Вы здесь

О ВОЕННО-ГРУЗИНСКОЙ ДОРОГЕ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Ставрополь занимает уникальное географическое положение: он расположен на 45-й параллели - точно посередине между экватором и Северным полюсом, на самой высокой точке Предкавказья и разделяет бассейны двух морей - Каспийского и Черного. Начиная с XVIII века, через Ставрополь проходила Военно-Грузинская дорога, связывающая Кавказ и Закавказье с Москвой и Санкт-Петербургом. Благодаря такому расположению Ставрополь называют «Вратами Кавказа».
Учреждена Военно-Грузинская дорога была около 1777 года по приказанию князя Потемкина Таврического и с того времени постоянно служила главной, как государственной, так и военной, дорогой из России в Грузию.
Военно-Грузинская дорога связывала столицу не только с Кавказом, но и с заграничными территориями. В Государственном архиве Ставропольского края сохранились документы о проезде по этой дороге русского дипломата, поэта и драматурга А.С. Грибоедова. Во время русско-иранской войны 1826-1828 годов он участвовал в дипломатических переговорах с иранским правительством и выработал условия Туркманчайского мирного договора, закрепившего победу России над Ираном. 10 (22) февраля 1828 года мирный договор был подписан и 14 марта доставлен А.С. Грибоедовым в Петербург.
Через 3 месяца дипломата отправили с миссией в Тегеран. В письме Министерства иностранных дел, адресованном генерал-губернатору Кавказской области Г.А. Эммануэлю, говорится о том, что «Государю Императору благоугодно было назначить полномочным министром при Тегеранском дворе господина статского советника Грибоедова.... Покорнейше прошу Вас оказать ему безостановочное продолжение пути к месту его назначения».
В Трудах Ставропольской Ученой Архивной комиссии имеются сведения о том, что Военно-Грузинская дорога была устроена лучше других, содержалась всегда в исправности и была очень удобна для прохода войск. В торговом отношении дорога также заслуживает большого внимания - товары из Москвы, лес с Дона, провиант и порох провозили в Ставрополь именно по этой дороге.
В зимнее же время движение практически прекращалось, так как в степях зимой поднимались метели и вьюги.
Ксения Калугина, главный археограф.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет