Вы здесь

ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Организацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья обсудили в краевом центре. О том, как построена эта работа в регионе, рассказали заместитель министра образования края Диана Рудьева и начальник отдела организации стационарного обслуживания населения министерства труда и социальной защиты Владимир Сальников.

«В этом году РФ ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Это знаменует намерение государства создавать материальную среду для полноценной жизни инвалидов - полноправных членов общества, развивать систему инклюзивного образования. На федеральном уровне были внесены изменения в действующее законодательство и ряд нормативных актов. Перед органами образования была поставлена задача - создать все необходимые условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Какие это условия? В первую очередь, речь идет о создании доступной среды в образовательных учреждениях. Немаловажное значение имеют специальные адаптированные образовательные программы, наличие подготовленных специалистов с логопедическим и дефектологическим образованием, специализированных учебников и средств обучения», - отметила Диана Рудьева.

Нужно сказать, что в настоящий момент на Ставрополье, по данным министерства образования, - более 15 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. Нозология может быть разной - нарушения речи, зрения, слуха, заболевания опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость, задержка психического развития, расстройство аутистического спектра. Но каковы бы не были диагнозы, все дети в настоящий момент обучаются. Это регламентируется законом «Об образовании в РФ» и вступившими в силу 1 сентября новыми федеральными образовательными стандартами для детей с умственной отсталостью и ограниченными возможностями здоровья.

Если говорить о том, как идет их обучение, то следует отметить, что в крае действует система образовательных учреждений, в которых созданы необходимые условия для таких детей. Дошкольное звено представлено 14-ю детскими садами. Плюс в 190 муниципальных детских садиках созданы группы компенсирующего и комбинированного вида, где обучаются дети с нарушениями слуха, зрения, с задержкой психического развития. Среднее образование дети с ограниченными возможностями здоровья получают в 25 специальных коррекционных школах-интернатах. Кроме того, 393 муниципальных школы края имеют наряду с общеобразовательными - классы коррекционного развития.

Всего 1 сентября приступили к обучению в школах 8569 детей с ограниченными возможностями здоровья. В первый класс пошли 1550 деток, у которых есть те или иные проблемы. При этом 260 первоклассников обучаются инклюзивно вместе со здоровыми детьми в образовательных учреждениях.

Используются и другие формы обучения таких детей - по индивидуальной образовательной программе, на дому. Для детей-инвалидов, которым по медицинским показаниям не противопоказана работа с компьютерным оборудованием, предусмотрено дистанционное обучение. В настоящий момент таковых в регионе около 600. Компьютерное оборудование таким семьям предоставляется.

При этом, если родители выбрали такие варианты, как индивидуальное и дистанционное обучение, у детей есть возможность приходить на определенные предметы в школу в зависимости от их состояния здоровья.

Как уже было отмечено выше, в этом году в крае приступили к обучению ребят, которых раньше считали необучаемыми. Произошло это и в двух учреждениях социального обслуживания населения - Ипатовском детском доме для детей с умственной отсталостью и аналогичном заведении в селе Дербетовка Апанасенковского района. Всего в них - около 200 воспитанников возрасте от 4 до 18 лет.

«Для нас это новое дело, ранее такая работа не велась, так как не была законодательно закреплена. В прошлом году мы получили лицензии на дополнительное и дошкольное образование. А тут подоспело Постановление Правительства РФ, согласно которому мы обязаны начать образовательную деятельность с начальной школы. Был проведен ряд мероприятий, в том числе по укреплению материально-технической базы - ремонту и оснащению классов, приобретению мебели, методических пособий. Применяться будут две схемы. В Ипатовском детском доме у нас 26 педагогических работников, которые прошли обучение на базе Северо-Кавказского федерального университета. С 1 сентября они будут обучать наших воспитанников. Ребятишек из дербетовского детского дома будут учить педагоги местной школы. Что из этого получится, мы не знаем. Но учителя готовы, и дети тоже. Но мы стараемся создать все условия, чтобы воспитанники наши чувствовали себя полноценными гражданами нашей страны», - сказал Владимир Сальников.

Понятно, что для того, чтобы эта система работала, нужны подготовленные кадры. Подготовка педагогов ведется регулярно. С введением же новых ФГОС к началу нового учебного года дополнительно подготовлено 250 специалистов. Хотя в настоящий момент этого все-таки не достаточно. И кадровая проблема до конца не решена - школам, в которые пришли учиться детки-инвалиды, нужны логопеды, психологи, дефектологи, сурдопедагоги. Решаться этот вопрос будет, в том числе, и при помощи целевого набора студентов на эти специальности.

Еще один важный момент - ребята с отклонениями здоровья, в обязательном порядке нуждаются в психологической помощи. В крае действуют 7 психологических центров, а в перспективе появятся еще два - в Пятигорске и Нефтекумске, на базе преобразованных детских домов. А еще в каждом муниципальном образовании создана психолого-медико-психологическая комиссия, куда могут обратиться родители для того, чтобы специалисты определили, какой уровень образования нужен их ребенку и по каким программам он может обучаться.

«Чем раньше будут замечены отклонения в состоянии здоровья, тем и результат оказания помощи будет выше», - говорят специалисты.

Отметим, что сегодня в государственных коррекционных общеобразовательных школах наряду с педагогическим образованием все учителя имеют квалификацию педагогов-дефектологов. И перед Минобром стоит задача, чтобы в общеобразовательных школах, где учатся детки с нарушениями здоровья, появились педагоги с таким образованием.

Если говорить о создании доступной среды в учреждениях образования, то следует отметить, что 20 процентов школ и 8 организаций профессионального образования сегодня оснащены пандусами, подъемниками и специализированными лифтами. В этом году на продолжение этой работы заложено 11 миллионов рублей, еще 26 миллионов выделено на условиях софинансирования из федерального бюджета.

А еще в крае развиваются виды оказания помощи семьям, в которых растут особые дети. Так, на базе Красногвардейского интерната создан центр «Благо», куда в течение года могут выезжать родители с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата для реабилитации. Там собрано уникальное оборудование, работают врачи, педагоги по адаптивной физической культуре, занятия с каждым ребенком ведутся индивидуально. И все это для семей бесплатно. На базе Шпаковского психологического центра проводятся занятия с детками-аутистами. Приезжают сюда как со Ставрополья, так и из соседних республик. В Кисловодске существует центр для слабовидящих детей. А в школе-интренате № 36 г. Ставрополя для слабослышащих детей создана базовая площадка, где специфике работы с детьми, нуждающимися в особых условиях обучения, обучают педагогов края и других субъектов и родителей.

В общем, спектр услуг, предоставляемых для детей с ограниченными возможностями здоровья, в крае довольно большой. И в дальнейшем его намерены, как было сказано на встрече, продолжать развивать. В том числе, за счет сотрудничества с негосударственными учреждениями, которые также работают с детками с особыми ограниченными возможностями здоровья.

Ирина ПОСТОВАЯ.

В тему

Уроки для предпринимателей

В краевом центре успешно набирает обороты образовательный проект «Кто хочет стать предпринимателем?», созданный при поддержке администрации Ставрополя.

Очередной урок, как и все предыдущие, прошел в неформальной обстановке на свежем воздухе - в парке «Победы». Его участниками стали более 40-ка начинающих предпринимателей города Ставрополя.

Как и прежде, спикерами встречи выступили успешные бизнесмены и общественные деятели, которые охотно делились своим личным опытом и отвечали на все интересующие вопросы.

Эксперты рассказали, какими качествами должен обладать лидер, как правильно выбрать бизнес-партнера и как грамотно строить с ним отношения. Уделили внимание бизнеснаправлениям, востребованным сегодня на территории Ставропольского края. Рассказали об интернетторговле и перспективах освоения зарубежных рынков. Посоветовали ребятам начинать с хобби и увлечений, а в работе делать акцент не на получение прибыли, а на улучшение жизни людей, что в перспективе даст бизнесу более долгосрочный эффект.

Комитет экономического развития администрации Ставрополя напоминает, что образовательный проект «Кто хочет стать предпринимателем?» - это бесплатное мероприятие, созданное специально для активных молодых людей - начинающих и будущих бизнесменов.

Обучение проходит один раз в две недели. Желающим его пройти, необходимо оставить предварительные заявки по телефонам: 29-62-83, 26-50-53, или направить их на адрес электронной почты otdelmsp@mail.ru.

Предприниматели, которые хотят поделиться своими знаниями с молодым поколением, также могут обращаться по указанным контактам.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
4 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.