Вы здесь
ДРУГОЙ ПОДХОД
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).В правительство поступил проект новой концепции преподавания русского языка и литературы в школах.
Рабочая группа - а в состав ее входили ученые ведущих институтов русского языка, представители Государственного литературного музея, эксперты и педагоги - работала над документом более полутора лет. При этом главной задачей ее было вовсе не написание «шпаргалок для учителей», которые бы ограничивали свободу их педагогической деятельности, а создание долгосрочных ориентиров для продвижения русского языка и литературы в мире.
Документ прошел процедуру общественного обсуждения. Однако специалисты до сих пор спорят по поводу многих новшеств, которые предлагает концепция программы преподавания русского языка и литературы.
Известно, что документ предусматривает неизменное число часов, которое будет отведено для русского языка в школьной программе, и расширенную практическую составляющую. Дело в том, что нынешняя программа образования включает большие объемы теоретических знаний, в то время как насущной необходимостью является акцент на усилении роли практического владения языком, как в устной, так и письменной форме. Это потребует внесения соответствующих поправок в программы повышения квалификации педагогов и разработку новых контрольно-измерительных материалов.
Эксперты уделяли внимание и вопиющей безграмотности в нашем обществе: даже высокопоставленные чиновники и журналисты пишут с грубыми ошибками. А министерство образования, считают они, упрощает школьную программу, в результате чего школьники не получат необходимый объем знаний. ЕГЭ принимается в форме тестов, в итоге непонятно, научился ли ребенок рассуждать, есть ли у него образность мышления, владеет ли он правильной русской речью.
В процессе создания и предварительного обсуждения новой концепции многие говорили о том, как мало читают школьники художественной литературы, а если читают, то «через страницу». А еще дети и подростки в наши дни нередко имеют дело с электронными текстами, короткими, бытовыми, возникающими сиюминутно. В таких условиях традиционный книжный текст большого объема все труднее воспринимается и прочитывается ими. И это становится серьезным препятствием для освоения литературных произведений и почвой, на которой расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений и рефератов и т. п.). Сама стадия чтения зачастую выпадает из зоны особого внимания и контроля в школе, особенно в старших классах. Да и потребность в литературном образовании, его престиж в обществе сегодня невелики.
Поэтому педагоги считают необходимым стимулировать привычку к чтению книг и выработать аргументацию и методики для повышения интереса к знакомству как с русской классикой, так и с наиболее значительными произведениями современной литературы. Однако другие эксперты утверждают, что «оптимизация» учебного процесса - просто чтение литературы - не может подменить ее анализ. В любом случае, о сокращении программы по литературе не может быть речи.
Вместе с тем в концепции сказано, что количество произведений в программах необходимо привести в соответствие с реально существующим временем у ребят на их изучение. Подчеркивается в документе и то, что подход к формированию программ по литературе должен быть сбалансированным. И включать они в обязательном порядке должны как произведения из русской классики, так и книги современных авторов.
А еще в документе ставится вопрос о том, что следует подготовить и издать комплекс школьных хрестоматий нового поколения, включающих, кроме текстов художественных произведений, комментарии, вопросы и задания.
Также планируется создать образовательный портал, поддерживающий подобные издания. На портале могут быть размещены материалы как для школьников, так и для учителей. Кроме того, в образовательный процесс всех уровней должны быть внедрены современные словари разных типов (как лингвистические, так и энциклопедические), прошедшие обязательную профессиональную экспертизу.
Итоговый документ станет основой для нескольких линеек учебных и методических материалов. Будут запущены разные линейки учебников, с 5-го по 9-й класс. При этом, по мнению лингвистов, нынешние учебники опираются на традицию XX века и во многом устарели, поэтому необходима разработка пособий нового поколения.
- Естественно, нужно какое-то обновление, связанное с реформами в школе и, собственно, с изменениями русского языка, который стал более многофункциональным, - поясняют они. - Появились новые сферы его употребления. Прежде всего, Интернет, конечно. И это требует другого подхода к русскому языку.
Новые учебники должны научить школьников выражать свои мысли, общаться, в том числе в соцсетях.
Ирина ПОСТОВАЯ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий