Вы здесь

ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ МЕСТИ?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Не знаю, как у кого, но именно эта мысль возникла у меня после спектакля по пьесе А. И. Сумбатова-Южина «Соколы и вороны» в постановке народной артистки РФ Натальи Зубковой, премьера которого состоялась в Ставропольском академическом театре драмы.

Признаюсь, что в театр я шла с интересом, было очень любопытно посмотреть пьесу, имя автора которой не часто встретишь на афишах. А тем не менее, пьесы Александра Ивановича Сумбатова-Южина - актера Малого театра, драматурга, театрального деятеля - в конце позапрошлого века пользовались большим успехом как у зрителей, так и у режиссеров. Впрочем, это и неудивительно. В его пьесах есть все, чтобы вызвать у публики интерес: романтика чувств, любовные треугольники, человеческие характеры.

«Соколы и вороны» - одна из самых репертуарных пьес драматурга. В центре пьесы - любовный треугольник, страсти бушуют не на шутку. Любовь граничит с оскорбленным женским самолюбием, ревностью и местью, которая приводит к трагическому финалу... По сюжету две женщины (одна постарше, другая помладше) вьются вокруг безупречно честного кассира коммерческого банка Сергея Павловича Зеленова. Одна из них - Евгения Константиновна - замужем за управляющим того же банка, который вдвое старше ее. Богатая, никогда не знавшая настоящих чувств женщина, страстно влюблена в Зеленова, который ни о чем не догадывается. Другая - Антонина Трофимовна - бедна и поставила себе цель выйти замуж за вполне обеспеченного, по ее меркам, молодого кассира. Решение Зеленова жениться на скромной учительнице потрясает банкиршу. Евгения Константиновна понимает, что теряет смысл своего существования. В голове ее рождается идея страшной мести. Постоянно требуя денег, она пытается уговорить мужа пойти на воровство, подставляя, естественно, Зеленова. И, как это часто бывает, уговорила...

А дальше в спектакле есть все, что так любит зритель: интрига, неожиданные сюжетные повороты, пылкие чувства, разрушительные страсти, предательство, раскаяние и эффектный финал. А еще - яркие характеры, искренне воплощенные актерами. Кстати, впервые эту пьесу сыграли на сцене Малого театра в Москве, в конце позапрошлого века. А она актуальна и сегодня. Смотришь и диву даешься: и столетие назад коммерческих банков было, как грибов, женщины свою судьбу старались устроить повыгоднее, банкиры супругу выбирали по возрасту вдвое младше себя, а их жены, устав от нелюбимых мужей, искали спасение на стороне, выбирая мужчин, зачастую и моложе, и беднее.

Видно, как артисты с удовольствием работают в новой для себя драматургии, соединяя два времени. Роль Евгении Константиновны исполнила почетный деятель искусств СК актриса Ирина Баранникова. Буду банальной - очередное браво Ирине. Она пронзительно сыграла женщину, которая мстит отвергнувшему ее мужчине. Мстит мужчине, которого любит. Любит, но продолжает методично уничтожать самое дорогое, калеча свою жизнь и жизнь близких, сжигая за собой все мосты. Ведь понятно, что Зеленов никогда не простит ее и не полюбит...

Ирина настолько ярко играет роль, что видишь все душевные порывы ее героини. Каждый раз она настоящая, причем до такой степени, что в очередной раз, когда она появилась на сцене, один из зрителей не выдержал, и прокомментировал все, что он о ней думает одним словом - вполне литературным, но не совсем приятным. Мне кажется, что такая зрительская реакция признания таланта и попадания в образ убедительнее даже аплодисментов. А какой опустошенной оказывается Ирина в финале, когда душа ее умерла, а в глазах, кажется, навсегда застыли льдинки.

Впечатляет работа заслуженного артиста РФ Михаила Новакова. Его герой - Лев Петрович Застражаев - очень любит жену, исполняет все ее капризы, и, как это часто бывает, не замечает очевидного - измены, пусть и не физической. Да, он соглашается на подлость, но после долгих уговоров, шантажа и, практически, угроз. А как переживает и раскаивается из-за своего поступка. Жалко его. Особенно, когда он понимает, что жена не любит его, что он - банальное орудие мести. Какая неподдельная боль в его голосе и в движениях, когда он смотрит и не узнает свою жену, повторяя одни слова: «Как же так, Женя? Как же так?».

Владислав Таранов очень достойно играет Сергея Зеленова. Честный и открытый, он искренне верит людям. А еще он благородный человек, и просто не замечает любви жены своего покровителя, принимая ее повышенное внимание за доброе расположение. А когда понимает, то мучается и страдает. Он не может предать человека, который так помог ему в жизни, как не может предать и свою жену. А какое отчаяние и ужас в его глазах, когда его несправедливо обвиняют в растрате. С сожалением понимаешь, что после всего, что с ним случилось, он уже никогда не будет прежним. Во всяком случае, людям доверять точно не будет - учителя «хорошие» были.

Особенный колорит спектаклю придала игра актеров, исполнявших роли второстепенных и эпизодических персонажей. За непродолжительное время, которое они находились на сцене, каждый сумел ярко обрисовать своего героя. Это касается в первую очередь Александра Кошелевского, сыгравшего роль юрисконсульта, подлеца «высокой марки», человека без нервов, без чести, презирающего всех вокруг. Особенно сильна сцена, в которой он, обманув другого жулика, отставного полицейского чиновника, презрительно говорит ему: «Есть вороны, что падаль клюют, а есть соколы, что с налета бьют». Хотя самая подходящая к этому месту пьесы была бы совсем другая пословица: «Вор у вора дубинку украл».

А роль отставного полицейского чиновника играет почетный деятель искусств СК Игорь Барташ. Спившийся, опустившийся, без стыда и совести, готовый за деньги и водку продать все и вся, он с легкостью продает и своего зятя - Зеленова. Где-то в глубине его спившегося сознания мелькает сожаление, но не о муже дочери, который в Сибирь отправится, а что отправляется он туда бесплатно, не заработал он на нем ничего. Не знаю, что это, наверное, и чудеса грима, и талантливое актерское преображение, но Игорь в спектакле выглядит, как окончательно и беспробудно спившийся человек, который из-за своей пагубной привычки окончательно губит Зеленова. Смотрела я на Игоря, в этой несвойственной, в общем-то, для него роли и в очередной раз удивлялась профессионализму наших актеров. Он одинаково талантливо играет и Печорина, и Арбенина, и алкоголика. И не выберешь, кого лучше.

Одним словом, спектакль впечатляет. И режиссурой, и игрой актеров, и сюжетом. Театр рассказал нам простую и очень печальную историю о женщине, которая хотела, но не смогла стать счастливой, о том, как она терзалась сама и терзала всех вокруг, хотя в сущности все могло быть совсем по-другому.

«Соколы и вороны» из тех постановок, которые душу не вынимают, но заставляют заглянуть в нее. Так что если перед кем-либо и стоял вопрос: есть ли жизнь после мести, то ответ на него они получили. Причем, ответ очевидный. И еще. Смертельно любить и смертельно ненавидеть одновременно... К счастью, далеко не всем знакомы такие мазохистские страсти. Иначе человечество давно бы вымерло.

И напоследок. Есть такая ингушская сказка-притча. Подружились сокол и ворон. Долетели они до места, где один князь поставил капкан около дохлого бычка и заманивал в него птиц.

- Я устал. Если ты не принесешь мне кусок мяса этого бычка, я не смогу лететь дальше, - сказал ворон соколу.

Подлетел сокол ближе к бычку и попал в капкан. А ворон даже не взглянул на сокола - взмахнул крыльями и улетел. Князь же посадил сокола в железную клетку. Каждый день прилетал другой сокол и с криком бился крыльями о клетку. Князь решил узнать, что это значит. Позвал он человека, который знал язык всех живых существ. Тот послушал крик сокола и сказал:

- Сокол, который бьется о железную клетку: «Если бы ты дружил с соколом, тебя не поймали бы. Ты сам виноват». И князь выпустил сокола из клетки.

В жизни тоже так часто бывает: не сразу пронимаешь, кто рядом с тобой ворон, а кто - сокол.

Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 4.1 (14 голосов)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.