Вы здесь

НАШИ ГЛАВНЫЕ СТРАХИ - БОЛЕЗНИ И НИЩЕТА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Всероссийский центр изучения общественного мнения - ВЦИОМ - провел социологический опрос на тему: к каким мерам экономии в связи с кризисом прибегают россияне.

С января по июль заметно больше стало тех, кто уже свыше полугода покупает более дешевые, чем раньше, продукты и товары. Таких было 22 процента, стало 32. Также существенно выросла доля респондентов, которые более 6 месяцев отказывают себе в приобретении тех или иных вещей. Их число выросло с 21 до 31 процента. Плюс 21 процент опрошенных из этих двух групп экономить таким образом стали именно в последние полгода.

Доля тех, кто не ущемляет себя в расходах, по данным ВЦИОМ, осталась неизменной - около 40 процентов. При этом иные антикризисные методы наши сограждане не применяли. Менее половины опрошенных стали выращивать больше собственных овощей и фруктов и делать заготовки, запасать продукты впрок. Около трети ищут более высокооплачиваемую работу или приработок. 28 процентов тратят сбережения на повседневные расходы. 22 процента берут кредит в банке, 23 процента занимают в долг у знакомых, 22 процента принимают безвозмездную помощь от близких. Лишь 10 процентов делают накопления в валюте. 5 процентов продают ценное имущество.

На вопрос, от чего пришлось полностью отказаться в связи с кризисом, россияне называют, прежде всего, путешествия. Четыре процента респондентов признались, что стали меньше тратить на досуг, развлечения. Почти каждый десятый экономит на еде. На покупке одежды и собственном здоровье, судя по результатам соцопроса, экономят всего 2 процента респондентов.

Что касается процента экономии на медицине, можно усомниться. Платные услуги подорожали, как и лекарства. Бесплатные стали менее доступными. Многие вообще перешли на самолечение и народные средства.

Опрос общественного мнения провел также «Левада-центр». Он был посвящен основным страхам россиян в это кризисное время. Диапазон - от потери работы до смерти предлагалось оценить по шкале от 1 до 5. При этом 1 - «совершенно не испытываю страха», 5 - «испытываю постоянный страх».

Результаты исследования показали рекордное снижение общего количества страхов. Зафиксированы самые низкие показатели за весь период наблюдения, начиная с 1994 года. Резко снизился страх перед возможностью мировой войны. Больше всего россияне боятся болезней, в том числе детей и близких, а также собственных болезней и возможных мучений в связи с этим. На третьем месте - боязнь бедности и нищеты. Надо отметить, что болезни близких и детей занимают первое место в структуре страхов россиян, начиная с 1994 года.

А, между тем, реальные доходы россиян продолжают падать. По прогнозу экономического ведомства, рост цен за 2014-2015 годы составит более 24 процентов. Сегодня федеральное министерство труда предлагает в каждом регионе установить собственную минимальную зарплату. Мотивировка: мол, на Юге не надо тратиться на шубы и валенки. В связи с этим МРОТ (минимальный размер оплаты труда), к примеру, на Ямале должен быть выше, чем на Ставрополье. Учитывая, что губернаторам нужно отчитываться перед президентом за уровень жизни населения подведомственных территорий, это послабление властям: исполнительным и законодательным как нельзя кстати.

Наш МРОТ и так ниже среднероссийского. Начиная с 2007 года, регионам было предоставлено право устанавливать региональную минимальную зарплату. Сейчас минтруд внес на обсуждение сторонам социального партнерства законопроект, в котором предлагается установить МРОТ в процентах от региональных прожиточных минимумов. У нас, на Ставрополье, он, кстати, тоже ниже среднероссийского. По этому законопроекту в 2017 году в каждом субъекте РФ минимальный размер оплаты труда должен составить 65 процентов величины прожиточного минимума региона за первый квартал 2016 года. Выйти на 100 процентов предполагается лишь к 2020-му году.

Замечу, что согласно МРОТ, устанавливаются различные социальные выплаты. Очевидно, что в каждом регионе они будут разными. А в таких глубоко дотационных, как наше Ставрополье, еще более низкими в сравнении с более экономически благополучными территориями.

Экономисты сетуют, что заметно снизился оборот розничной торговли. Это понятно, потому что постоянно снижается покупательская способность населения. По данным Росстата, в 2015 году на 10 процентов работников, получающих наибольшую заработную плату, приходилось около трети всего фонда оплаты труда. А на 10 процентов россиян с наименьшей заработной платой - всего 2,2 процента. Дифференциация доходов населения между самыми богатыми и самыми бедными разнится в 16-17 раз. Сегодня Россия на последнем месте в Европе по уровню минимальной оплаты труда. По итогам июля Росстат зафиксировал резкий скачок задолженности по заработной плате. За месяц она выросла и составила более 3,5 миллиарда рублей.

Неудивительно, что на фоне всех этих экономических катаклизмов 48 процентов россиян отказались поддерживать решение российских властей уничтожать «санкционные» продукты. Предложение ограничить государственные закупки медицинских изделий на Западе, с которым выступил федеральный минпромторг, также не нашло общественной поддержки.

Около 40 процентов опрошенных «Левада-центром» считают, что конфискованные продукты нужно передавать в детские дома, приюты для бездомных и больницы или просто всем нуждающимся - пенсионерам, инвалидам, многодетным. Уничтожать санкционные продукты в России начали 6 августа. Но уже более 360 тысяч человек подписали петицию с призывом отменить соответствующий указ президента. Однако министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев заявляет, что санкционные продукты могут представлять угрозу для населения и передавать их социально уязвимым людям нельзя.

Что касается инициативы минпромторга запретить импорт медицинских изделий и медтехники, на это очень негативно отреагировала провинция. Особенно на предложение ограничить в странах Запада госзакупки высокотехнологичной медтехники, а также ортопедической обуви, протезов, специальных перевязочных средств с лекарственными пропитками и других средств ухода за больными.

Вслед за новой реформой здравоохранения, повлекшей так называемую оптимизацию, новая инициатива, как опасаются люди, опустит провинциальную медицину на еще более низкую планку по сравнению со столичной. Ведь, несмотря на модернизацию здравоохранения и сотни единиц закупленной медтехники, ее по-прежнему не хватает. Кроме того, закупленное оборудование для работы нуждается в расходных материалах. Они, опять же, импортные. И, главное, по мнению врачей, отечественная медтехника, к сожалению, далеко не всегда может конкурировать с импортной. Это вам не сыр пармезан, который может быть итальянским или российским аналогом. Небольшая вкусовая разница, но живот не болит.

В общем, как-то тревожно кончается август. Проблемы, проблемы. Рубль продолжает падать. Народ нищать. Что впереди - никто не знает.

Галина Степанова.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.