Вы здесь

БУДЕННОВСКАЯ ТРАГЕДИЯ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Продолжение. Начало в СГВ № № 22-25, июнь-июль 2015 г.
И лишь в 11 часов 15 минут появились веские основания для вздоха облегчения. Из восьмиминутного разговора Черномырдина и Басаева стало ясно - обе стороны в целом принимают условия друг друга. В Москве началось формирование делегации на переговоры в Грозный, в Буденновске занялись непосредственным обсуждением организации отъезда боевиков. Стало известно, что Шамиль Басаев отпустит всех заложников, кроме 150 добровольцев, которые своим присутствием будут обеспечивать безопасность отхода террористов в Чечню.
18 июня Президент России был уже в Москве, он вернулся из Галифакса накануне вечером. Однако пристально следящие за шагами Москвы россияне не увидели своего Президента на экранах телевизора ни утром, ни днем. Всю ответственность за разрешение конфликта фактически взял на себя Черномырдин, глава государства находился за кадром происходящего. Ранее остававшийся вроде бы в стороне от чеченских событий российский премьер-министр неожиданно оказался перед необходимостью принимать решения не только по трагедии в Буденновске, но и непосредственно по Чечне. И, на наш взгляд, вышел из ситуации достойно. Многословные обещания и декларации организатора «Нашего дома...» вряд ли вызвали у россиян больше симпатий, чем несколько минут его телефонных переговоров с Басаевым.
Впрочем, простым россиянам тогда было не до политических оценок. Буденновцы с часу на час ждали освобождения своих близких, жители других градов и весей - начала мирных переговоров с Чечней, которые - как верилось в это! - закрывали страницу жестокой, бездарной, многократно проклятой россиянами войны.
В 16 часов к согражданам обратился Президент России. Безликие общие слова Ельцина по поводу трагедии в Буденновске вряд ли всколыхнули людей или вызвали их поддержку... Вечером этого дня штаб в Буденновске напряженно готовил отлет боевиков с заложниками. Первый вариант отбытия басаевцев восвояси был именно таков - самолет, который вылетит с террористами и заложниками на борту в неизвестном направлении. Потом, как известно, планы переиграли.
Оперативка
В 15.10 состоялись уже третьи за сутки правительственные переговоры с предводителем боевой террористической группы Шамилем Басаевым. Шел твердый, деловой, без сантиментов разговор двух отвечающих за свои слова мужчин. Премьер В. Черномырдин однозначно пообещал немедленно прекратить боевые действия в Чечне, начать переговорный процесс для прекращения вооруженного конфликта, потребовав взамен начать освобождение из «плена» в первую очередь детей, женщин, больных и раненых из числа заложников. Басаев, со своей стороны, заверил, что при соблюдении сделанных Черномырдиным обещаний он начнет освобождение заложников вплоть до последнего человека. При этом чеченский полевой командир заверил, что сам он и его люди «готовы в любой момент принять бой и умереть за достижение поставленных целей».
Оперативка
В 16.00 по Московскому радио было передано заявление российского правительства, подписанное Черномырдиным. Суть его в следующем. Правительство гарантирует немедленное прекращение огня в Чечне, при этом в ближайшее время должно начаться освобождение боевиками в первую очередь стариков, женщин, детей и раненых заложников.
В Грозный вылетела полномочная правительственная делегация во главе с первым замом вице-премьера Николая Егорова Вячеславом Михайловым, у которого, в свою очередь, первым замом является авторитетный, в том числе и в Чечне, человек - Аркадий Вольский. Делегация немедленно начнет переговоры с генпрокурором Чечни Усманом Имаевым, как того потребовал Басаев.
После освобождения заложников Басаеву и его людям будет немедленно предоставлен транспорт и сопровождение для следования в Чечню с гарантией для всех боевиков личной безопасности. Заявление правительства в ближайшее время лично доставят Басаеву вице-губернатор Ставрополья Александр Коробейников и начальник УВД края генерал-лейтенант Виктор Медведицков.
Шамиль Басаев тоже начал отвечать на договоренности конкретными делами. К 15 часам были освобождены 79 заложников, готовятся боевики в ближайшее время освободить еще 100 женщин и детей...
Во второй половине дня с явно запоздалым заявлением выступил Президент Ельцин. Всем главам администраций он наказал принять жесткие меры по обеспечению безопасности населения, подчеркнув при этом, что никогда он сам, правительство России не ставили знака равенства между бандитами и чеченским народом.
Вчера состоялись очередные похороны жертв буденновской трагедии. При большом скоплении жителей города, а также представителей властных структур местного и федерального значения земле были преданы 12 человек. Остальные погибшие, страшно обезображенные, ждут опознания.
В 19.00 Шамиль Басаев обратился с требованием предоставить ему 6 автобусов, чтобы под прикрытием заложников отправиться в Чечню. Не исключается и вертолетный вариант отбытия непрошенных гостей.
Еще 126 заложников были освобождены к вечеру, выдано тело офицера «Альфы». Таким образом, убитых уже более 100, освобожденных из больницы свыше 400, остается еще где-то около 800 заложников. У боевиков на исходе боеприпасы. 
5 утра на перекрестке неподалеку от плененной больницы выстроились те самые шесть автобусов, что потребовал предводитель боевиков во вчерашних (и позавчерашних) неоднократных торгах с Виктором Черномырдиным. Там же теснились сотни буденновцев в надежде на скорую встречу со своими родными и близкими, которых пообещал вернуть перед своим отъездом в Чечню Шамиль Басаев.
КАК ВЛАСТИ УСПОКАИВАЛИ НАС
Пресс-центр Краснознаменного Кавказского особого пограничного округа: «С 1 по 4 июня в войсках ККОПО прошли учения «Кавказ-95». В них вместе с пограничниками приняли участие части и соединения Северо-Кавказского военного округа. Северо-Кавказского округа внутренних войск, территориальных органов безопасности, МЧС и других силовых ведомств. Действия по поиску и задержанию диверсионных разведывательных групп и бандформирований более ста проверяющих из главкомата Федеральной пограничной службы признали успешными, а взаимодействие штабов силовых подразделений - налаженным».
Развязка
Пули не сшибали веток и листьев, не шлепали о стены. Но страха и слез среди собравшихся горожан тем не менее хватало.
Час, другой, третий проходит... Четвертый... Наконец, седьмой. Басаев и не думает выходить и занимать со своими смертниками плацкартные места в четырех «Икарусах» и двух ЛАЗах. И только вечером в воскресенье колонна из семи автобусов начала движение в сторону Стародубки. Выйдя из города, боевики вроде заменили водителей своими.
Возле поликлиники - слезы и стоны вперемешку с радостью: родственники встречают заложников и оплакивают тех, кто стал жертвой бандитского налета. Д. Курилов, просидевший в подвале (куда собрали всех крепких мужчин) все эти трагические дни, свидетельствует, что из 174 человек осталось в живых 61, остальные погибли во время штурма больницы (их выставляли живым щитом), а также в проемах окон...
Сама больница до сих пор в оцеплении. Машины «скорой помощи» все отходят и отходят от нее. Точное число заложников, которые находились все эти пять дней в больничных стенах, так и не установлено. И, видимо, не будет установлено - многие, освободившись, направляются прямо по домам.
Сто пятьдесят заложников все дальше и дальше от Буденновска. Куда их везут, сохранит ли Басаев им жизнь? Террорист говорит, что всегда держит слово. «Если я сказал, что они будут жить, значит - будут. Если я расстреливаю, то расстреливаю...» Пока бандит обещает жизнь.
А в это время из хорошо информированных источников...
Сегодня много возникает споров по поводу того, было ли нападение бандитской группировки из Чечни на Буденновск полной неожиданностью. Судя по заявлениям, которые высказывал премьер Черномырдин (террористические акты - невозможны), и тому, что райотдел буденновской милиции понес большие потери в первые часы разыгравшейся трагедии, - теракт был громом среди ясного неба.
Но, как стало известно «Ведомостям» из хорошо информированных источников, еще 12 июня - то есть за два дня до нападения! - в краевой администрации появился секретный документ из конторы, которая не любит афишировать свою деятельность. Это было предупреждение, основанное на оперативных данных, что возможны проникновения бандформирований на территорию края с целью проведения террористических акций и диверсий.
Были ли предупреждены об этом также руководители на местах? Глава администрации Буденновского района в час «X» оказался в командировке в Ставрополе, это, возможно, спасло ему жизнь...
Разговоры о «пятой колонне» в городе, кажется, имеют под собой основание. Боевики Басаева, по свидетельствам очевидцев, имели специальные повязки смертников (кстати, если кто внимательно смотрел телевизор, такая же повязка выглядывала из-под шляпы Басаева), их лица были открыты. В то же время вслед за вошедшей в город основной бандитской группой, как из-под земли, появились автомобили без номеров, из которых стреляли по мирным жителям лица, чью национальность трудно было определить: облик скрывали черные маски. Значит, хотели оставаться неузнанными. Удивительно также и то, что у бандитов оказалось большое количество боеприпасов, которые они постоянно пополняли, колеся по городу и расстреливая мирных жителей.
Когда прошел первый шок и террористы были локализованы в больнице, спецорганы предприняли попытку разыскать чеченцев, проживающих в Буденновске и его округе. Были найдены всего шесть мужчин, так скажем, боеспособного возраста. В Зеленокумске - ни одного. Где они были? На дачах?
По непроверенной информации четверо чеченцев - жителей Буденновска - были расстреляны боевиками Басаева за отказ принять участие в теракте.
А вот сведения, которые еще не фигурировали ни в одном из средств массовой информации: у нескольких убитых боевиков были обнаружены... квитанции, свидетельствующие о проживании в буденновской гостинице. Кто они, с какой целью в городе? Этими вопросами в свое время должны были задаться правоохранительные органы, но, судя по дальнейшим событиям, должного интереса они не проявили.
То, что бандиты просачивались в город заранее группами по несколько человек, - самая вероятная версия, имеющая ряд косвенных подтверждений. В связи с этим заявление Басаева о том, что конечный путь его бандформирования - Москва, является самым настоящим блефом, рассчитанным на публику.
По некоторым данным, до прихода основной - ударной - колонны террористов в городе уже находились около 150 боевиков-чеченцев, ждавших «часа X». Группа, засевшая в горбольнице, - лишь часть террористов, которые были локализованы (около 60-70 человек), остальные рассеяны по Буденновску. Подтверждение этому - уничтожение мелких групп, предпринимавших в течение нескольких последних дней попытки уйти из города. Не исключено, что многим это сделать удалось, другие затаились на «явочных квартирах».
Пока не установлено, откуда проникло на территорию Ставрополья бандформирование Шамиля Басаева - из Ингушетии, Чечни, Дагестана. Его «батальон», насчитывавший в лучшие времена до 700 человек - до того, как его сильно потрепали федеральные войска, - сегодня имеет не более 400 «стволов». Все ли они сейчас «кочуют» по Ставрополью? Ранее ни Федеральная служба безопасности, ни администрация края не подтвердили (но и не отрицали), что часть боевиков просочилась в другие, кроме Буденновска, населенные пункты. Впервые об этом губернатор заявил лишь вчера во второй половине дня, ссылаясь на оперативные сведения ФСБ и призывая жителей края к бдительности. О каких именно населенных пунктах идет речь и какова численность бандитов - не ясно.
(По сведениям, которыми располагают «Ведомости», речь идет о Невинномысске, Пятигорске, Минеральных Водах, Ставрополе). По одной из версий, боевики, заранее просочившиеся в названные пункты, ждали часа «X» - прорыва Ш. Басаева на Ставрополье, - чтобы одновременно провести серию террористических актов, а также захват заложников. По другой версии, бандформирование разделилось на несколько групп непосредственно перед Буденновском, и дальше каждый пошел «своим путем».
В поисках «стрелочника»
Уезжая в Галифакс, Президент наш клятвенно обещал по возвращении немедленно найти виновных в проникновении в Ставропольский край банд чеченских боевиков. Или я неправильно понимаю смысл слова «немедленно», или Борис Ельцин слова своего не сдержал. Из тех реплик, которые мы в последние дни слышим из уст представителей силовых ведомств, можно заключить, что там идет усиленный поиск «стрелочника».
Нас заверяют, что накажут постовых, пропустивших, возможно, даже за взятку, колонну Басаева. Им, говорят, не место в органах. Верно, они - преступники, продавшие кровь и жизни своих земляков. Но только ли они? Постовые гаишники - всего лишь винтики в огромной системе, и действуют они так, как их понуждает эта система. Следовательно, отвечать должен стоящий у ее вершины. Но будет ли? Скорее всего, «стрелочником» назначат кого-то не выше подполковника, да как бы еще не из буденновцев, принявших страшный удар на себя.
Уверен, найдут и накажут невольного убийцу журналистки Натальи Алякиной. Но затеявшие бездарный штурм больницы, приведший к десяткам жертв, - будут ли привлечены к ответственности? У россиян еще свеж в памяти захват вертолета с заложниками в Минводах, когда от пуль спецназа погибли мирные жители. За это пока никто не ответил по закону.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
5 + 11 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.