Вы здесь

ДОЛГ РАСТЕТ, СИЕСТА НАМ НЕ СВЕТИТ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

На очередное, 50-е заседание Думы Ставропольского края был вынесен целый ряд серьезных вопросов, в том числе пристальное внимание было уделено экономическим проблемам - эффективности использования бюджетных средств в регионе и растущему государственному долгу Ставрополья.

Первому вопросу был посвящен доклад председателя краевой Контрольно-счетной палаты края Андрея Колесникова. Он отметил, что ежегодно специалистами осуществлялся комплекс экспертно-аналитических мероприятий - в прошедшем году таковых было проведено около 300. Особое внимание уделялось осуществлению контроля за эффективностью расходования бюджетных средств, противодействию коррупции, исполнению законодательства в сфере закупок для государственных нужд. К примеру, была проведена оценка эффективности предоставления организациям края льготного налога на имущество. В итоге, помимо нарушений на сумму более 3 миллионов рублей, выявлен ряд системных проблем. Было установлено, что работа проводилась не в соответствии с действующим порядком, нередко она осуществлялась, исходя из видения вопроса тем или иным должностным лицом. По итогам контрольного мероприятия принято постановление правительства, которое определило новый порядок работы по этому вопросу.

Если говорить об аудите в сфере закупок, то проверено более 320 контрактов на сумму около 500 миллионов рублей. Выявлено 149 нарушений законодательства на сумму более 200 миллионов рублей. По итогам аудита направлено 17 представлений и 31 обращение в правоохранительные органы. Благодаря проведенным совместно с правоохранительными органами мероприятиям по противодействию коррупции выявлены нарушения на сумму более 1,5 миллиардов рублей. Всего же за год по результатам проверок направлено 160 представлений и предписаний, в бюджеты возвращено более 114 миллионов рублей, что в четыре раза больше, чем годом ранее. Андрей Колесников обозначил и приоритетные направления работы на этот год. В их числе - развитие единой системы предварительного и последующего контроля за формированием и исполнением бюджетов края и Территориального фонда обязательного медицинского страхования, профилактика и пресечение коррупционных проявлений в бюджетной сфере, контроль за реализацией мер по содействию импортозамещения, а также за использованием средств в отрасли ЖКХ и дорожного строительства. Депутаты, со своей стороны, внесли ряд рекомендаций к правительству края и Контрольно-счетной палате, направленных опять-таки на укрепление бюджетной и финансовой дисциплины органов исполнительной власти.

Не меньше вопросов у парламентариев вызвал доклад заместителя председателя правительства края, министра финансов Ларисы Калинченко о государственном долге, проблемах и перспективах его погашения. А ситуация в настоящий момент сложилась довольно серьезная. По данным ведомства, за последние пять лет сумма доходов регионального бюджета увеличилась на 30 процентов, а расходов - на 50, что привело к росту дефицита главного финансового документа края в 6 раз. Основная причина - увеличение количества обязательств социальной направленности, переданных из федерального центра в регионы. А в период с 2010 по 2015 год таких решений было принято более 30. Что это за расходы? На дорожные работы, организацию летнего отдыха детей, компенсация части расходов на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, субсидии на ЖКУ гражданам и так далее. В общей сложности на исполнение этих обязательств только в прошлом году понадобилось более 35 миллиардов рублей. И при этом нельзя сказать, что эти полномочия выполнены в полном объеме. В итоге увеличивается жесткость бюджета, а возможность принятия решений на региональном уровне становится все меньше.

Если говорить о конкретных цифрах, то на конец прошлого года сумма госдолга края составляет 34,6 миллиарда рублей, это 74 процента к объему налогов, собираемых в крае. В основном в структуре долга коммерческие заимствования - почти 20 миллиардов Ставрополье должно банкам, кредиты эти взяты под 8-13,5 процентов годовых. На сумму 4,7 миллиарда рублей выпущены облигации, и 9,7 миллиарда - это бюджетные кредиты.

Во что обходится обслуживание долга краевой казне? В прошлом году - в 1,5 миллиарда рублей, а в этом, по прогнозам, в результате повышения банками ставок по кредитам, эта сумма станет еще выше.

Неудивительно, что депутатами поднимался вопрос о том, какой выход имеется из сложившейся ситуации. Звучали разные предложения. В частности, справедливоросс Кирилл Кузьмин высказал мысль о том, что часть налогов, которые платят в крае и которые идут в федеральную казну, нужно перенаправить обратно в регион. Однако коллеги его не поддержали.

«Неизвестно, будет ли от этого лучше и удастся ли в итоге снизить долговое время. А, скорее всего, произойдет наоборот, и госдолг края продолжит расти», - отметил председатель краевого парламента Юрий Белый.

Выходом из ситуации, по мнению аналитиков, может стать принятие бюджета с минимальным дефицитом, а в идеале - бездефицитного. Вместе с тем, на уровне Федерации готовятся очередные изменения бюджетного законодательства. И в перспективе получить заем из бюджетных денег можно будет, если субъекты РФ будут соблюдать определенные условия, в том числе согласовывать с Минфином на каждом этапе изменения в закон о бюджете края, то же самое касается решений о привлечении новых кредитных ресурсов.

Это - перспективы, но уже сейчас министр финансов пригласила парламентариев принять участие в созданной правительством края межведомственной группе по повышению эффективности бюджетных расходов, и депутаты предложение приняли.

Если говорить о законопроектах, которые поддержали парламентарии в этот день, то единогласно поддержаны изменения в краевой закон «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», предлагающие установить за городскими казачьими обществами право на аренду земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности без проведения торгов. По мнению авторов теперь уже закона, он позволит городским казакам активно развивать хозяйственную деятельность и реализовать свои планы по открытию этнических и культурных центров и военно-патриотических клубов на собственных участках.

Довольно эмоциональное обсуждение с участием представителей всех фракций вызвали два аналогичных по своей сути законопроекта, предлагающих преобразовать Ипатовский и Нефтекумский районы в городские округа. Авторами инициатив выступили местные власти, которые считают, что объединение позволит сократить бюджетные расходы на содержание органов местного самоуправления и консолидировать финансовые ресурсы на оперативное решение проблем жителей. Прозвучали аргументы за и против, среди которых были и мнения депутатов уже живущих в объединенных округах, и тех, кто еще не совсем разобрался в необходимости столь серьезных преобразований и выразил сомнения по поводу согласия жителей районов. В ходе дискуссии был снят главный вопрос: все социальные льготы для отдельных категорий граждан будут сохранены. Оба законопроекта были приняты в двух чтениях.

- Сколько существует управление, столько ведутся споры о нем. Во многих субъектах страны объединение в городские округа - давно распространенная практика. Что бы об этом не говорили, главным остается то, что власть должна быть ближе к народу, эффективно решать проблемы и улучшать качество жизни, а принятые законы служат именно этим целям,- прокомментировал решение законодателей первый заместитель председателя Думы края Дмитрий Судавцов.

Помимо этого, депутаты приняли ряд законопроектов, направленных на приведение действующих краевых законов в соответствие с федеральными и на совершенствование нормативно-правовой базы региона. Поддержали они и широко обсуждаемый на этой неделе в регионе законопроект, предложенный губернатором Ставрополья, об объявлении 10 мая, который по православному календарю приходится на Радоницу, или день особого поминовения усопших, официальным выходным. Пока это решение принято на год, однако заместитель председателя краевой Думы Юрий Гонтарь, при единодушном одобрении коллег, призвал и будущий - 6-й созыв краевых законодателей поддержать этот почин в 2017 году.

Если говорить об отклоненных законопроектах, то в их числе и внесенный рядом депутатов, а также комитетом по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству проект закона «О внесении изменений в статью 3 Закона СК «О некоторых мерах по обеспечению тишины, покоя граждан и общественного порядка». Документом предлагалось установить наряду с имеющимися временными ограничениями (с 20 часов до 8 часов) дополнительные - в период с 13 часов до 15 часов и запретить в это время производство ремонтных, строительных, погрузочно-разгрузочных работ, если они нарушают тишину и покой граждан в жилых помещениях МКД, индивидуальных домах, общежитиях, а также на территориях объектов социального назначения, здравоохранения, образования. Авторы поясняли, что принятие законопроекта позволит увеличить время отдыха граждан в будние, выходные и установленные федеральным законодательством нерабочие праздничные дни в благоприятных условиях, учитывая наблюдающиеся в последнее время увеличение темпов строительства и проведения ремонтных работ на территории края. Однако коллеги их не поддержали. Сразу же возник вопрос о том, почему именно с 13 до 15 часов. А может, лучше с 12 до 14, или вовсе официально установить время сиесты на 4 часа. Да и по поводу того, что строители и жители МКД должны на время прекратить работы, были возражения. «А если человек специально для ремонта взял отпуск, и время у него ограничено, как быть? Или, к примеру, в доме потекла вода, как раз в обед. Устранять течь нельзя?» И третий серьезный вопрос, кто будет контролировать выполнение закона? Говорили и о том, что уже действующий закон зачастую не соблюдаются, и никто виновных не наказывает. В общем, придется населению обойтись без послеобеденного дня и сиесты. Как ремонтировали, строили, так и будут строить. Зато впоследствии будет, где жить.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.