Вы здесь
На фронтовое предупреждение депутаты ответили ополчением
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Резкую агрессию краевых парламентариев вызвало выступление на заседании краевой Думы федерального депутата от Ставрополья, сопредседателя Общероссийского Народного Фронта (председателем его является президент России В. Путин) Ольги Тимофеевой, высказавшей озабоченность растущим дефицитом краевого бюджета и призвавшей к сокращению расходов. Старейшины краевого депутатского корпуса пытались поставить молодую «фронтовичку» на место, напоминая о том, что негоже ей по молодости лет учить заслуженных профессионалов-политиков, которые вдвое-втрое старше ее по возрасту. Смысл отповеди в том, что мы, мол, сами знаем, куда и на что направлять деньги краевой казны, а ваша задача помогать краю в получении федеральной помощи, в том числе и в продвижении местных законодательных инициатив.
Бюджет с предельным дефицитом
Основным вопросом повестки этого заседания краевого законодательного органа власти стало принятие бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Как сказала представлявшая судьбоносный для жизни всех ставропольцев документ вице-премьер краевого правительства - министр финансов Лариса Калинченко, формировался он, исходя из консервативного сценария развития экономики региона. Дефицит бюджета будет предельным и составит более 9,7 миллиардов рублей. Расходы превысят 82 миллиарда, а доходы составят лишь 72 миллиарда рублей. Председатель комитета по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике Игорь Андрющенко подчеркнул, что принятию закона предшествовала кропотливая работа законодательной и исполнительной власти, которая осуществлялась в рамках совещаний, заседаний профильных комитетов и работы согласительной комиссии. Ее сопредседатель - первый вице-спикер Думы Дмитрий Судавцов - отметил в своем докладе, что внесенные в бюджет поправки направлены на решение важных социальных и экономических задач, которые стоят сегодня перед краем. Было подчеркнуто, что на выполнение социальных обязательств перед жителями Ставрополья будет направлено более 70 процентов средств краевой казны.
Судя по таблице распределения расходов краевого бюджета 2015 года по главным распорядителям, всем министерствам, кроме минкультуры, финансирование увеличено. Культуре сократили. «Год культуры», каковым был объявлен 2014-й, заканчивается, будем ждать следующего «культурного» года?
Зато почти на треть увеличено финансирование правительства края и на 9 процентов - краевой Думы. Значительная часть дополнительных денег, как сказал, отвечая на недоуменные вопросы журналистов, председатель депутатского комитета по бюджету И. Андрющенко, пойдет на зарплаты чиновников. С октября они выросли на 20 процентов. Такое решение было принято Думой еще летом. С соответствующей инициативой в связи с необходимостью выполнения майских указов президента о повышении зарплаты бюджетникам в краевой парламент обратился тогда еще врио губернатора. Сами чиновники говорят, что до этого им три года не повышали зарплаты и вот теперь социально защитили.
Однако обеспечить дополнительную защиту удалось ввиду нехватки в казне денег далеко не всем. Приостановлено до 2018 года действие двух десятков нормативных актов. В 2015-2017 годах не будет осуществляться индексация (с учетом инфляции) ежемесячной денежной выплаты труженикам тыла, ветеранам труда, Героям труда Ставрополья, реабилитированным, признанным пострадавшими от политических репрессий, а также гражданам, получающим ежемесячное пособие на ребенка. Так и не заработал принятый пару лет назад закон о выплате, в дополнение к федеральному, краевого материнского капитала. Правда, и чиновников «обидели». Приостановлено действие законодательной нормы, предусматривающей оплату госслужащим и членам их семей (супругу, супруге) стоимости санаторных путевок за счет казны. Приостановлено до лучших времен также действие краевого закона «О государственной поддержке финансово-неустойчивых сельскохозяйственных организаций в Ставропольском крае».
Финансирование госпрограмм
Структура расходов краевого бюджета сформирована по программному принципу. Краевым правительством утверждена 21 государственная программа. Расходы на их реализацию в целом уменьшены по сравнению с 2014 годом. Сокращение предусмотрено по 15 программам. Наибольшее - по модернизации экономики, развитию малого и среднего бизнеса, развитию ЖКХ, межнациональным отношениям и поддержке казачества. Увеличиваются расходы по 6 госпрограммам. Это - социальная поддержка граждан, развитие транспортного комплекса, управление имуществом, находящимся в краевой собственности, профилактика, лечение и предупреждение болезней животных, развитие энергетики, промышленности и связи и управление финансами.
При этом в программной части краевого бюджета наибольший объем ассигнований предусмотрен на программы по развитию образования (24,5 процента), социальной поддержке граждан (22,2 процента), развитию здравоохранения (21,5 процента). В частности, увеличены средства на дошкольное, общее и дополнительное образование, развитие профессионального образования. Будет продолжена реализация программы «Школьные окна» по замене старых окон на современные пластиковые, в том числе в профтехучилищах.
В рамках госпрограммы «Социальная поддержка граждан» в том числе предусмотрены средства на оказание содействия добровольному переселению в Ставропольский край соотечественников, проживающих за рубежом. Это и семиреченские казаки, и братья-славяне с юго-востока Украины. Для ставропольцев меры социальной поддержки, действовавшие ранее, сохранены.
По госпрограмме «Развитие здравоохранения» увеличатся расходы на профилактику заболеваний и развитие первичной медико-санитарной помощи, на медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение, в том числе детей, а также на информатизацию медицины, что должно повысить доступность услуг. Планируется направить дополнительные деньги на капитальный ремонт больниц, в основном районных, в том числе в восточной зоне края.
Госдолг и инвестиции
В 2015-2017 годах прогнозируется замедление темпов роста краевой экономики. Вместе с тем инвестиции в основной капитал несколько увеличатся. Прогнозируемый рост объемов производства сельского хозяйства в значительной степени будет идти не только за счет реализации целевых программ по импортозамещению, но и за счет роста цен на продукцию агропромышленного комплекса.
Источниками финансирования краевого бюджета наряду с налоговыми и неналоговыми поступлениями и помощью из федеральной казны будут кредитные заимствования и выпуск облигаций. При этом в 2017 году наступает срок погашения по государственным облигациям, выпущенным в 2012 и 2013 годах, что тоже потребует денег.
В доходной части краевого бюджета 2015 года удельный вес собственных доходных источников по прогнозу составит немногим более 67 процентов. В 2016 и 2017 годах он должен подрасти. Предусмотрено увеличение ставки налога на доходы физических лиц от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, вырастут ставки госпошлины за совершение юридически значимых действий. Предполагается собрать больше налогов на прибыль организаций, от уплаты акцизов на алкогольную продукцию. Выше должны быть доходы и от транспортного налога. Прогнозируется увеличение платежей от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты обязательных налогов государственными унитарными предприятиями (ГУПами). Запланировано повысить и доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и созданных ими учреждений.
Почему «озолотили» краевое минимущества?
Судя по таблице распределения расходов краевого бюджета на 2015 год по главным распорядителям, министерству имущественных отношений края финансирование в сравнении с 2014 годом увеличено в 17,8 раза. Это 889 миллионов 325 тысяч. Для сравнения - на содержание правительства края, напомню, увеличенное почти на треть в сравнении с прошлым годом, направляется 865 миллионов 58 тысяч рублей.
Зачем минимущества такие большие деньги? Обратимся к одной из двух десятков целевых краевых госпрограмм, которая называется «Управление имуществом». В числе ее задач обозначено повышение эффективности управления госсобственностью края, рационализация и оптимизация структуры этого имущества, повышение эффективности приватизации краевой госсобственности.
Запланировано обещанное губернатором проведение новой государственной кадастровой оценки земель и проведение кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Ставропольского края. Напомню, что кадастровая оценка, проведенная при прежнем губернаторе и правительстве, вызвала и продолжает вызывать массу недовольства своей необъективностью и несправедливостью, особенно в восточных районах края. Многие земли до сих пор «гуляют», используемые сельхозпроизводителями без всякой арендной платы, не будучи оформленными ни в чью собственность.
Кроме того, распоряжением правительства края от июня 2014 года создано государственное казенное учреждение «Имущественный фонд Ставропольского края», которое будет заботиться о содержании и ремонте служебных жилых помещений специализированного жилого фонда края и объектов инфраструктуры, обслуживающих данный фонд, а также о содержании и эксплуатации объектов госсобственности, включенных в казну края. Судя по всему, речь идет в том числе и о служебном жилье, купленном с согласия наших заботливых депутатов по инициативе тогда еще врио губернатора для особо необходимых специалистов, приглашаемых на работу. Понятно, что этот «Имущественный фонд» тоже требует денег и на свое содержание. Кстати, он же наделен полномочиями по эксплуатации и содержанию жилых помещений для детей-сирот.
Бедным сиротам до сих пор катастрофически не везло. Задачу обеспечения их жильем после выхода из детских домов решали разные министерства. И решали неудовлетворительно. Депутат Надежда Сучкова обратилась к присутствовавшему на заседании Думы губернатору В. Владимирову с вопросом, не завалит ли фонд программу детского жилья, заметив, что прежде, чем он начнет учитывать и содержать «сиротские квартиры», их нужно купить или построить. Губернатор заверил, что это жилье 5 лет будет стоять на учете и никто ничего не завалит. А между тем вопрос депутата Сучковой совсем не праздный.
На жилье для детей-сирот сделала акцент и краевая прокуратура в своем официальном заключении на проект краевого закона «О бюджете Ставропольского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов». Краевой надзорный орган отмечает: «Как следует из проекта закона, предусматриваемые в нем средства на приобретение жилых помещений для детей-сирот обеспечивают возможность обеспечения жильем около 500 лиц указанной категории при прогнозных данных о наступлении к 1 января 2015 года права на получение жилья у 1100 таких лиц, что не обеспечивает исполнения требований статьи 8 Федерального закона от 21 февраля 1996 г. № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Кстати, недавно краевая прокуратура, защищая жилищные права более 8 тысяч ставропольцев, добилась в Верховном суде РФ удовлетворения апелляции на «отказное» по ее заявлению решение Ставропольского краевого суда. Речь идет о бездействии принятого в 2009 году краевого закона, которым по договорам социального найма должно предоставляться жилье «чернобыльцам», инвалидам, многодетным родителям, имеющим трех и более детей до 18 лет и ряду других категорий. В определении Верховного суда сказано, что дефицит бюджета не может служить основанием для утраты нуждающимися гражданами права на предоставление им мер социальной поддержки. Регулирование бюджетных отношений должно осуществляться с учетом конституционных принципов и критериев.
На заседании Думы ее председатель Юрий Белый высказался в том плане, что в разные годы было принято много законов, некоторые из которых и не начинали действовать из-за отсутствия денег в бюджете и что пора провести ревизию законодательства. Но вряд ли ревизией можно отменить закон о жилье для данных категорий.
Куда еще пойдут крупные бюджетные ассигнования из денег, выделенных минимущества на 2015 год? Более 200 миллионов - на реализацию краевой государственной программы «Развитие транспортного комплекса». Также более 200 миллионов - взнос в уставный капитал ОАО «Международный аэропорт Ставрополь» на строительство, реконструкцию зданий и сооружений «воздушных ворот» краевой столицы. Т.е. правительство не намерено полностью отдавать аэропорт в частные руки.
На 120 с половиной миллионов увеличены расходы в связи с проведением государственной кадастровой оценки земель и объектов недвижимости. Запланированы средства на приобретение в собственность края земельных участков и проведение торгов по продаже права их аренды. Судя по всему, правительство в лице минимущества будет собирать под свое крыло госземли, чтобы разумно управлять ими. Во всяком случае, хочется надеяться, что пора растаскивания и разбазаривания краевого достояния перейдет в фазу получения реальной прибыли в казну. Но это в желаемой перспективе. А пока - вот такие немалые траты.
О других законах, которые приняты Думой
Изменениями, внесенными в краевой закон о налоге на имущество организаций, установлено, что налог на торговые центры общей площадью свыше 250 квадратных метров, а также в отношении нежилых помещений аналогичной площадью, предназначенных или фактически используемых для размещения торговых объектов, будет исчисляться исходя из кадастровой стоимости, в сумме 0,9 от нее. Таких торговых объектов в крае свыше 11 тысяч. По предварительной оценке краевого минфина, сумма дополнительных налогов должна составить около 80 миллионов рублей.
Внесены изменения и в закон о патентной системе налогообложения. Установлена дифференциация налога по муниципалитетам в зависимости от численности населения. В малом поселении индивидуальный предприниматель может получить потенциально меньший доход, и этот момент учтен. Принят также закон «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования». Расходы на медицинскую помощь в 2015 году в рамках терпрограммы увеличатся на 9,4 процента.
Галина Сергушина.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru