Вы здесь
«Образованная» коррупция
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Ни для кого не секрет, что одной из наиболее коррумпированных отраслей в России на протяжении нескольких лет остается система образования. И если раньше первопричиной все называли низкие зарплаты, то сегодня уровень государственной поддержки в этом сегменте значительно изменился. Оплата труда педагогов и учителей выросла в разы, кроме того действует множество правительственных программ, направленных на поддержку работников образования. Но несмотря на это педагоги с «завидной» регулярностью попадаются на взятках, а родителям ежегодно приходится «жертвовать» на бесконечные ремонты и другие поборы. Мы решили узнать, в чем причина «образованной» коррупции и что делается для ее искоренения. На вопросы редакции ответила первый заместитель министра образования Наталья Лаврова.
- Наталья Александровна, может быть, ситуацию можно объяснить тем, что сотрудники образования недостаточно осведомлены? Насколько часто проводится обучение работников по вопросам противодействия коррупции? Проходят ли работники образования обучение на курсах повышения квалификации по вопросам антикоррупционной политики?
- На самом деле, для правового просвещения служащих министерства образования и молодежной политики Ставропольского края нами регулярно проводится огромное количество мероприятий.
Во-первых, сотрудники, поступающие на службу в наше ведомство, в течение месяца проходят вводный тренинг, на котором разъясняются основные обязанности, а также запреты, ограничения и требования к служебному поведению, необходимые работникам сферы образования.
Во-вторых, со всеми служащими министерства ежемесячно проводится учеба аппарата - она направлена на рассмотрение вопросов по профилактике коррупционных правонарушений. Кроме того, наши сотрудники постоянно посещают совещания и семинары-практикумы, посвященные данной тематике. На этих мероприятиях особое внимание уделяется тому порядку действий, который служащие должны соблюдать, чтобы не нарушить положения антикоррупционного законодательства. Большое внимание уделяется процедурам, установленным административными регламентами, рассматриваются типичные вопросы, которые возникают при исполнении законодательства, детально разбираются отдельные наиболее сложные положения нормативных правовых актов. Проводится разбор типичных ситуаций, провоцирующих конфликт интересов, и способов их урегулирования.
В-третьих, нами определен порядок организации и проведения индивидуального консультирования по вопросам противодействия коррупции. Для правового просвещения разработаны памятки для государственных служащих, которые содержат информацию, имеющую прямое отношение к повседневной служебной деятельности.
Кроме того, на официальном сайте министерства создана страница «Антикоррупционная деятельность», на которой содержится подборка федеральных и краевых нормативных правовых актов, методические материалы, формы справок для заполнения и ответы на часто задаваемые вопросы.
Что касается непосредственно педагогических работников, то все учителя, преподаватели и руководители образовательных организаций один раз в три года проходят курсы повышения квалификации. В числе прочего учебные программы курсов в обязательном порядке содержат дисциплину «Правовые основы противодействия коррупции. Антикоррупционная политика в области образования». В рамках курса слушатели знакомятся с критериями типологии и видами коррупции, изучают методы минимизации «бытовой коррупции», формирования у детей и молодежи антикоррупционного мировоззрения. Только в прошедшем учебном году переподготовку на курсах прошли около 8 тысяч педагогических работников.
Поэтому говорить о какой-либо неосведомленности просто невозможно.
- А кроме оповещения и разъяснения какие-нибудь еще профилактические мероприятия проводятся министерством в целях профилактики коррупционных правонарушений?
- В нашем ведомстве разработан и выполняется достаточно обширный план мероприятий по противодействию коррупции на 2014 год. Он включает в себя организационно-правовые меры по внедрению механизмов противодействия коррупции, антикоррупционное образование и пропаганду, правовое просвещение и обучение гражданских служащих.
Важными мерами в этом плане, на мой взгляд, является формирование в обществе нетерпимости к коррупционным проявлениям и понимание неотвратимости ответственности за совершение подобного рода правонарушений.
К тому же в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края все работники сферы образования ежегодно представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Причем к рассмотрению берется не только имущество, оформленное непосредственно на работника образования, но и на супруга или супругу и несовершеннолетних детей. Все полученные сведения подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте министерства, что позволяет сделать доходы сотрудников сферы образования абсолютно прозрачными.
Еще Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края подготовлен сборник нормативных правовых и инструктивно-методических документов «Противодействие коррупции через образование». А несколько месяцев назад на заседании коллегии министерства «О реализации министерством образования и молодежной политики Ставропольского края переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования» были рассмотрены вопросы, в том числе соблюдения законодательства РФ при осуществлении образовательными организациями их внебюджетной деятельности, а также проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам и о совершенствовании в 2014 году работы министерства и образовательных организаций по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Кроме того, в рамках традиционной краевой августовской педагогической конференции «Актуальные вопросы развития системы образования и молодежной политики Ставропольского края» нами обсуждались вопросы реализации Программы по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации. А уже в декабре мы планируем проведение научно-практической конференции по вопросам антикоррупционного образования и просвещения.
Немаловажную роль в этом вопросе играет воспитание антикоррупционной этики, а также формирование негативного общественного мнения к коррупционным правонарушениям у молодежи. Для реализации этих важных вопросов с 2011 года в крае традиционно проводится конкурс «Молодежь против коррупции». В нем принимают участие молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет. В этом году конкурс проходил в трех номинациях: «Лучший плакат со слоганом», «Лучший видеоролик» и «Лучшее стихотворение», и принять участие в нем смогли более 60 человек.
Помимо прочего при министерстве работает Общественный совет, в его составе - представители законодательной власти, общественных объединений и организаций, научных организаций, русской православной церкви и средств массовой информации края. Основными задачами совета является выработка рекомендаций, проведение экспертизы по вопросам, возникающим в ходе реализации полномочий министерства, выработка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов министерства, подведомственных учреждений, в том числе антикоррупционной направленности. Также на заседаниях Общественного совета рассматриваются вопросы по противодействию коррупции и минимизации проявлений «бытовой» коррупции.
- Не секрет, что иногда средства, предназначенные на нужды образовательного учреждения, могут быть использованы не по назначению. Осуществляется ли контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных министерству образовательных организаций?
- Безусловно, согласно административному регламенту в соответствии с планом внутреннего финансового контроля министерство проводит контроль и внутренний аудит всех подведомственных организаций. После чего по результатам внутрифинансового контроля проводится аудиторская проверка. А при выявлении фактов совершения должностными лицами признаков состава преступления документы или соответствующая информация направляются в правоохранительные органы.
Кроме того, все виновные лица привлекаются к дисциплинарной ответственности.
- Как контролируется соблюдение условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок? Существует ли на территории края Единый реестр закупок товаров, выполнения работ и оказания услуг учебными заведениями края и насколько данная информация доступна?
- Контроль есть, мало того осуществляется он сразу на нескольких уровнях. В соответствии с действующим законодательством РФ контролируются закупки Федеральной антимонопольной службой РФ и министерством финансов Ставропольского края. Причем и то и другое ведомство может провести как плановую, так и внеплановую проверку любого образовательного учреждения. А полномочия по контролю за соблюдением условий, процедур и механизмов закупок муниципальных заказчиков возложены на министерство финансов Ставропольского края и органы местного самоуправления каждого муниципального района или городского округа.
Что касаемо доступности, то с 1 января 2011 года начал функционировать единый Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru), где информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг находится в свободном доступе. Этот ресурс содержит полные и достоверные сведения о государственных и муниципальных закупках, исполнении контрактов, а также результаты мониторинга закупок, аудита и контроля в сфере закупок. И ей может воспользоваться как проверяющий чиновник, так и родители учащихся, если финансово-хозяйственная деятельность учреждения вызывает у них какие-либо подозрения. Кстати, на данный момент этот ресурс является единственным официальным источником.
- Понятно, что коррупция - это преступление как минимум двух человек. Кто-то берет, а кто-то при этом дает. Но бывает и так, что вторая сторона вынуждена отдавать деньги, не понимая, что участвует в коррупционном преступлении. Для того чтобы люди не попадались на удочку недобросовестных сотрудников сферы образования, расскажите, какими компетенциями и полномочиями обладают образовательные организации и на какие нужды образовательные учреждения могут собирать денежные средства?
- Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации четко определены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей несовершеннолетних учеников, только за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.
А вот расходы на реализацию образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (в том числе внеурочной деятельности), а также расходы на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций (косметический и иной ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и прочее) включаться в родительскую плату не должны.
Образовательные организации вправе осуществлять обучающую деятельность за счет средств родителей только в том случае, если между сторонами заключен договор об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания таких услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.
Но при этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, так как базовое обучение является обязательным, а его финансовое обеспечение осуществляется за счет финансирования из федерального и местного бюджетов. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг, должны возвращаться оплатившим эти услуги родителям.
Впрочем, в Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» сказано, что граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Соответственно, родители либо законные представители учащихся имеют право оказывать благотворительную помощь образовательной организации, но только в том случае, если эта помощь оказывается на добровольных началах, без понуждений со стороны учителей либо руководства образовательного учреждения.
- Когда родителям и учащимся стоит насторожиться и какое поведение учителя или педагога можно расценивать как коррупционное?
- В принципе, коррупционноопасной является любая ситуация, создающая и содержащая конфликт интересов.
Так в новом законе «Об образовании» появилась норма, запрещающая оказывать платные образовательные услуги, в том числе и в качестве индивидуального предпринимателя, обучающимся своей школы, класса, в которых учитель преподает предмет.
Как коррупционное поведение можно также расценивать сборы наличных денежных средств. Для того чтобы не допустить распространения подобных фактов, министерством разработан и утвержден приказом комплекс мер и инструктивно-методические письма о мерах по предупреждению незаконного сбора денежных средств.
- С коррупционерами боритесь в одиночку? Или по вопросам противодействия коррупции организуется взаимодействие с правоохранительными органами?
- Педагоги, как и все граждане, за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность. Поэтому у нас организовано достаточно тесное межведомственное взаимодействие. Так, например, единый государственный экзамен в Ставропольском крае в этом году проводился более открыто и объективно, чем в предыдущие годы. Все это стало возможным благодаря слаженному и согласованному межведомственному взаимодействию с Управлением специальной связи по Ставропольскому краю, правоохранительными органами и Ростелекомом, в результате чего были приняты беспрецедентные меры по обеспечению честности сдачи единого государственного экзамена в крае, в целом государственной итоговой аттестации.
- Если человек стал свидетелем коррупционной деятельности сотрудника сферы образования, куда и в каком порядке он может обратиться?
- О фактах коррупции граждане могут сообщить как в министерство, так и в другие государственные органы.
В министерстве образования и молодежной политики Ставропольского края для обращений граждан функционирует «Телефон доверия» по вопросам противодействия коррупции: +7 (8652) 748-521. Можно также направить электронное обращение через официальный сайт министерства в разделе «Обратная связь для сообщения о фактах коррупции».
- Понесет ли ответственность человек, сообщивший о факте коррупции, если этот факт не будет доказан?
- По Конституции Российской Федерации граждане имеют возможность направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе о коррупционных правонарушениях, на решения и действия (бездействие) должностных лиц этих и других органов.
И делать это не просто можно, но и нужно, ведь для органов власти обращения граждан являются важнейшим источником информации, необходимой для принятия качественных решений и своевременного реагирования на коррупционные проявления.
Право граждан в данном случае состоит в том, что орган власти обязан гарантировать, что заявитель не подвергнется преследованию в связи с высказанными в сообщении жалобами, замечаниями и предложениями.
В случае же если гражданин указал в сообщении заведомо ложные сведения, то расходы, понесенные в связи с рассмотрением сообщения, государственные и другие органы, а также должностные лица могут взыскать с заявителя по решению суда.
Кроме того, за заведомо ложный донос о совершенном преступлении и клевете предусмотрена уголовная ответственность.
Светлана ЛАЗЕБИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru