Вы здесь
РЕКЛАМА НА СТАВРОПОЛЬЕ: ВЕК ПРОШЛЫЙ И ПОЗАПРОШЛЫЙ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Реклама является важной составляющей жизни современного человека. Она информирует потребителя о продукте, предложенном на рынке, является эффективным способом продвижения товаров и услуг. Реклама появилась в то же время, когда зародились товарно-рыночные отношения. Активно развиваться рекламное дело начало в XIX веке. А временем расцвета рекламы, в свою очередь, стал ХХ век.
В газетах XIX века особое место отводилось рекламе товаров, предназначенных для детей. Так, известная всем сегодня компания «Нестле» в газете «Нива» за 1882 год опубликовала объявление о продаже детской молочной муки «Нестле» для вскармливания грудных детей.
Кстати, уже в конце XIX века стали популярны распродажи. Об этом свидетельствует объявление в газете «Северный Кавказ» за 1888 год, в котором говорится: «В магазине М.Д. Скоморохова временная продажа по дешевым ценам. Большой выбор дамского, мужского и детского драпового верхнего шитого платья из лучшего материала, сшитого по последнему фасону парижских мод». В объявлении также опубликован прейскурант, согласно которому дамское драповое манто с пером стоило 25 рублей, а мужская енотовая шуба с шалью стоила 95 рублей.
Прославился на Ставрополье и за его пределами австрийский пивовар Антон Осипович Груби. В Государственном архиве Ставропольского края сохранились рекламные проспекты, рекомендующие различные сорта пива: портер, пель-эль, чешское, пильзенское, мюнхенское, кулембахское, венское и другие. Пиво А. Груби разливалось в фирменные бутылки из темного стекла с гербом Ставропольской губернии. Пивзавод и ныне стоит на том же самом месте, на углу улиц Р. Люксембург и Спартака. В память о его основателе один из видов пива именуется «Антон Груби». Кроме пива, на заводе производились фруктовые воды различных сортов: малиновая, ванильная, шоколадная, грушевая и другие.
Интересные примеры рекламы размещены в российской газете «Нива» за 1882 год. Вниманию читателей предлагались подтяжки-спасители: «они не только служат обыкновенными подтяжками, но даже эластичным бинтом для подания первоначальной помощи при несчастных случаях», говорится в объявлении. В этом же журнале размещена реклама волшебных аппаратов и аппаратов для туманных картинок - аналог современных проекторов. Также в продаже имелись в огромном выборе стекла с картинками превосходной работы - в то время фотографические изображения наносились на стекло. Вызывает особый интерес реклама музыкальных ящиков для домашнего развлечения - патефоны, проигрыватели.
В XIX веке в городах рекламу стали размещать на специальных круглых тумбах, которые устанавливались в многолюдных местах. Даже в трамваях можно было увидеть рекламу. Появились первые промоутеры - мальчишки, раздававшие недалеко от магазинов рекламные листовки с приглашением посетить их и купить что-нибудь. В конце XIX - начале XX века возникли первые рекламные конторы и бюро. Причинами столь быстрого развития рекламы стали рост населения в городах и изготовление множества товаров.
После Октябрьской революции 1917 года задачи и содержание рекламы изменились. Советская власть использовала рекламу в целях партийной пропаганды, мобилизации в Красную Армию, поднятия морального духа населения, сбора средств и пожертвований и т.д.
В ноябре 1921 года в центральной газете «Известия» было опубликовано сообщение о начале приема объявлений. Реклама была проста и незамысловата. Она скорее напоминала агитационный призыв: «Покупайте лотереи ОСОАВИАХИМА», «Пейте «Советское шампанское»!», «Летайте самолетами «Аэрофлота»!», «Храните деньги в сберегательных кассах».
Персонажами советской политической рекламы стали рабочий, работница, пионер. В фондах Государственного архива Ставропольского края хранятся агитационные листовки, а также предвыборные плакаты второй половины 1920-х годов. В одном из них воспевается новая счастливая жизнь женщины, освобожденной от бытовых оков. Такой плакат был призван вовлечь женщин в политическую жизнь страны.
В годы Великой Отечественной войны на Ставрополье были распространены такие плакаты как «Два календаря», «Арийская порода», «На высоте положения», «На Запад», которые печатались в Ставропольском крае и сегодня хранятся в Государственном архиве Ставропольского края.
Наглядным примером рекламы послевоенного времени являются документы по рекламной работе отдела государственного страхования Управления Госстраха по Ставропольскому краю. Граждан призывали застраховать собственную жизнь, домашнее имущество от пожара, наводнения, землетрясения, животных, посевы. Страхование имущества в сельских местностях стоило от 2 до 12 рублей в год.
Со второй половины 1960-х годов особое внимание стало уделяться рекламе курортов КМВ. В фондах архива хранятся буклеты для иностранных туристов на английском и немецком языках за 1968 год, рассказывающие о целебных свойствах минеральных вод и местного климата, о лучших санаториях и гостиницах курортов.
Кардинальные изменения произошли в рекламной деятельности в период «перестройки». В 1990-х годах на радио звучала реклама частных предприятий. Особый интерес представляют тексты рекламных радиопередач этого времени: «организация продает со склада в городе Ставрополе цветные телевизоры с дистанционным управлением «Тошиба». Кинескоп - 71 см, 32 программы, автоматическая настройка, таймер отключения, великолепное качество изображения и надежность в эксплуатации. Телевизоры «Тошиба» - надежный вклад вашего капитала».
В 1995 году вышел Федеральный закон «О рекламе», который ознаменовал переход рекламы на качественно новый уровень. Сегодня реклама уже стала двигателем не только экономического, но и социального прогресса, своего рода массовой культурой.
Ксения КАЛУГИНА, Государственный архив СК.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий