Теперь автомобиль, принимавший участие в Великой Отечественной войне, уже заводится, ездит. «Планируем довести ее до ума, - говорит Кривенко-отец, - к весне следующего года и участвовать на ней в параде 9 Мая на 70-летие Победы». Можно сказать, что внешний облик ГАЗ-67 - это упрямый, хотя и неказистый, но крепко сбитый трудяга, уверенно передвигающийся по любым дорогам на своих непривычно широко расставленных колесах. Работал он вполне надежно, использовался в любую погоду на любой местности, чем и заслужил уважение фронтовиков, а позже работников сельского хозяйства. Красились «67-е» в темно-зеленый матовый цвет. Весной 1950 года облегченный ГАЗ-67Б успешно поднялся на Эльбрус к «Приюту одиннадцати», а летом того же года был заброшен на самолете на дрейфующую полярную станцию СП-2. И эффективно, и долго работал на льдине в качестве транспортной машины и тягача. ГАЗ-67 выпускался на Горьковском автозаводе до 1953 года, а всего за 10 лет было изготовлено более 92 тысяч вездеходов. Один из них и восстанавливает сейчас в своем гараже семья энтузиастов Кривенко.
Добавим, что автомобили в стиле ретро считаются произведениями искусства и являются настоящим поводом для гордости среди коллекционеров. А мы, ставропольцы, можем гордиться тем, что в нашем городе есть люди, сохраняющие автомобильную историю России.
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru