Вы здесь

АЛЕКСЕЙ ЛАВРИНЕНКО: «СТЫДНО БЫТЬ УСПЕШНЫМ СРЕДИ НЕУЮТА»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

- А нам можно посмотреть?

- Конечно. Для вас же делается!

Две девчушки-школьницы лет по девять-десять в белых фартуках забегают в парк, чтобы понаблюдать, как строится для них детская площадка. Глаза горят: такого они еще в своей Дербетовке не видели. Блестящий пластиковым напылением стандартный детский городок. Напротив - выстроенные в ряд десяток тренажеров в антивандальном исполнении. Все это еще полукругом обставлено сваренными сельскими умельцами турниками, лестницами, горками... Скамейки для мам, пришедших в городок с малышами. Реально одновременно здесь могут и играть, и заниматься на снарядах десятки ребятишек самых разных возрастов.

Детский городок - всего лишь фрагмент просторного парка вокруг сельского Дома культуры. Стоял еще недавно брошенный, заросший, с полузасохшими деревьями. Климат тут неласковый деревья не всякие растут. И реально использовался для выпаса скота. Прошлой зимой огородили красивым сетчатым забором, срезали сухие деревья и подрезали живые, весной подсадили новые. За лето старые обросли, новые принялись. Осталось проложить дорожки, установить освещение и парк из пустыря превратится в уютное место отдыха.

С чего начинали

Детскую площадку вывозили из склада СПК «Колхоз имени Апанасенко». Мужики руками бережно грузили ее в машину. На подстеленную бумагу - чтобы не оцарапать. Да, да, колхоз ее купил на свои средства, как и многое другое приобретал и приобретает для социальных объектов села.

- Стыдно быть успешным среди неуюта. Да и не получится. Как у нас говорят, сколько миллионов ни заработай, когда нет дороги - все растрясешь по ухабам. Так что дороги, как и все остальное для достойной жизни людей, для нормальной работы хозяйства, делать придется. Наши люди здесь живут, их семьи. И они должны иметь хорошие условия. В конце концов, именно для того, чтобы жить лучше, много лет назад наши деды и объединили землю в одно целое, - размышляет председатель А. Лавриненко.

Алексей Федорович по образованию, да и по опыту работы, ветврач. Двадцать лет назад, в самый разгул демократии, избран колхозниками на председательскую должность. Дела у предшественника шли из рук вон плохо, и коллектив на перевыборах дружно выдвинул руководителя снизу. Не из заместителей, а из рядовых специалистов, самого энергичного, который показал, что у него за все душа болит и которому до всего есть дело. «Не пьет», «не курит», «шебутной» - это из аргументов, которые звучали на том отчетно-выборном собрании.

Сам Лавриненко о своем согласии идти в председатели вспоминает со свойственным ему юмором. «А куда было деваться. Я же помню наказ профессора из вуза, в котором учился. Он говорил примерно так. Товарищи студенты! Никогда не бойтесь больших должностей. Пока поймут, что вы ничего не умеете, вы уже чему-то научитесь!».

Лавриненко научился председательскому делу быстро. Люди оказались правы: до всего ему было дело, во все вникал до мелочей. Сам работал от зари до зари, и других тянул за собой. Уже через два-три года вывел колхоз из предбанкротного состояния, поправил производственные показатели. И долги закрыли, и деньги на счете появились. Сейчас хозяйство одно из лучших в районе. С солидным запасом прочности. Лавриненко по этому поводу говорит так: «Если Центральная власть успокаивает народ, что страна может прожить, ничего не делая, четыре месяца, то нам на целых два года запасов хватит».

Реформы одно, а жизнь - другое

Куда труднее оказалось с окружающей действительностью. Дом культуры стоял с прохудившейся крышей, неотапливаемый, с прогнившими оконными рамами, с облезлыми стенами. А как на селе без досуга, без культурной жизни? Не одной же работой жив человек. Детский сад также стоял полупустой. Без тепла, окна и полы сгнили. Куда молодым семьям детишек девать? В такой сад люди просто боялись их вести. Школа вроде действует, но ремонта просит и крыша, и фасад, и каждый класс, и система отопления в целом... Приличного учебного оборудования нет. Какие знания двадцать первого века можно дать детям в условиях века чуть ли не девятнадцатого? Амбулатория медицинская в селе, слава Богу, была, но в допотопном состоянии: ни оборудования современного, ни инвентаря. Про дороги по сельским улицам и говорить нечего: убитыми стояли.

Одним словом, какой социальный объект ни возьми, он или запущен и полуразрушен, или, что называется, на грани разрушения. Ни зарплаты у работников социальной сферы нормальной, ни средств на развитие. Иного и не могло быть, ведь чуть ли не два десятилетия денег на социалку выделялось крайне мало, если совсем не давалось.

Наши реформаторы в сфере государственного устройства, как хорошо известно, еще в девяностые годы побежали впереди паровоза. Ориентируясь на Европу, поторопились передать все социальные объекты муниципалитетам. А те не готовы оказались, просто не потянули. Да и как могло быть по-другому. Дербетовка - маленькое, с населением меньше двух тысяч человек село в Апанасенковском районе. Доходов особых нет. Бюджет муниципального поселения - всего восемь миллионов рублей. По признанию главы села С. Никитюка, этих денег хватает на зарплату муниципальным служащим, а еще - «глаза замазать», то есть сделать что-то, хотя бы отдаленно похожее на благоустройство. Откуда же взять средства, и немалые, на ремонт, восстановление и содержание социальных объектов?

Сильный обязан брать ответственность на себя

Свое понимание, что не может сельхозпредприятие быть успешным среди разрухи и повсеместного неуюта, Лавриненко очень скоро превратил в настоящую политику социального возрождения села. Вернулся к старому доброму опыту, когда колхоз реально был градообразущим началом в селе, главным источником его развития.

Да и как по-другому. Российское село всегда жило общиной. Гуртом и батьку бить легче - в этой поговорке как раз народный опыт. При этом инициативу берет на себя и тянет всех за собой самый сильный. Сильным в данном случае был колхоз. Выбора не было, ему и тянуть.

Начали с детского сада. Перекрыли крышу, заменили окна, отремонтировали внутри. Главное - сделали котельную, подвели газ, стало тепло. Само собой разумеется, привели в порядок территорию внутри сада, обустроили, обновили клумбы, установили качели, горки - все то, без чего теперь детских учреждений не бывает. Тепло стало в нем, чисто, ожил он, и родители с радостью повели туда детишек. Потом в ходе очередной реформы с баланса сельсовета детский сад забрали и передали в районное подчинение. Было немного досадно. Но с другой стороны, разве важно для мам, а особенно для детей, у кого детское учреждение на балансе? Главное - оно теперь действует, самим своим существованием обеспечивает молодым семьям уверенность в завтрашнем дне. И уход за детьми, и воспитание в коллективе с малых лет. Поэтому в помощи детсаду хозяйство и сейчас не отказывает.

Потом - за школу взялись. Начали с того, что поставили шатровую крышу. Входные двери заменили, кое-где - окна. Полностью сделали отопление газовое. Помогли с приобретением оборудования. Однако здесь самое главное - дать детям возможность развиваться. Колхоз взял за правило выделять школе деньги и транспорт для поездок лучших школьников. Домбай, Приэльбрусье, Лагонаки... Уже мест не изъезженных не осталось. На эти майские праздники едут в Псебай. Опять же полевая кухня на 9 мая для школьников.

Следом - клуб. Крышу отремонтировали, стеклянные витражи по фасаду поставили из металлопластика. Газ подвели, установили котлы, переделали отопление. Отремонтировали коридоры, холлы, студии. И забила культурная жизнь. Студии, кружки. Концерты, конкурсы. Настроение другое. Кому-то покажется удивительным, но здесь есть даже свой кружок авиамоделирования. Даже на краевые соревнования выезжают. Гордость села - ежегодный конкурс «Радуга талантов», который, кстати, проводился в минувшее воскресенье одиннадцатый раз.

Амбулатория - отдельная история. Отопление сделали, с солярки на газ перевели. Входную дверь из металлопластика поставили, туалет теплый в здании оборудовали, коридоры с палатами отремонтировали. Здесь сейчас как в городе - дневной стационар. Но самое главное - оборудовали физиотерапевтическое отделение, купили туда оборудование. Досадно, но сейчас физиотерапевтическое отделение стоит закрытым, нет специалиста. Хозяйство даже готово помочь с жильем такому специалисту, лишь бы нашелся и приехал в село. Кстати, у колхоза своя технология приобретения жилья молодым. Восемь механизаторов уже получили беспроцентную ссуду. Отдают по возможности, как правило, рассчитываются досрочно.

Много сделано и на своих, колхозных социальных объектах. Столовые оборудовали, комнаты отдыха. Везде уют, тепло, чистота.

Возрождение вскладчину

Самое интересное, как в Дербетовке идет восстановление социальных объектов.

Тут своя, если можно так выразиться, технология. Проистекающая все из той же политики общего дела и единых интересов хозяйства и муниципалитета. Колхоз покупает материалы и оборудование. Его люди или нанятые со стороны делают специальные работы. Сварочные, или там крышу перекрыть. А что касается легкой отделки, то тут берут на себя инициативу коллективы самих социальных учреждений. Клеят обои, потолочную плитку, красят, стелят линолеум... И в хозяйстве на своих социальных объектах та же картина. Материалы - со склада, засучили механизаторы рукава, и вперед. Работают все, от руководителя до рядового. Сам председатель, кстати, никогда не стоит в стороне. Если надо - и плечо подставит, и руки приложит. Так и дешевле все значительно обходится, и без иждивенчества, и обеспечивает вовлеченность всех в общее дело. Не говоря уже о том, что отношение к стенам, в которых работаешь, меняется. Ведь отделаны своими руками.

С другой стороны, применяется политика кнута и пряника. Все ведь прекрасно понимают, почему дороги по сельским улицам в ужасном состоянии. Тяжелые грузовики и тракторы их просто давят. Особенно - в распутицу. Обычным делом было, когда на К-700 приезжали на обед. Лавриненко категорически запретил подобное использование техники, ввел наказание за въезд на ней в село. Штраф небольшой, триста рублей, но еще как действует. Ведь объявляется всенародно. Если еще семь-восемь лет назад его выписывали десяткам механизаторов, то сейчас один - два случая за год. Люди поняли, что это для их же блага.

Вообще, на дороги хозяйство не скупится. Охотно участвует в их строительстве, в том числе долевом. В прошлом году, к примеру, положили два с половиной километра асфальта по улице Чехова. 5 миллионов рублей выделил на это краевой бюджет, 2 миллиона - колхоз, и 0,7 миллиона рублей - муниципалитет. В этом году запланировано «одеть» в новый асфальт улицу Садовую. Пропорции участия изменились. Колхоз выделяет 2,7 миллиона, муниципалитет - 1,7 миллиона, край - 1 миллион. Оно и понятно, в краевом бюджете денег маловато, приходится селянам плечо подставлять.

Благодаря такому заинтересованному подходу, дороги по селу в очень приличном состоянии. Асфальтированы чуть ли не все.

Все должны плечо подставлять

К сожалению, хозяйству приходится пока быть в роли чуть ли не единственного воина на поле социального благоустройства села.

Фермеры в Дербетовке есть, и успешные, но помогать развивать село не спешат. Доброй воли не проявляют. Законных же механизмов заставить их участвовать нет.

Вообще, сетует Лавриненко, некоторые фермеры, да и жители, действуют по принципу: мы с вами как хотим, а вы с нами - по закону. Могут выпустить скот на поля, а за потраву хозяйство может с ними только судиться. Могут вообще развести скот в таком количестве, что пастбищ не хватает. На хуторе Вишневом, к примеру, на 18 гектарах прилегающих пастбищ содержится 300 голов крупного рогатого скота и свыше 1000 овец. Превышены все допустимые нормы. Законных же механизмов для ограничения такой с позволения сказать деятельности, нет.

Не меньше проблем и с личными подсобными хозяйствами. Сейчас, например, скота на подворьях столько, что огороды навоз уже не переваривают. Вывозить его надо, а некуда. И проблему эту муниципалитет решить не в состоянии. Все это сказывается на внешнем виде села.

Наверное, решение этих проблем - уже следующий этап обустройства села.

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (2 голоса)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
7 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.