Вы здесь

Снести нельзя - и сам развалится

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«Здравствуйте, хочу просить вас о помощи: дом, в котором долгие годы жила я сама и где по сей день проживают мои дети и внуки, находится в ужасном состоянии. И единственная возможность изменить ситуацию к лучшему и облегчить участь жильцов - выкупить у них квартиры и снести здание, а на его месте построить что-нибудь другое». - С такого несколько необычного заявления начала свой рассказ обратившаяся к нам в «Ведомости» жительница краевого центра Алина Журавлева.
Дом, о котором пойдет речь, находится в самом центре города - на улице Дзержинского, номер 147. Для тех, кто еще не сориентировался, поясню, рядом с ним расположена Ставропольская государственная телерадиокомпания, а из окон открывается вид на здание правительства края и драматический театр.
Удачное месторасположение дома - собственно, единственный плюс для его жильцов. О прочих же благах цивилизации, даже таких, казалось бы, для всех привычных, как холодная, горячая вода и туалеты в собственных квартирах, людям остается только мечтать.
Представьте себе картину: неподалеку на благо народа не покладая рук в поте лица трудятся чиновники всех мастей и рангов, заседают депутаты Думы Ставропольского края, для которых созданы все удобства (что ни говори, а средства на это тратятся немалые). А буквально через дорогу стоит, по сути, барак, жители которого в наши дни, а на дворе сейчас - XXI век, носят в свои комнатушки воду ведрами, а потом таким же образом выносят на улицу помои, чтобы помыться, застилают полы комнат клеенками и готовят тазики, варят еду, кто на общей кухне, а кто - и прямо в коридоре, и в любую погоду ходят в уборную на улицу.
Не верите? А сходите - посмотрите, хозяева будут рады. Заодно узнаете, как жили наши дедушки и бабушки в послевоенные годы. Так сказать, совершите экскурс в прошлое. А что? Вполне познавательно!
Побывать на экскурсии - это, конечно, неплохо, но вот жить в таких условиях...
Но люди живут, потому что им некуда деваться. В том числе и старики. В их числе, к примеру, Галина Георгиевна Корнеева, которой перевалило за 80 лет. Квартира у нее на первом этаже. С одной стороны, это конечно преимущество - не нужно подниматься с ведрами воды на второй этаж. Но с другой стороны, в ее комнатушке - холодно. Тянет с подвального помещения, в котором располагается свадебный салон.
«У меня на полу лежат два паласа, но ногами наступать на них нельзя, настолько холодно. Нормального отопления тоже нет. С вечера поработает газовая форсунка пару часов, помещение нагреется. А после полуночи комната остывает, нужно вставать, чтобы снова отрегулировать работу газовых приборов. Отдельный вопрос - как помыться в таких условиях. Сначала надо ведром нести воду, потом нагреть . Для меня сейчас носить воду - задача не из легких. Так что купаюсь я раз в месяц. И стирать стараюсь только по необходимости. А что дальше меня ждет, даже представить страшно», - говорит Галина Георгиевна.
Другая жительница дома, Полина Марковна Гончарова, уже несколько лет прикована к кровати. Представьте себе, каково это ухаживать за больным человеком в таких условиях.
Да и остальным жильцам, собственно, не лучше.
Повезло в свое время разве что обратившейся к нам Алине Алексеевне Журавлевой.
«Родилась я в Пятигорске, жила в Лермонтове. Вышла замуж, родила ребенка. По семейным обстоятельствам нам с мужем пришлось перебраться в Ставрополь. При этом продать квартиру в Лермонтове или обменять ее на другую в те годы было нельзя, так как он был закрытым городом, и нам пришлось сдать ордер на жилье. В Ставрополе мы сняли квартиру. Потом муж умер, и я осталась одна с маленьким ребенком. В этот момент мне предложили комнату в доме по улице Дзержинского. При этом мне говорили: «Дом этот построен еще в 1904 году. Но ничего страшного: поживете там года три, а потом в соответствии с планом реконструкции города дом должны снести, и вам предоставят другую квартиру». И я согласилась. Прошло полвека, за это время выросли мои дети, внуки, а дом как стоял, так и стоит. И пусть я сегодня живу в другом месте, мои близкие так и продолжают жить по старому адресу», - рассказывает пенсионерка.
И вряд ли ситуация в ближайшей перспективе изменится к лучшему. Потому что преимущественное большинство жильцов приватизировали свои квартиры, и другое жилье им никто не предоставит. Единственный вариант - это если землю под домом выкупит какой-нибудь застройщик. Но желающих на это немного. Ведь тому, кто решит выкупить земельный участок, предстоит выплатить компенсацию всем семьям, которые в нем прописаны. А это весьма приличные деньги. Да и земля под домом до конца не оформлена.
С вопросом, что же в таком случае делать людям, мы обратились в комитет городского хозяйства. Там нам ответили, что жильцы могут обратиться туда с заявлением о признании дома аварийным и подлежащим сносу. При этом свои слова им следует подтвердить документально, в том числе предоставить техническое заключение специальной организации, имеющей лицензию на проведение соответствующих работ. В последнем должны быть указаны степень износа дома и дана характеристика его состояния. Решение о судьбе дома будет принято на заседании экспертной комиссии. Если дом будет признан аварийным, собственники смогут в перспективе стать участниками программы по переселению граждан из аварийного жилья.
Однако в этом плане жильцам дома № 147 по улице Дзержинского не повезло. Здание вряд ли будет признано аварийным несмотря на постоянно текущую крышу и отсутствие даже минимального набора благ цивилизации. Подтверждение тому - то, что дом включен в региональную программу капитального ремонта МКД. При этом, согласно планам составителей документа, первый этап работ в нем запланирован на 2014-2016 годы. В ходе его предстоит ремонт крыши и внутридомовых инженерных систем: электроснабжения, газоснабжения, и как это ни удивительно, холодного водоснабжения и водоотведения. И ничего, что последних в доме нет. Сейчас это ничего подлатают, и барак, в котором люди не живут, а мучаются, простоит еще сто лет, пока сам собой не развалится. А тогда уже с чистой совестью можно будет заняться наведением порядка в центре города. Пока же с этим торопиться не стоит - пусть город растет вширь. Ну а то, что в центре трущобы, - так это временно. А как известно, нет ничего более постоянного, чем временное.
Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)