Вы здесь
ПОЛНОЕ БРЮХО МЕДЯКОВ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Аж целых три копейки за литр
Владимир Владимирович!
Я тут пил молоко и проглотил... три копейки. Вы скажете, придумываю, такой разменной монеты у нас давно нет. Да я не о монетах, я о копейках. Которые краевой бюджет числом аж три штуки дает хозяйствам в виде дотаций на литр реализованного молока высшего сорта (на молоко первого сорта - 2 копейки). Так что каждый, кто пьет молочко, их глотает. Да, еще глотает по 45 копеек (по 34 копейки для первого сорта) на литр из федерального бюджета. Итого - 48 (36) копеек. Похоже, у каждого из нас теперь полное брюхо медяков. Прислушайтесь, может, они и у вас бренчат?
Щедрость эта непомерная нашего краевого правительства выливается в затраты бюджета на целых 2,1 миллиона на текущий год. Федеральному бюджету наш край обходится чуть больше - в 30,4 миллиона. Самим вам там, в правительстве, не смешно такие цифры записывать и утверждать? Два «лимона» на весь край! По 10 рублей 33 копейки на корову. Это надо же! Да таких денег ей даже на налыгач не хватит. (Налыгач, Владимир Владимирович, это веревка, на которой корову водят. За рога - и тянут в светлое будущее. Понимаю, что в наш просвещенный век это слово уже не звучит. Но как не вспомнить, ведь такое сочное!). Неужели кто-то, включая вас, первое лицо края, всерьез надеется, что такие «субсидии» станут стимулом для развития молочного животноводства? Если так, то я снимаю шляпу перед вашим безудержным, безоглядным оптимизмом и верой в молочное чудо.
Вся наша жизнь да есть борьба
Хорошее молочко под звон меди располагает к воспоминаниям и размышлениям. Позволю их сейчас. Сколько себя помню, Владимир Владимирович, власти края боролись за большое молоко. Да и до моего рождения боролись. Ведь коллективизация кроме всего прочего - это и стремление к созданию высокотоварной животноводческой отрасли. А потом - укрупнение колхозов с той же целью, строительство молочных комплексов...
Но вот что странно было наблюдать: чем выше градус борьбы и чем больше вкладывалось в отрасль средств, тем острее была молочная проблема. Сливочное масло, сыры, йогурты элементарно ходили в дефиците. На конференциях, на пленумах, на партхозактивах она обсуждалась чуть ли не как ключевая в АПК. Из-за падения надоев не одна руководящая голова слетала. Причина - отсутствие интереса в развитии молочного производства. Из под палки его развивали. Забегая вперед, скажу: сегодня и палку бросили, и интерес не сформировали.
И тем не менее в 1990 году колхозы и совхозы края произвели 1 миллион 66 тысяч тонн молока. В 2013 году, в момент вашего прихода в край, сельхозпредприятия произвели всего 136 тысяч тонн. Это для сравнения. И понимания, в какую пропасть мы свалились.
Прежде всего, власть свалила своей безмозглой политикой. Справедливости ради надо сказать, что вместе с личными подсобными хозяйствами вышло больше, аж 607 тысяч тонн. Хотя я не думаю, что вы этой цифре доверяете. За ней то, что крестьяне сами съедают, если не приписывают, на товарный рынок из личного подсобного попадает мало и реальную картину в целом большие объемы «подсобки» почти не меняют. То, что невозможно подсчитать, легко придумать. Так что давайте за точку отсчета брать все же 136 тысяч.
«Единственный путь» только на словах
Понятно, что весь этот чудовищный провал умные люди свалили на рынок. Мол, это он, негодный, привел к тому, что коров стало невыгодно держать, вот их и порезали. Откуда же молочко, когда некого за дойки дергать? Хотя, на мой взгляд, все дело в слабости власти, в ее неспособности находить оптимальные рычаги управления. И слабость эта проявляется по настоящий момент.
Лечить болезнь предложили опять же рыночными методами. Я в одной умной справке нашего краевого минсельхоза прочитал, что единственный - так и написано, «единственный» путь создания на территории края современного молочного животноводства это предоставление субсидий из бюджета. Мол, субсидии не только стимулируют рост производства молока, но и гарантируют сельхозпроизводителям финансовую поддержку. Из этой доктрины якобы и выстроена сегодня вся политика поддержки селян.
Но как же так? «Единственный путь» - и всего 48 (36) копеек на литр? И всего 32,5 миллиона господдержки на все закупки молока в крае? С такими суммами это и не путь даже, а так, затерянная в лугах тропинка. Которая никуда, кроме как в болото, не ведет. Красивые фразы придумываем, а содержанием наполнить их ума не хватает.
Предвижу, как сельхозаналитики из вашего окружения хором закричат: да что он, такой-сякой автор, пишет: это же не так! Он не учитывает другие субсидии! Их у нас аж на 3,2 миллиарда рублей во все сельскохозяйственное производство! В том числе - и в молочное! Бери - не хочу, только бизнес-план составь, мы больше чем на шестьдесят миллионов в неделю выдаем субсидий!
Действительно, субсидии в сельхозсектор края, помимо уже обозначенных, выдаются более чем щедро. На поддержку племенного животноводства, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам в случае приобретения животных, кормов, семян, препаратов защиты растений и животных, строительство ферм, закупку оборудования, на гектар пашни и прочее. И размер этих субсидий не в пример выше, в разы и разы больше, чем на килограмм реализованного молока.
То есть на прямую поддержку закупок готового продукта у нас выделяются копейки, а на поддержку опосредованную, то есть на подготовку этого производства - миллиарды. Строй фермы, закупай поголовье, оборудование, ветпрепараты с кормами - тут мы поможем. Когда же привезешь на молокозавод само молоко, то получишь жирную дулю. В виде пригоршни медяков.
Как-то все с ног на голову перевернуто, Владимир Владимирович. Так ли я понимаю? То есть если ты уже имеешь ферму и производишь молоко, то денег из госкармана не получишь? Ну а если надумал строить - получай полной мерой? На сам процесс строительства. Когда же построишь и запустишь производство, то опять родник иссякнет, и ты имеешь все шансы загнуться? С этого момента ты со своим молоком уже никому не нужен? Если это действительно так, то с логикой составители такого «механизма поддержки» явно не в ладу. Путают причинно-следственные связи.
Поддерживаем затратный механизм
К чему это приводит? С одной стороны, повышенное внимание, в том числе и ваше лично, Владимир Владимирович, к строительству и эксплуатации мега-ферм. «Село Ворошилова», «Чапаевское», «Лесная дача»... Какие-там еще? Куда вы еще званых гостей возите? Вот недавно прочитал, что две первых закупили в Соединенных Штатах и Голландии очередные 2586 голов нетелей голштино-фризов. Наверняка им субсидировали закупку из бюджета. Могли бы и двадцать тысяч взять - ведь почти на халяву. Я не удивляюсь, почему у нас и сами мега-фермы выходят дорогущие, счет идет на миллиарды. Чем больше сумма, тем легче от нее отщипнуть. С другой стороны, у нас перестают производить молоко те хозяйства, которые традиционно им занимались. И разрушают фермы, построенные предыдущими поколениями. По большому счету, кровью и потом построенные. По последним данным молочное производство полностью(!) прекращено в семи районах края. В девяти районах за январь-апрель его продали меньше, чем по десять тонн. То есть практически ничего. Один молоковоз со всего района за треть года. И только в восьми районах оно еще более-менее заметно. Тут по два-три молоковоза за четыре месяца везут на завод.
По мне так без разницы, как селянин молоко произвел. На мега-ферме или на мини. Пусть хоть из одуванчиков его выдавит. Главное - чтобы оно было. Его появление и надо стимулировать. Не кажется ли вам, Владимир Владимирович, что нынешняя государственная политика поддержки, по большому счету, губит массового производителя молока? А если и поддерживает, то затратный путь развития отрасли? И распил бюджета. Именно затратный путь, и именно распил. По данным «Союзмолока» новые молочные комплексы производят свою продукцию по 22-23 рубля за литр. Старые фермы - по 16-17 рублей. А лучшие хозяйства у нас в крае и того дешевле. В последние годы их руководители, не впадая в болезнь мегамании, привели в порядок старые фермы, реконструировали их, насытили новым оборудованием, построили кормозаводы. Затраты на порядок ниже, а результат выше. Себестоимость производства молока в племколхозе «Россия» Новоалександровского района, к примеру, по 13 рублей за литр, в колхозе имени Ворошилова Труновского - по 15 рублей, в «Казьминском» Кочубеевского - по 19 рублей.
Между прочим, Владимир Владимирович, если бы на той земле, что занята в этих хозяйствах под корма, засеять зерновые, то рентабельность производства была бы выше. Но руководители занимаются молочным производством. В том числе и в надежде, что когда-нибудь наша власть поймет все значение этой отрасли и выстроит, наконец, грамотную политику в отношении нее.
И результат такой перекошенной «господдержки» молочной отрасли, когда не продажу конечного продукта субсидируем, а строительство ферм, ожидаемый: молока как не было, так и нет. С чего вы, Владимир Владимирович, придя в край, начали? Со 136 тысяч тонн? В прошлом году сельхозпредприятия края дали 137,2 тысячи тонн. Сдвиг почти наметился. А за первый квартал текущего года все опять пошло вниз, производство снизилось почти на восемь процентов. Неладно что-то в голштино-фризском королевстве.
А выход простой: платить
Самое интересное, что этот провал даже на кризис с санкциями недругов не свалишь. Обидно, правда? Ведь именно кризис, санкции и прочий рукотворный непорядок в экономике открыли зеленый свет производителям молока. Конкуренции с европейским продуктом не стало, так что спрос на отечественное вырос, закупочные цены подросли... Дои - не хочу.
Но не доят. Нет интереса. Налицо, похоже, системные просчеты в отрасли. В том числе и не совсем верное применение механизмов господдержки. В этой связи, Владимир Владимирович, не мешало бы прислушаться к традиционным производителям молока. А они в один голос говорят: надо более щедро поддерживать продажу конечного продукта. Субсидировать подготовку развития его производства тоже неплохо, но эта цель должна идти вторым планом.
И с ними можно согласиться. Я просмотрел, сколько в других регионах дают из кармана субъекта за килограмм молока. Как правило - выше пятидесяти копеек. Плюс столько же, а то и больше из федерального бюджета. В итоге - до полутора рублей доходит. Тоже не много, но все-таки заметнее, чем у нас.
Там, в других субъектах, имеют больше оснований говорить, что субсидии, господдержка - единственный путь создания молочной отрасли.
Кстати, еще несколько лет назад и у нас дотации были в размере 95 копеек. Уменьшили, выходит, вдвое? Ну и умники, нашли на чем экономить.
Александр Емцов.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru