Вы здесь

ТЕАТРУ КУКОЛ 80 ЛЕТ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Третьего сентября в малом зале Дворца культуры и спорта спектаклем «Котенок по имени Гав» открывается творческий сезон 80-го юбилейного года Ставропольского краевого театра кукол.

Прелюдия

Театр кукол пережил тысячелетия, десятки исторических укладов. Первые упоминания о кукольном искусстве связаны с празднествами в Древнем Египте. Потом была Древняя Греция, где появился так называемый Вифлеемский ящик без передней стенки. Внизу были куклы, изображавшие людей, а вверху - богов. В течение многих веков театр кукол развивался у разных народов по своим законам. Кукольники играли очень много сказок, притч и легенд, ведь это было близко зрителям. И в то же время в том же Китае кукловодов жестоко наказывали за «дьявольское искусство». А в средневековой Европе их нередко считали колдунами. Инквизиция отправляла артистов в тюрьму и сжигала на костре. Однако театр выжил и оказался бессмертным. Первые же профессиональные театры кукол появились в XX веке в Чехословакии.

В России издавна по городам и деревням ходили скоморохи, разыгрывая на потеху зрителям различные истории с одним из любимых народных героев - Петрушкой. Как писал Владимир Даль, «Петрушка - кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и красном колпаке. Зовут Петрушкой и весь шутовской кукольный вертеп». Первый профессиональный театр появился в России сразу после Октябрьской революции в 1917 году. Это был Санкт-Петербургский государственный театр марионеток. А в 30-40 годы родился новый театр в столице тогда Советского Союза - Центральный театр кукол под руководством Сергея Образцова. И завоевал весь мир. Не случайно ведь с древнейших времен в языках многих народов планеты существовало сравнение жизни человека с марионеткой, которую дергают за ниточку. А чудо превращения неодушевленного предмета в живое существо окрашивалось тайной и загадочностью. Отсюда - особая магия кукол, вспомним хотя бы того же «Щелкунчика».

История

Ставропольский краевой театр кукол за свою долгую историю прожил сложную, но интересную жизнь, меняя места своей дислокации. Театр располагался в зданиях краевой филармонии, пожарной части на Комсомольской горке. И только в 1987 году краевой театр кукол въехал в помещение бывшего Дома пионеров на проспекте Октябрьской революции. Перелистывая страницы истории театра, можно узнать о его первых спектаклях. Это: «Каштанка», «Иван-царевич», «Сказка о мертвой царевне», «Терем-теремок». Первым директором и художественным руководителем театра был Т. Григорович.

В 40-е годы вместе со всей страной театр переживает тяжелое бремя войны и фашистской оккупации. Но и во время Великой Отечественной войны артисты краевого театра кукол не прекращали своей деятельности, выступая перед бойцами в военных госпиталях и на передовой в перерывах перед боями. Особенной любовью пользовались тогда спектакли «Фашисты в нашем лесу», «Метелица», «Боевой Петрушка». В 1956 году театр пришлось закрыть в связи с трудным экономическим положением, однако бригада актеров-кукольников продолжала работать при Ставропольской краевой государственной филармонии.

Второе официальное рождение краевого театра кукол произошло в 1965 году. История театра бережно хранит память о тех, кто внес свой творческий вклад в его развитие. Это режиссеры С. Уралов, Г. Стужева, П. Дюмон, Л. Дросман, художники И. Вавилин, Т. Жукова, И. Уварова, А. Ропотова, С. Жуков, С. Швец, чьи спектакли стали наиболее значительными вехами в истории театра. В 70-80 годы главным режиссером театра становится Р. Свиридов, которым были осуществлены следующие постановки: «Сэмбо», «Царевна-лягушка», «Иван-крес-тьянский сын», «Аленький цветочек» и другие. Театр обращается к героической теме и ставит спектакль «Фронт над облаками» по поэме ставропольского поэта А. Екимцева. Создатели этого спектакля стали лауреатами премии комсомола Ставрополья имени Героя Советского Союза А. Скокова.

Помещение бывшего Дома пионеров как нельзя лучше подходило театру кукол, где была своя сцена, гримерка, актовый зал, подсобные помещения, а значит, появилась возможность ставить спектакли, требующие большого сценического пространства. Теперь театр, возглавляемый заслуженным работником культуры И. Стукачевым, работал по двум направлениям: первое - выпуск спектаклей по лучшим произведениям отечественной и зарубежной литературы, предназначенной для показа в детских садах и школах, на небольших сценических площадках; второе направление предполагало выпуск спектаклей, предназначенных для большой сцены. Особое внимание уделялось работе с местными авторами, создающими пьесы на материале национального фольклора, учитывая историческую многонациональность Ставрополья.

90-е годы отмечены в краевом театре кукол высоким творческим подъемом. Директором был назначен В. Губских, благодаря политике которого в театр для постановок новых спектаклей приглашаются известные в стране режиссеры Ю. Фридман, А. Окуньков, Г. Вержак, Ю. Остромухов, К. Мохов и другие. Многие из этих спектаклей становятся настоящими театральными жемчужинами, к примеру, «Машенька и медведь», «Машина чудес», «Соловей и Император», «Золотой петушок», за которые труппа театра не раз получала различные федеральные награды. Однако здание театра постепенно приходит в аварийное состояние, денег на капитальный ремонт нет уже несколько десятилетий. И все равно актеры-кукольники, несмотря на теперь уже постоянный гастрольный характер работы, стабильно работают на радость ставропольской детворе. Многие актеры, пришедшие в то время, до сих пор составляют основной костяк труппы, преданно служа родному театру. В основном это выпускники Саратовского театрального училища, а ныне признанные мастера сцены: заслуженная артистка РФ Т. Стукачева, артисты Л. Щербакова, С. Гниденко, В. Грищенко, Р. Темниханов. Ведущими актерами стали А. и Е. Куликовы, И. Нилова, С. Ильядис, Е. Колбас, Л. Свиридова, М. Ефимищева.

С 2001 года главным режиссером становится Г. Гольдман, который осуществил за последующие годы семнадцать сценических постановок, в том числе, «Кошкин дом», «Почти Красная шапочка», «Три поросенка», «Вишневый сад», «Гусенок», «Живая вода», многие из которых получили заслуженные призы на международных фестивалях театров кукол. Здание театра продолжало разрушаться, а его коллектив по-прежнему работал на сохранение и приумножение лучших театральных традиций, развитие сценического искусства во имя возрождения духовности в нашем обществе. Деятельность ставропольских кукольников, без преувеличения, можно назвать героической!

В 2011 году, отметив свое 75-летие, актеры столь редкой профессии все также ждали перемен к лучшему. И, наконец, дождались. В конце 2012 года театр возглавил Александр Безгин, а по решению министерства культуры Ставропольского края коллективу предоставили помещения на шестом этаже Дворца культуры и спорта. Теперь, после реконструкции у театра кукол есть актовый зал на 100 мест, репетиционный зал, костюмерная, гримерка, другие кабинеты. Два года здесь работала творческая пара из Санкт-Петербурга - режиссер и художник Владимир и Маргарита Литвиновы. А потом в свой родной театр вернулся из Белоруссии главный режиссер Григорий Гольдман.

Юбилейный год

В преддверии открытия юбилейного сезона ваш корреспондент встретилась с директором театра Александром Безгиным, главным режиссером Григорием Гольдманом, заведующей труппой Светланой Гниденко и руководителем литературно-драматической частью Ириной Темнихановой. И вот, что получилось в итоге нашей беседы. Всего сейчас в коллективе работает 103 человека, из них 19 - это труппа актеров-кукольников. Театр кукол, как любит говорить директор, это предприятие закрытого цикла. Здесь все делается своими руками: от задумки спектакля до его показа. А потому работы хватает всем - и художественно-постановочным мастерским, где работают замечательные художники-бутафоры, конструкторы кукол, и транспортному цеху, и костюмерам, и самим актерам.

В настоящее время в репертуаре театра 30 спектаклей. Основная стабильная труппа пополнилась за последние годы несколькими талантливыми новичками. Это В. Якушенко, П. Руденко, молодая пара из Костромы Роман и Наталья Кузнецовы, Надежда Дробышева, Жанна Немыкина, Валентина Князева, отец которой тоже работал здесь в свое время кукольником. Сейчас прорабатывается вопрос с директором краевого колледжа искусств Анной Макеевой об открытии курса «Актер театра кукол». Так что смена, думается, не заставит себя ждать. Госзадание выполняется и будет выполнено в этом году, по словам директора театра, на сто процентов. Ну а знаковое мероприятие - 80-летний юбилей будет отмечаться 25 ноября в своем помещении театра - в ДКиС. Предваряет же юбилей неделя показов лучших кукольных спектаклей, опять-таки в ДКиС и в ДК «Ставрополец» в Октябрьском районе краевого центра.

На мой вопрос о самих куклах, с которыми работают артисты, получила в ответ немало интересного. Так, за все время работы театра здесь была создана не одна сотня кукол. Но хранить их, к сожалению, негде, а потому зачастую артисты дарят уже отслуживших свое кукол в самодеятельность по всему краю. Вспомнили мои собеседники и о великолепном художнике-конструкторе кукол Григории Юрьевиче Новикове-Днепровском, который проработал в нашем театре более 30 лет и в соавторстве с заведующим художественно-постановочной частью Сергеем Михайловичем Жуковым создавал основную часть замечательных персонажей. Как оказалось, у каждого актера есть свои любимые куклы. А Светлана Гниденко сначала сказала, что они все любимые, а потом, все-таки, остановилась на Машеньке из спектакля «Машенька и медведь» и на Вороне из «Котенка на снегу». Ну а самым дорогим (по цене материалов) получился «Соловей и Император» с ростовыми куклами.

Традиционно в новом сезоне коллектив театра как ездил, так и продолжает ездить на гастроли по восточным районам края и на Кавминводы, а в конце сентября предстоит творческая поездка с двумя спектаклями «Принцесса Крапинка» и «Солнышко на память» в Астрахань. В прошлом году театр выпустил четыре премьеры, в этом году планируется тоже несколько новых постановок - «Золушка», «Снежная королева» и другие. Постоянно ведется и другая творческая работа: смотры актерской молодежи под эгидой СТД, мастер-классы, которые провел недавно в Ставрополе известный в стране кукольник Андрей Князьков в рамках курсов повышения квалификации. Министерство культуры СК помогло театру с выпуском к юбилею красочного буклета. Ведется благотворительная и методическая работа. Недавно здесь прошло три этапа конкурса «Волшебный мир театра». Любят ставропольцы - и дети, и взрослые - свой театр кукол. А это ли не самое главное в такой волшебной профессии, как актер-кукольник?

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Фото Маргариты ВОРОНОВОЙ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
6 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.