Вы здесь
КИСЛОВОДСКИЙ ПАРК: ГЛАВНОЕ НЕ НАВРЕДИТЬ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).В предновогодние дни главной обсуждаемой темой на Кавминводах стал федеральный законопроект об особо охраняемых природных территориях, который, в частности, позволит преобразовывать заповедники в национальные парки и понижать уровень федеральных заказников до региональных. Чем это может обернуться для уникального бальнеологического курорта, на прошлой неделе обсуждали в конференц-зале Кисловодского санатория имени Орджоникидзе на заседании общественного совета при Росимуществе.
О важности темы, стоявшей на повестке дня, можно было догадаться уже по составу участников. В числе присутствовавших были представители федеральных министерств, местного самоуправления, полпредства Президента России в СКФО, министерств экономического развития по делам Северного Кавказа и минприроды, депутаты городской думы, а также руководители здравниц и предприятий региона. Но, несмотря на серьезность темы, обсуждать будущее кисловодского парка общественникам приходилось, что называется, вслепую. Сам законопроект еще находится в разработке, но даже эту черновую версию практически никто из собравшихся не видел.
Закона еще нет,
но шума много
Как говорится в пояснительной справке государственно-правового управления администрации президента России, новым проектом «для экологического просвещения населения предусматривается преобразование до 31 декабря 2015 года ряда государственных природных заповедников в национальные парки по решению правительства Российской Федерации при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы». Но, кроме словосочетания «национальный парк», смущало присутствовавших и то, что из числа особо охраняемых природных территорий теперь исключены курорты, лечебно-оздоровительные местности и территории традиционного природопользования. Неоднозначно было воспринято общественностью еще одно нововведение, а именно тот факт, что заказники теперь смогут перейти из федерального в региональное подчинение. То есть, фактически, после принятия подобного законопроекта у кисловодского парка было бы несколько вариантов развития, каждый из которых имеет свои особенности и в той или иной степени затрагивает интересы различных групп населения, от простых посетителей до власть имущих. Причем у каждого на этот счет свои соображения. Однако обо всем по порядку.
Последние значимые законы в области природоохранных территорий принимались в нашей стране около десятка лет назад и в какой-то степени перестали отвечать современным требованиям. Отчасти из-за своих формулировок, а отчасти, чего уж греха таить, из-за налета времени, который иногда мешает чиновникам правильно трактовать эти самые формулировки, и зачастую не в интересах большинства граждан. В общем, предпосылки для законодательных перетрубаций в этой области назрели уже давно. А события уходящего года послужили хорошим поводом для наведения порядка.
«Развитию региона со стороны государства уже не одно столетие уделялось огромное внимание. Но сегодня президентом поставлена задача по импортозамещению, а это не только отечественная капуста, но и наши санатории. Этот закон начинал разрабатываться еще в
90 годах и даже был принят в первом чтении в 2003 году, но новая инициатива обратиться к этому закону появилась летом, после того как КМВ посетила Валентина Матвиенко. К настоящему моменту на Кавминводах уже многое сделано. Создана инфраструктура, и курорт приобрел всемирную известность, но время не стоит на месте, и мы тоже должны развиваться. Необходимо больше привлекать инвестиции, внедрять новые технологии, чтобы граждане, привыкшие уезжать на европейские курорты, могли получить здесь полноценную замену.
Новый законопроект, помимо прочего, содержит такое понятие, как медицинский кластер. В законе подробно описано, что он включает и какие организации в него будут входить. Основная идея состоит в том, чтобы мы могли создать на КМВ инфраструктуру высокотехнологичной медицинской помощи. Также предусмотрены меры стимулирования тех организаций, которые войдут в кластер. Второй важный вопрос - это охрана и зашита природных ресурсов на всей территории, что также требует особого внимания, - сообщила на заседании представитель Министерства по делам Северного Кавказа Ольга Рухуллаева.
Однако с учетом того, что сфера курортологии и туризма намного сложней, чем агротехнология по выращиванию капусты, подойти к обсуждению данного вопроса решили несколько иначе. И, по сути, можно сказать, что это будет законопроект, принятый с учетом не только мнения государственных мужей, но и при активном содействии со стороны общественности. В обсуждении вариантов поправок примут участие 18 представителей различных ведомств, к плотной работе над проектом будут привлечены сотрудники минздрава и представители как краевых, так и муниципальных властей. Кроме того, изучить проект, как только он появится в открытом доступе, и внести свои предложения было рекомендовано и общественной палате. У ее представителей уже на начальном этапе накопилось много вопросов, большинство из которых касается властных полномочий и земли. В частности, представителей местного самоуправления волновал вопрос, не хочет ли федерация данным проектом лишить их права распоряжаться кисловодским парком.
Так, ссылаясь на 131 и 184 Федеральные законы, глава города-курорта Сергей Финенко заметил, что они четко наделяют полномочиями распоряжаться объектами строительства местные власти. И в случае принятия нового законопроекта получится нестыковка.
На что заместитель министра экономического развития - руководитель Росимущества Ольга Дергунова ответила четко и лаконично: «Формулировки еще будут уточняться».
Что же касается самих застроек, то перспективы местное самоуправление ждут не радужные.
«Сейчас местные власти обладают широким спектром полномочий и обязанностей. Мы хотим в законопроекте предложить, чтобы отдельные полномочия проходили согласования в федеральных органах власти», - пояснила замминистра.
Коснулась Ольга Дергунова и такой волнующей темы, как санитарные зоны, заметив, что разграничение санитарных зон очень важная тема, потому что это позволяет городу развиваться, и предложила затронуть ее на следующем заседании. Однако, кроме развития, зонирование может стать причиной урезания парковой зоны и переведением ныне отстроенных развлекательных комплексов и ресторанов в правовое положение, тем самым легализовав захватническую деятельность строителей, о чем уже поползли слухи среди населения. Чего же на деле будет больше, пользы или вреда, покажет время.
Идея присоединения кисловодского курортного парка к сочинскому национальному парку также вызвала много протестов и разногласий. Исходя из имеющегося сегодня закона, национальные парки имеют право взимать плату за посещение «в целях отдыха и туризма» за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов. Причем полномочия по созданию охранной зоны нацпарков от региональных властей полностью перейдут к Минприроды.
Однако панику в отношении участия граждан в посещении парков, вариации на тему препятствий в посещении и закрытости Ольга Дергунова назвала способом отвлечь внимание от главной темы - препятствие незаконному строительству.
Как пояснила замминистра, 33 федеральный закон дает жесткое определение, препятствующее незаконному строительству на территории национального парка.
Впрочем, переживания граждан не случайны, ведь в законе действительно говорится о необходимости зонировать парк на природоохранную и доступную для посещения горожан зоны. А где именно будет пролегать эта линия - пока не известно.
«Неважно откуда управлять. Кисловодский парк находится на территории города, и никто его отсюда не заберет. Объединение с сочинским парком - это промежуточный этап. В будущем будет создана дирекция для национального кисловодского парка, но для этого национальный парк сначала нужно создать. Это должно быть сделано теми людьми, которые сегодня уже имеют опыт такой работы. И только после того как мы это сделаем, будет закладываться создание бюджетной организации для управления этим нацпарком, базирующейся в городе Кисловодске. Но на сегодня создавать такое учреждение для бюджета накладно, - сказала Ольга Дергунова. - Почему все это нужно? 406 законом с Кисловодска снимается статус особой природоохранной зоны, так вот как раз те действия, которые предпринимает Росимущество вместе с министерством природных ресурсов, позволят сохранить за кисловодским парком такой статус. А сочинский парк выбран только из соображений наиболее близкого расположения».
К сожалению, на данный момент, более предметно разобраться в новом законе, возможности нет. Да и сама версия законопроекта, как уже говорилось выше, далеко не окончательная и может претерпеть еще не одну поправку. Поэтому на данном этапе у общественников было только одно пожелание:
«Главный принцип, которому должен отвечать закон, - единодушно согласились члены совета, - не навреди, в том числе и формулировками».
Как было отмечено, в 1993 году уже был принят закон о КМВ, которому все радовались и на который возлагали большие надежды. Но закон содержал только общие фразы и постановочные моменты, и трактовал его каждый, как ему хотелось. Поэтому от нового закона представители общественности ждут большей конкретики и четких определений, не позволяющих извратить федеральное законодательство в угоду кому бы то ни было. И, конечно, чтобы новые законодательные строчки могли защитить кисловодский парк. Как бы его ни называли - национальным или курортным, главное, чтобы ставший уже мировым достоянием парк не растащили на кусочки и не превратили в торгово-развлекательный центр.
Уникальный объект
на заднем дворе
Однако от никем не виданного закона перейдем к объектам парка, которые пока еще видны. Согласно плану ремонтных работ, на период 2014-2016 годов в кисловодском парке планируется отреставрировать порядка 33 объекта. В числе подлежащих ремонту мест - любимый курортниками мост «Дамский каприз», дороги, тротуары, терренкуры, 6 туалетов и отстроенные два года назад медпункт, площадка и солярий на «Красном солнышке». Главными же объектами, с которых и начнется реконструкция, стали «Каскадная лестница» и «Храм воздуха». И если по первому пункту возражений нет, то с «Храмом воздуха» возникают некоторые сомнения.
«Храм воздуха» уникален, но что там делать, не очень понятно», - заметила Ольга Дергунова.
И предложила сделать объекты более функциональными. Однако даже с дополнительными функциями этот уникальный объект теперь едва ли сможет стать по-настоящему достоянием горожан и курортников. Еще весной, когда мне выпала возможность погулять по курортному парку, о том, что есть такой объект, я даже не догадывалась. А между тем прошла мимо него несколько раз. На все расспросы проходящие мимо люди указывали на терренкуры, ведущие высоко в гору, к пункту канатной дороги. Именно там, среди огромных глыб на обрывистом склоне, по мнению отдыхающих, и есть знаменитый «Храм воздуха». И дело, в общем-то, не удивительное. Но оказалось, что настоящий храм - творение рук человеческих, находится намного ближе, практически напротив входа в федеральный медицинский центр Росимущества, санаторий Орджоникидзе. Только увидеть его не так-то просто. Обшарпанную смотровую площадку храма загораживает новенький блестящий комплекс из голубого стекла, горки строительного мусора, красный шлагбаум и невысокий забор. И о том, что во всем этом хаосе может находиться национальное культурное достояние, проход к которому должен быть открыт любому желающему, простому посетителю остается только догадываться.
Новый «Храм воздуха», а именно так называется отстроенный там развлекательный центр, на уникальность, конечно, не претендует, но стоит прочно, опираясь на могучий фундамент, и отодвигаться, как видно, не собирается. Поэтому, поможет ли делу реставрация, какую еще функциональность можно добавить к уже имеющейся и где эта самая функциональность поместится - не понятно.
Торговать нельзя!
Мелкому бизнесу!
Что же касается торговли, которой в кисловодском парке совсем недавно объявили бой, то из-за активных обращений в этом году администрацией города совместно с Росимуществом были внесены изменения в постановление, в соответствии с которым санаториям разрешалось поставить в парке палатки с мороженым и водой. На будущий год список торговых мест планируется еще увеличить, но, конечно, в соответствии со всеми запретами. Схема размещения на сегодняшний момент уже разработана, и согласовано еще 5 торговых точек за пределами санитарной зоны, продавать на которых будет разрешено товары первой необходимости. Причем присутствующим пояснили, что сувениры таковыми не являются - только вода и мороженое. А для решения этой проблемы местные власти опять-таки поднимают вопрос зонирования. То есть еще предстоит определить те границы, которые город считает правильными для своего развития. Ведь на ту часть парка, которую можно будет причислить к городской черте, ни один из сегодняшних запретов не распространится - ни на строительство, ни на торговлю.
Обсудили члены совета и идею с электромобилями. Как сообщалось, за все это время от граждан поступило только одно обращение о внедрении в парк подобной диковины, на которое сразу, еще в
2013 году ответили отказом. Но теперь, несмотря на бурное возмущение горожан, к вопросу решили вернуться. Как сообщила Ольга Дергунова, электромобили позволят решить вопрос о доставке отдыхающего населения в труднодоступные уголки парка. Однако вместе с доступностью отдаленных уголков, как считают члены совета, из-за наплыва отдыхающих может быть поставлена под угрозу и их экологическая безопасность. А введенная поначалу с ограничениями оздоровительная езда со временем полностью вытеснит оздоровительную ходьбу, чем собственно и знаменит кисловодский парк.
Одним словом, кисловодский парк ждут неотвратимые перемены, вот только в лучшую ли сторону и на ком именно они отразятся, сказать сложно. Пока же из парка выгнали мелкий бизнес, наметили ряд ремонтных работ и планируют провести его четкое зонирование, после чего доступность парка для простых граждан в том виде, в каком он есть сегодня, может оказаться под вопросом. А что же в это время делают крупные капиталы, своевременно оттяпавшие куски лечебно-оздоровительной земли? Растут, развиваются и продолжают строиться, превращая сезонные кибитки в капитальные строения, которые закону, не имея возможности сдвинуть, придется теперь огибать. Да и сама идея с созданием национального парка, при учете пересмотра зонирования, на деле может оказаться не столь эффективной. Новое строительство категорически запретят на территории нацпарка, а вот какие именно зоны войдут в национальный парк, а какие будут отданы городу для развития, пока также остается неясным.
Светлана Лазебина.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru