Вы здесь
СРЕДА ОБИТАНИЯ ТРЕБУЕТ ВНИМАНИЯ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Каждый человек в нашей стране имеет право на благополучную среду обитания - на чистую воду в кране и в водоеме, не загрязненный сточными водами пруд и не засыпанный мусором лес. Контроль за этим в том числе возложен на Роспотребнадзор. О том, какие именно задачи решает это ведомство и как обстоит дело в этой сфере в нашем регионе, мы побеседовали с заместителем начальника отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю Владимиром Польским.
- Владимир Павлович, какие именно вопросы контролирует ваше ведомство?
- Деятельность Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю осуществляется в соответствии с положением, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в августе 2006 года. Согласно этому документу у нашего Управления достаточно широкие полномочия в вопросах соблюдения требований санитарного законодательства. Но если говорить об организации и проведении плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, то наша деятельность регулируется ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля». Законом установлен четкий порядок проведения и организации проверок. Все плановые надзорные мероприятия должны согласовываться и утверждаться Генеральной прокуратурой РФ на весь год. А на неподконтрольных нам направлениях мы и вовсе не можем проводить проверки.
Кроме того, с 2007 года в связи с внесением изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации из полномочий нашей службы исключены вопросы рассмотрения проектов строительства, контроля за его ходом и приемкой в эксплуатацию законченных строительных объектов. А с октября 2011 года после внесения соответствующих поправок в действующие нормативно-правовые акты мы перестали также рассматривать документы по фактам отводов земельных участков под строительство или размещение любых объектов, по которым у граждан было много жалоб и обращений.
- А сейчас жалоб к вам поступает много? Ведь еще несколько лет назад от граждан нередко можно было услышать фразу: «Вот пожалуюсь в санэпидстанцию, она сразу наведет порядок». Сегодня так уже не говорят. Что изменилось: нет поводов для обращений или имеют место какие-то другие причины?
- Нет, на самом деле обращений к нам продолжает поступать много. По этому году еще цифр нет, а вот в прошлом году в Управление поступило свыше 7300 обращений. Три четверти из них - сигналы о нарушении прав потребителей, а остальные - санитарного законодательства.
- Каково качество питьевой воды в регионе? Как вы можете охарактеризовать санитарное состояние наших водоемов?
- Водоснабжение Ставропольского края осуществляется из поверхностных и подземных источников.
В целом по краю, по результатам контроля за состоянием хозяйственно-питьевого водоснабжения за последние пять лет, качество подаваемой населению питьевой воды продолжает оставаться стабильным. Доля неудовлетворительных проб по санитарно-химическим показателям снизилась в 2,6 раза, по микробиологическим показателям соответственно в 5,3 раза. При этом показатели остаются значительно ниже средних по стране. Согласно статистическим данным, в 2013 году доля неудовлетворительных проб питьевой воды, подаваемой населению в РФ по санитарно-химическим показателям, превышала 16 процентов, по микробиологическим - составляла более 4 процентов. Если говорить о неудовлетворительных пробах по радиологическим показателям, то в последние годы таковых в разводящей сети края зафиксировано не было.
В то же время число водных источников в крае, не отвечающих гигиеническим требованиям (в том числе таких, где отсутствует организованная зона охраны), снизилось в разы. По последним данным, речь идет всего о трех поверхностных водных источниках.
В то же время открытые водоемы используются населением края не только в качестве источников водоснабжения, но и для отдыха и купания. А потому нами осуществляется контроль за качеством воды в водоемах, используемых в качестве рекреационных, либо расположенных в черте населенных пунктов. В прошлом году из 540 проб воды, взятых в 148 местах, 123 не отвечали санитарно-гигиеническим требованиям. На соответствие микробиологическим показателям было исследовано 984 пробы, 195 из них показали неудовлетворительный результат.
При этом следует отметить, что использование водного объекта в рекреационных целях в соответствии с требованиями федерального законодательства допускается только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным требованиям. В прошлом году таких заключений было выдано 19.
- Сегодня наши города плотным кольцом окружили всевозможные садовые товарищества и дачные кооперативы, в которых живут люди. При этом бытовые вопросы каждый решает самостоятельно: некоторые граждане строят выгребные ямы или проводят канализации, что, в принципе, случается нечасто, ну а остальные пускают сточные воды по ливневкам в ближайшие речушки. Насколько остро стоит эта проблема и как вы ее решаете?
- Решение вопросов благоустройства территории населенных мест, организации водоснабжения, водоотведения, сбора и удаления жидких и твердых бытовых отходов, в соответствии с положениями закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», относится к полномочиям местных властей. Мы неоднократно поднимали на региональном и муниципальном уровне вопрос о необходимости комплексного подхода к решению этих проблем.
Согласно ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» очистке должен подвергаться весь объем поступающей в населенный пункт воды за вычетом безвозвратных потерь. Однако на деле так бывает не всегда.
Дело в том, что организация сбора и удаления жидких отходов санитарными нормами и правилами не регламентирована. И механизмов проведения обследований частных домовладений, включая дачные участки граждан, без их согласия у Управления Роспотребнадзора нет, не можем мы применять и меры административного воздействия к гражданам за нарушение санитарного состояния их придомовой территории. Поэтому Управление не проводит проверок в этом направлении.
- В Подмосковье недавно было проведено расследование в отношении коммунального предприятия, эксплуатирующего очистные сооружения в одном из микрорайонов. Было установлено, что в результате износа сетей произошел выброс в воду плохо очищенных стоков. Есть ли у нас среди нарушителей, загрязняющих водоемы, предприятия?
- Санитарно-гигиенические нормы и правила к содержанию и эксплуатации очистных сооружений канализации отсутствуют. Оценка технического состояния таких сооружений не входит в полномочия нашего ведомства. В то же время работа очистных сооружений канализации может оцениваться по эффективности очистки сточных вод от загрязнения. Нормативы, регламентирующие количество загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами после очистки, утверждаются в соответствии с требованиями природоохранного законодательства с учетом конкретных условий эксплуатации водного объекта. Управление Роспотребнадзора вправе осуществлять контроль за качеством сбрасываемых сточных вод в двух случаях: если сброс осуществляется в пределах населенного пункта или если водоем официально используется населением в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения или рекреационных целях. В остальных случаях функции контроля осуществляют Росприроднадзор или Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды края в зависимости от поднадзорности такого объекта. В прошлом году в ходе контроля за качеством воды водных объектов, надзор за которыми вправе осуществлять Управление Роспотребнадзора, фактов экстремально высокого загрязнения не установлено.
- Есть ли у нас факты загрязнения воздуха и почвы?
- Такие случаи бывают. В прошлом году в ходе контроля за санитарным состоянием почвы на территории населенных пунктов края брались пробы на их соответствие нормативам по санитарно-химическим, микробиологическим, паразитологическим и радиологическим показателям. Проб, не отвечающих требованиям по санитарно-химическим и радиологическим показателям, не выявлено. А по микробиологическим и паразитологическим не отвечали требованиям 3,5 и 1 процент соответственно. Мы оцениваем общее состояние окружающей среды, но повлиять на ситуацию оперативно не можем. Здесь нужно проводить исследования и прорабатывать меры на долгосрочную перспективу.
- Одна из функций вашего ведомства - контроль за условиями и способами сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления. Расскажите о проводимой работе подробнее. Можно ли сказать, что у нас становится меньше несанкционированных свалок? Какова вообще ситуация в сфере захоронения отходов производства в крае?
- В прошлом году у нас на контроле было 167 санкционированных свалок и полигонов ТБО, из которых только 12 можно оценить как отвечающие санитарным нормам и правилам. Остальные - эксплуатируются с нарушениями санитарных требований. Их размещение и строительство осуществлялось зачастую без необходимых проектных материалов. На самих объектах отсутствуют необходимая техника и постоянный обслуживающий персонал. Не обеспечивается технология утилизации отходов.
Мы полагаем, что на ситуацию положительно могло бы повлиять реализация краевой программы «Отходы производства и потребления в Ставропольском крае на 2012-2016 годы», утвержденной постановлением правительства региона в конце 2011 года. Этот документ предусматривает строительство в крае 16 межмуниципальных зональных отходоперерабатывающих комплексов. Общий объем инвестиций должен составить более 4 миллиардов рублей.
Но финансирование их запланировано только из внебюджетных источников. В итоге из необходимых на прошлый год внебюджетных средств в объеме 816 миллионов рублей по итогам года выполнено работ на сумму 2 миллиона 325 тысяч. 2 миллиона выделено на строительство Благодарненского межмуниципального зонального центра, а остальное - на аналогичный объект в Буденновске. Так что неудивительно, что в настоящий момент введены в эксплуатацию всего два центра - Ставропольский и Георгиевский. Ведется подготовка и оформление документации на строительство Петровского и Невинномысского зональных центров. Ну а что касается остальных объектов, то средства на них не выделялись, а в некоторых случаях до сих пор не определены и инвесторы. Так что с отходоперерабатывающими комплексами дело обстоит не так, как хотелось бы.
Еще один острый вопрос - планово-регулярной санитарной очисткой в регионе охвачено менее половины населенных пунктов. Попросту говоря, нормальная работа по вывозу мусора организована не везде. Доля населения, которому доступна эта услуга, в разных местах составляет от 15 до 50 процентов. Ну а что касается остальных граждан, то либо мусор у них вывозят по заявке, либо осуществляется его самовывоз. До свалки же его довозят далеко не всегда. Нередко бывает, чтоб сэкономить на горючем, человек вываливает мусор в ближайшем лесу или овраге.
Вопрос этот неоднократно рассматривался на совещаниях внутри ведомства, выносился он и на заседаниях краевой межведомственной санитарно-противоэпидемической комиссии.
Поскольку он относится к полномочиям органов местного самоуправления, то в минувшем году специалисты нашего Управления провели 30 проверок на предмет того, как ведется работа на местах. За нарушения санитарных требований по организации и проведению санитарной очистки к административной ответственности были привлечены 10 юридических лиц (муниципальные образования Первомайского, Этокского, Беломечетского, Московского и других сельских советов). Рублем наказаны и 22 должностных лица этих сельсоветов. Также в прошлом году проведено 19 проверок в отношении предприятий, осуществляющих сбор и транспортировку отходов. По результатам составлено 20 протоколов о привлечении к административной ответственности. В общем, может, и не так быстро, как нам всем того хотелось бы, но проблемы решаются.
В этой связи хотелось бы обратиться к гражданам, чтобы и они в свою очередь проявляли более ответственную гражданскую позицию. Бороться со стихийными свалками, с теми, кто сливает в воду отходы, можно только совместными усилиями. Свои претензии и обращения граждане могут направить в письменной форме на адрес Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю (3555008, г. Ставрополь, пер. Фадеева, 4). Контактные телефоны - 29-86-39, 29-86-41.
Беседовала Ирина ПОСТОВАЯ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru