Вы здесь

УПОЛНОМОЧЕННЫМ ДАДУТ БОЛЬШЕ ПРАВ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Накануне Международного Дня прав человека Владимир Путин встретился с членами Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека, федеральными и региональными омбудсменами, представляющими все субъекты Российской Федерации. В этой встрече принимали участие и два ставропольских омбудсмена: уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае Алексей Селюков и уполномоченный при губернаторе края по правам ребенка Светлана Адаменко.
В этом году исполняется 20 лет существования института уполномоченных по правам человека в России и пять лет - институту уполномоченных по правам ребенка. Алексей Селюков и Светлана Адаменко поделились с региональными журналистами своими впечатлениями от встречи с главой государства. А. Селюков сказал, что впервые встреча с Президентом проходила в таком широком масштабе, первая в 2010 году состоялась в более узком кругу. За этот период в крае появились уполномоченный по правам ребенка и уполномоченный по правам предпринимателей. Расширились институты правозащитников и в других регионах. «Мы - государственные правозащитники, но были на встрече и те, которые не считают себя обязанными быть лояльными», - отметил он. Путину было важно увидеть, как работает создающаяся система правозащиты - Совета по правам человека, уполномоченных по правам человека, детей, бизнеса. Это еще один канал обратной связи между властью и обществом.
Как заметила уполномоченный по правам человека при президенте Элла Памфилова, встреча была уникальной в том плане, что впервые вместе собрались государственные правозащитники и вольные, т.е. те, кто не зависит от власти.
Представителям Ставрополья на встрече с главой государства выступить не удалось, хотя, по словам Алексея Селюкова, они к этому готовились. Какие вопросы, поднятые на встрече, оказались наиболее близкими нашим омбудсменам? А. Селюков обратил особое внимание на обсуждавшиеся проблемы судебной системы. В частности, он высказался перед журналистами по поводу обвинений судебной системы в коррумпированности. Об этом на встрече с президентом, материалы которой опубликованы на сайте Кремля, говорила старейшая правозащитница, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. Московская Хельсинкская группа - неправительственная общественная организация, ее уставная цель - содействие практическому выполнению гуманитарных статей Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а также всех остальных международно-правовых обязательств Российской Федерации в области прав человека. Обращаясь к Президенту, Людмила Алексеева назвала самой больной проблемой то, «что у нас нет справедливого, квалифицированного суда». Она просила Президента вернуть в полном объеме прежние полномочия суду присяжных, подчеркнув, что «суд присяжных - это участие граждан во власти, в данном случае - судебной власти.... Пусть наши граждане в роли присяжных исправят то, что натворили профессиональные судьи, и вернут доверие народа нашему суду», - заявила правозащитница.
Алексей Селюков на встрече со ставропольскими журналистами сказал, что проблема с судами существует, но он не склонен обвинять всех судей в коррумпированности. На Ставрополье суд присяжных работает. А вообще, по мнению нашего омбудсмена, и журналисты, и все граждане должны уважительно относиться к суду. При этом надо отметить, что к ставропольскому уполномоченному тоже идут жалобы людей, недовольных судебными решениями. Но омбудсмены не властны их отменять или пересматривать. Хотя аппарат ставропольского уполномоченного помогает людям при обращении в надзорные и вышестоящие судебные инстанции, если его юристы видят какую-то перспективу. Вместе с тем А. Селюков подчеркнул, что уполномоченный - не адвокат. Он согласился, что защита прав заключенных требует совершенствования. По его словам, сегодня не исполняется закон в части условно-досрочного освобождения. Препоной этому является якобы некое негласное корпоративное соглашение в правоохранительных органах, направленное на ограничение числа условно-досрочно освобождаемых.
«Люди идут к правозащитникам, как в последнюю инстанцию, - заметила уполномоченный при губернаторе края по правам ребенка Светлана Адаменко. - Важно помочь конкретному человеку поверить в государство». По ее словам, примерно 40 процентам обратившихся удается помочь. Наиболее трудно защищать права инвалидов. И в первую очередь речь идет о получении самой инвалидности. Вызывает недоумение и отношение к родителям детей-инвалидов. К примеру, труд мамы ребенка-инвалида не оплачивается государством, и она вынуждена жить вместе со своим малышом на его пособие. И пока никаких законодательных подвижек в этом плане нет.
Журналисты поинтересовались отношением Адаменко к проблемам ювенальной юстиции. В частности, речь зашла о перспективе изъятия ребенка из семьи в случае, если социальные службы усмотрят нарушение его прав родителями. Светлана Адаменко считает, что нет ничего плохого, если неблагополучную семью «будут сопровождать социальные службы». Западная модель ювенальной юстиции настроена на презумпцию виновности родителей. Российская модель - иная. Как заметила Светлана Адаменко, год назад на заседании Госсовета Владимир Путин сказал, что нужно помогать и оступившейся семье, и нормальной. По словам «детского омбудсмена», сегодня на Ставрополье 18 организаций, которые готовы сотрудничать с семьями. Остается надеяться, что у 18 нянек семья не останется без глазу. Главное, чтобы не замордовали семьи проверками и надзором.
О чем еще шла речь на встрече президента с государственными и вольными правозащитниками? Обратимся к кремлевской стенограмме встречи. «Люди приходят к вам, когда их не услышали, когда власть их не услышала, проигнорировала или осталась равнодушной к их законным требованиям», - подчеркнул
В. Путин. При этом он заметил, что быть уполномоченным это не должность, это - миссия.
Понятно, что уполномоченные, назначенные институтами власти, это на самом деле чиновники, зависящие от тех, кто их назначил. И их активность все-таки ограничена в значительной степени той самой лояльностью к власти. Хотя, надо заметить, что и уполномоченный по правам человека в крае, и уполномоченный по правам ребенка много помогают людям, которые без их помощи не добились бы защиты своих законных прав. Об этом говорят итоговые годовые доклады наших государственных правозащитников, в которых дается анализ обращений и видна результативность их работы.
Элла Памфилова сообщила участникам встречи, что вместе с различными управлениями администрации Президента подготовлен целый пакет изменений в законы, в том числе в федеральный закон «Об уполномоченном», которые позволят получить реальные полномочия. Видимо, понимая, что региональных руководителей вряд ли обрадуют эти изменения, Памфилова обратилась к Президенту со словами: «Очень надеюсь, что именно вы внесете этот пакет в Думу». Очевидно, она имела в виду, что руководители региональной власти больше прислушиваются к тому, что исходит непосредственно от президента, ведь именно он назначает их на должность.
Что касается вольных правозащитников, то они обращали внимание главы государства на иные проблемы. В частности, на то, что действующий закон о некоммерческих организациях рассматривает правозащитную деятельность как социально ориентированную, но не все руководители на местах готовы с этим согласиться. Шла речь и о подготовке специального федерального закона о помиловании.
Президента также спросили, не намерен ли он объявить в связи с 70-летием Победы широкую амнистию для лиц, находящихся в местах лишения свободы. В. Путин заметил, что нельзя постоянно частить с этими амнистиями, что люди, которые там находятся, имеют определенные права, но нельзя забывать и о правах жертв преступлений. «Представьте себе ситуацию. Человек совершил преступление, есть пострадавшие, а завтра он смотрит - гражданин уже гуляет по улице. Понимаете, как люди к этому будут относиться и к нашей с вами политике в этой сфере? Все хорошо в меру. Я - за, но за взвешенный подход».
Федеральный уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов просил президента принять очередной пакет документов по гуманизации законодательства в экономической сфере. Путин подчеркнул, что упор делается на свободу предпринимательства. Но вместе с тем заметил, что если согласиться, к примеру, с предложением виноделов разрешить продажу вина с неподготовленных площадок, считай, с грузовиков прямо, «мы так с вами полстраны отравим».
Судя по стенограмме, на встрече с главой государства поднимались вопросы и глобальные, и локальные, участники встречи пытались с помощью президента отстоять права каких-то конкретных людей, рассказывая о конкретных случаях. Заключая встречу, Владимир Путин сказал: «Понимаете, нам, конечно, многое нужно сделать. Но для этого, собственно говоря, повторяю, и существуют такие организации, как ваша.... Спасибо вам большое за работу».
Галина Степанова.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет